Мультипортал о Чеченской Республике

ЧЕЧНЯ. Горная Чечня в огне восстаний 60-70-х гг. XIX в.


Просмотров: 5 488Комментариев: 0
ЧЕЧНЯ. Горная Чечня в огне восстаний 60-70-х гг. XIX в.

ЧЕЧНЯ. Академия наук Чеченской Республики только что издала монографию: Гапуров Ш.А., Бакашов А.В., Саралиева Л.Ш. «…ДИКОЙ ВОЛЬНОСТИ ЛЮБОВЬ» (освободительное движение в Чечне в 60-70-х гг. XIX в.).

«Ярый крик Кавказской войны смолкнул» не в 1859 г., когда Имам Шамиль сдался в плен, а весной 1864 г., когда был взят 21 мая последний черкесский аул в урочище Кбаада над Адлером (ныне Красная поляна). Ушла в историю печально известная Кавказская война, ставшая, по словам исследователя истории войн Э. Осли, самой долгой за всю историю российской армии и одной из самых жестоких, ибо унесла десятки тысяч жизней слуг империи, не говоря о немыслимо высокой цене, заплаченной народами Кавказа.


В результате столь жестокой бойни Северный Кавказ, в том числе и Чечня, был присоединен к России. По словам известной исследовательницы З.Х. Ибрагимовой, включение Чечни в состав Российской империи многим слоям чеченского народа дало возможность более быстрыми темпами приобщиться к европейскому и мировому экономическому, социальному и культурному опыту. В то же время, - подчеркивает З.Х. Ибрагимова, – политика России на Кавказе не всегда отличалась продуманностью, должной государственной логикой и целесообразностью. Зачастую ее проводили госчиновники и генералы, придерживавшиеся однобокой, силовой схемы построения взаимоотношений с горскими народами, что приводило к сопротивлению в различных формах и масштабах, начиная с переселения в зарубежные страны и заканчивая восстаниями и требованиями отделения от Российской империи. Лучший тому пример крупномасштабное восстание 1877 г. в горах Чечни и Дагестана. Одной из причин антиправительственных выступлений 60-70-х гг. и восстания 1877 г. были политические ошибки царского правительства, не сумевшего показать горцам видимые, в первую очередь социально-экономические, преимущества развития края в составе сильного европейского государства, подчеркивает дагестанский историк профессор М. Гасанов. Эту же мысль, но в более расширенной форме мы находим у осетинского ученого Ю.В. Хоруева. Он пишет, что Россия не даровала народам Кавказа, особенно северокавказским, такое количество благ и свобод, которые были бы адекватны приобретенным Россией выгодам. Вошедшие в состав России народы заслуживали большого внимания и снисхождения, более осторожного и безболезненного перевода повседневной гражданской жизни горцев на российские государственные, общественно-политические и социальные стандарты… Режим и законы, занесенные Россией на Северный Кавказ, нередко вступали в конфликт с местными адатами и шариатом. В итоге это вызвало конфликт сторон, и вместе со святым чувством свободы, национальной независимости, острым желанием жить по своим привычным общественным правилам этот конфликт порой выливался в прямое восстание против русской администрации, подчеркивает профессор Ю.В. Хоруев.


В самом деле, как заключают авторы рецензируемой книги, с окончанием Кавказской войны на Северо-Восточном Кавказе закончился этап организованной, совместной и крупномасштабной антиколониальной борьбы горцев. Восстания же, о которых идет речь в монографии Ш.А. Гапурова и его соавторов, не имели единого центра и руководства, слабы были связи между главарями восставших в 1860-1861 годах. Восставшие крестьяне-землевладельцы выдвигали в основном лишь сугубо экономические требования – борьба за землю.
Восстание же 1877 г. было более масштабным, чем подобное движение 60-х годов XIX в. В то же время, пишут авторы, по сравнению с периодом Кавказской войны, восстание в Чечне в 1877 г. было намного менее масштабным - жители равнинной Чечни практически не приняли участие в восстании. Да и в Горной Чечне к восстанию примкнули далеко не все жители. Даже в ичкерийских и аргунских селениях население разделилось по отношению к восстанию: большая часть не хотела вооруженного противостояния с российской властью. В массе своей чеченцы стали понимать, что выгоды мирной жизни в составе Российского государства перевешивают тяготы национального и экономического гнета, - подчеркивают авторы книги. Более того, свежи были еще в памяти народа многие постулаты в проповеди Кунта-Хаджи в период Кавказской войны, особенно - о сопротивлении злу насилием. Словом, становилось очевидным, что «дикой вольностью» придется поступиться во имя мирной жизни.


В аспекте этого положения авторы рассматриваемой монографии полностью разделяют мнение чеченского историка З.Х. Ибрагимовой, отметившей, что в период восстания 1877 г. в Чечне подавляющее большинство представителей общин и духовенства вполне искренне считало себя в российском подданстве. Горцы интегрировались в новую систему, стремились улучшить свое социально-экономическое положение, но выступали против грубого вмешательства в их внутренний мир. И еще одну, очень интересную мысль З.Х. Ибрагимовой поддержали авторы. Речь идет о том, что многие чеченцы в период восстания 1877 г. не поддержали восставших в силу того, что считали антироссийские действия в тот период, т.е. во время войны России с Турцией, вероломными. «Нападать с тыла, пусть даже на врага, в момент битвы его с третьим лицом считалось нарушением чеченских представлений о чести и достоинстве мужчины и воина. Пусть и устно, но чеченцы в течение веков разработали строго регламентированную систему таких процедур, как предъявление претензий противнику, объявление войны, заключение мира, правила ведения военных действий. Считалось недостойным покидать друга-союзника в ходе борьбы или вообще в беде. Подлежало всеобщему осуждению внезапное, вероломное нападение на противника», - цитируют З.Х. Ибрагимову авторы книги.


При этом, в качестве ярчайшего примера сказанному, приводят пример, как в январе 1877 г. во главе с Арцу Чермоевым был сформирован Чеченский конно-иррегулярный полк для участия в войне против Турции. В боях с турецкими войсками бойцы Чеченского полка показали чудеса храбрости. Около четверти личного состава полка погибло в боях на русско-турецком фронте. Полк был удостоен специального наградного знамени, а его воины – знаков на головные уборы с надписью «За отличие в турецкую войну». Как тут не вспомнить, для сравнения, Героя Советского Союза Мовлида Висаитова, который, командуя кавалерийским полком на фронтах Великой Отечественной войны, дошел до Эльбы, где из рук американского генерала получил высший орден США «Легион чести» за доблесть и мужество, проявленные им во второй мировой войне, защищая Советский Союз и его союзников.
Завершая монографию, авторы пишут, что после подавления восстания 1877 г. вплоть до 1917 г. в Чечне больше не будет каких-либо массовых вооруженных выступлений против российской власти. С последней трети XIX в. Чечня ускоренно будет вытягиваться в общероссийскую систему культурно-экономических отношений.


Предлагаемая вниманию читателя книга – это уникальное издание. Ее уникальность заключается в «Приложениях». В этой части книги авторы впервые публикуют в доступной широкому читателю форме: хронологию восстания 1877 г. в Чечне и Дагестане (по дням и месяцам); Беглый очерк Чечни и чеченцев; Протоколы допросов, обвинительный акт и приговор Временного военно-полевого суда над участниками восстания 1877 г. в Чечне; Исторический очерк о восстании Чечни 1877-1878 гг. против гнета царского режима из арабских записок беноевского муллы Раасу Гайтукаева, бывшего кадия, с чеченского на русский переведен С. Хамидовым; статья политического деятеля конца XIX - начала XX века Ахмеда Цаликова из Осетии «Борьба за волю гор Кавказа»; Рапорты генерала Смекалова (хроника чеченского восстания, опубликованная в 1891 г.); Статья А. Тахо-Годи «К 50-летию восстания Чечни и Дагестана (1877 г.)», опубликованная в 1927 году.


Все названные материалы дают возможность читателю самому составить свое мнение о трагических событиях 1877 г. в Чечне и их последствиях для чеченского народа.
Итак, восстание в Чечне было окончательно подавлено в середине октября 1877 г. Предводитель восстания Алибек-Хаджи и его сподвижники сессией военного суда в крепости Грозной были приговорены к смертной казни через повешение.
Вот имена повешенных:


1. Алибек-Хаджи Алданов из Симсары;
2. Нурхади из Чечель-Юрта;
3. Косум из Чечель-Юрта;
4. Хусейн-Хаджи из Айты-Мохка;
5. Газурко из Турты-отар;
6. Губахан из Тазин-Кале;
7. Курко из Дышне-Ведено;
8. Ларсан-Хаджи из Махкетов;
9. Митта из Чеберлоя;
10. Дада Залмаев из Чеберлоя;
11. Ума-Хаджи из Зумсоя;
12. Дада, его сын из Зумсоя.


Средний возраст этих людей 30 лет (от 18 и старше). Алибеку-Хаджи было 23 года. Некий М.Б., присутствовавший при казни, писал: «Меня поразило спокойствие, с которым эти люди умирали». Все казненные были похоронены в общей могиле на месте приведения в исполнение казни. Исследователь этого восстания А.И. Иванов пишет, что свыше 500 человек за участие в восстании было приговорено к пожизненным каторжным работам. Целые аулы были выселены внутрь России (Тульская, Рязанская, Калужская, Вологодская, Новгородская, Псковская губернии и Западная Сибирь).
Министр внутренних дел России 23 октября 1878 г. отмечал: «Нельзя же придти к мысли о крайне печальных последствиях подобной высылки, можно без особого преувеличения сказать, что она едва ли не равносильна поголовному истреблению», - приводит исторический документ историк А.И. Иванов.


Смертность горцев в местах выселения была огромной, - пишут Ш.А. Гапуров, А.В. Бакашов, Л.Ш. Саралиева. Так, только в Новгородской губернии из числа прибывших сюда в начале 1878 г. 1625 человек в первые же месяцы умерло 429 (118 мужчин и 311 женщин), а 74 человека оказались безнадежно больными. Вернуться на родину оставшимся в живых ссыльным горцам разрешили лишь после вступления Александра III на престол (после убийства Александра II), то есть в 1881-1882 гг. Рецензируемая книга читается на одном вздохе, и при этом постоянно думаешь – Боже мой, какая тяжелая доля выпала моему народу! И каким тернистым был его путь от той дикой вольности до наших дней.


- Сегодня Чеченская Республика, - пишут авторы, - равноправный субъект, неотъемлемая часть Российской Федерации, ставшая общей Родиной для многих населяющих ее народов. Мы ни в коем случае не ставим под сомнение прогрессивность самого факта присоединения Чечни к России. Этот акт дал чеченцам с последней трети XIX в. предпочтительную историческую перспективу развития в составе огромного современного европейского государства, возможность развития своей национальной культуры, экономики. Общеизвестно то огромное положительное влияние, которое оказали русская культура, российская экономика на развитие чеченской культуры, становление современной промышленности Чечни, - заключают авторы монографии.
Книга вышла под редакцией доктора исторических наук, профессора В.Х. Магомаева и предназначена как для ученых-историков, так и для широкого круга читателей. Всем им я желаю приятного чтения, а авторов поздравляю с публикацией этой работы.

Муса Багаев,  доктор исторических наук, профессор




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НА ЛЕНТАХ НОВОСТЕЙ:

ЧТО ЧИТАЮТ:

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ НОВОСТЕЙ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru       checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"