На краю Вселенной светит невероятно яркий объект

Светимость составляет порядка 300 триллионов Солнц.

Примерно в 12,5 миллиарда световых лет от Земли - почти на краю Вселенной - находится небывало яркий объект. Может быть, он даже самый яркий. Ведь галактика, которой астрономы дали название WISE J224607.57-052635.0, сияет в 300 триллионов раз интенсивнее, чем наше Солнце!

"Фонарь" не один такой. Недавно инфракрасный телескоп НАСА WISE выявил примерно два десятка аналогичных загадочных объектов, получивших название экстремально светящиеся инфракрасные галактики - Extremely luminous infrared galaxies (Elrigs). Вселенная словно бы окружена ими - тоже небывало яркими. Но WISE J224607.57-052635.0 все же ярче. Вещество тут раскалено до миллиона градусов. Излучает не только в видимом диапазоне, но и в рентгеновском, сообщает Хроника.инфо со ссылкой на «Комсомольскую правду».

Природа необычайной светимости галактики-рекордсменки, равно как и ее сестер, точно не определена. Астрономы лишь предполагают, что их сверхъестественное сияние связано с процессами образования звезд и ростом гигантских черных дыр.

По прикидкам Чао-Вей Цая из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, масса черной дыры в центре самого яркого "фонаря" превышает солнечную в 3 миллиарда раз. И это странно. Ведь мы видим сияющую галактику такой, какой она была 12,5 миллиарда лет назад - всего лишь через 1,2 миллиарда лет после Большого взрыва, в результате которого образовалась Вселенная. То есть галактика слишком молода, чтобы вырастить у себя такую циклопическую черную дыру. Или яркость достигается за счет чего-то еще?

Астрономы продолжат изучать феномен, чтобы понять, что на самом деле творилось в молодой Вселенной.

За далью даль

На познание истоков мироздания нацелено и своего рода соревнование - кто заглянет дальше в глубь Вселенной. Некоторое время рекорд держали в Европейской южной обсерватории. С помощью Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope - VLT), установленного в Чили, астрономы разглядели галактику, до которой 13,1 миллиарда световых лет. Она получила кодовое обозначение UDFy -38135539.

Европейцев обставили американские коллеги из Университета Калифорнии в Санта-Крус. По словам одного из руководителей исследования, профессора Гарта Иллингворта, обнаруженная ими галактика, получившая обозначение UDFj-39546284, расположена в 13,2 миллиарда световых лет от Земли.

А недавно ученые из Института космического телескопа заявили, что обнаружили небольшую галактику (MACS0647-JD) диаметром всего в 600 световых лет, которая удалена от нас аж на 13,3 миллиарда световых лет.

- Открытия недавнего времени не только потрясают, - комментирует ход "соревнования" доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь, наблюдая столь далекие объекты, мы словно бы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. Мы видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого взрыва некой невообразимо крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объекты, расположенные дальше, чем в 13 миллиардов световых лет от нас, то появились они спустя всего несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва. Когда только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполняться светом.

Обнаруженные галактики, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близки к нему. Это для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.