Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Святыня Тусхароя


Просмотров: 6 409Комментариев: 1
ДАЙДЖЕСТ:

Командировки – редакционная повседневность. Правда, журналистские «десанты» в горы случаются не так часто. Если же командировка предновогодняя, на то должен быть особый повод.  Собраться в дорогу – недальнюю, но с известной долей экстрима, учитывая горный рельеф, автора этих строк подвигла новость о возвращении из Ставрополя в Национальный музей ЧР кольчуги чеченского рыцаря раннего средневековья Амри Боки, в 12-м веке - военного предводителя высокогорного села Тусхарой. 

Как выяснилось в родовом селении воина, место его захоронения – зиярат, уцелевший в годы нашествия Хромого Тимура, Кавказской войны, депортации 1944-го, войны 1994-1996 гг., разрушен и разграблен в 2000-м. Между тем, современные технологии позволяют не только реконструировать святыню, но и воссоздать облик военного предводителя средневекового Тусхароя.

Яма на месте зиярата

В прошлом нашего народа не так много сведений об исторических личностях той поры и уж тем более рыцарях – понятие, вызывающее ассоциации со средневековой Европой, нежели с чеченской историей. Не удивительно, что новость о существовании места захоронения чеченского рыцаря, откуда, собственно, изъяли доспехи пограничники, выглядела сенсационной. Настолько, что некоторые ученые-историки даже усомнились в достоверности сведений о былой принадлежности кольчуги, возвратившейся десять лет спустя из Ставрополя в ЧР.
До поездки в горы я увидела доспехи средневекового рыцаря из Тусхароя в кабинете генерального директора музея Вахи Асталова. Судя по всему, они принадлежали худощавому молодому человеку. Позднее мои предположения подтвердились – Амри Бока ушел из жизни в 25 лет.
Между тем, как выяснилось, отрицать тот факт, что рыцарские доспехи некогда являлись воинским облачением пращура тусхаройцев воина Боки, сына Амри, могут только люди несведущие. Все сомнения по поводу того, что кольчуга и железная маска с боевым оголовьем попали в Ставропольский краеведческий музей из склепа Тусхароя – святыни потомков Амри Боки и других жителей села – исчезают после общения с тусхаройцами и сопоставления их рассказов с информацией о предыстории возвращения редчайшего экспоната в Национальный музей ЧР.
…С моей аэрофобией (боязнь высоты) путь вдоль окраин пропастей до Итум-Кале и по спиралевидной дороге на вершину горы, где располагается Тусхарой, - экстрим и проверка на умение законспирировать, мягко говоря, некомфортное ощущение при виде бездны из окна «Нивы». Единственный отвлекающий момент - беседа с фотокорреспондентом РИА «Новости» Саид-Хусейном Царнаевым и сопровождавшими нас пограничниками.
Наконец, преодолев несколько блокпостов, мы в Тусхарое. Это вершина горы, на которой с 1999-го обосновался Аргунский погранотряд. Судя по всему, пограничников вполне устраивает обустроенная казармами высота, чего не скажешь о коренных тусхаройцах, чье возвращение на исконные земли затянулось на дюжину лет ожидания ухода непрошеных гостей.
Впрочем, дислокация Итум-Калинского погранотряда (заметьте, аж в 40 километрах от охраняемого «объекта» - границы с Грузией), как препятствие к возрождению горного села Тусхарой – отдельная история. Приехавший с нами в тот день Мума Амаев, - довоенный житель Тусхароя, и один из потомков в 29-м поколении легендарного Амри Боки, ныне – беженец поневоле, без труда нашел могильник своего пращура.
На месте мы убедились в том, что от зиярата осталась яма, ныне закрытая деревянными досками. Находится святыня на месте дислокации Итум-Калинского погранотряда, на самом краю огороженной территории. Отодвинуть металлическую сетку на метр-полтора вглубь – и могильник окажется доступным для исследовательских работ и восстановления. Место захоронения Амри Боки во все века было святыней для жителей Тусхароя, а в целом – 8 крупных сел и 6 хуторов, которые входили в Дышний-мохк.

Жизнь и смерть воина-«эвлия»

Повествования о легендарном Боке передавались от поколения к поколению. По информации, дошедшей до нас из глубины веков, Амри Бока и 40 его друзей-воинов часто отправлялись в военные походы, помогая отражать врага на соседних землях, отстаивать справедливость. Он внушал уважение и страх, и не только на земле предков.
Славяне отзывались о нем: «Наш друг Бока». Большую дружбу вел военный предводитель Тусхароя с князьями Грузии, где и нашел свою гибель, попросив руки юной грузинской княгини. Ее высокопоставленные братья отдавали себе отчет в том, что в случае отказа Амри Бока может умыкнуть девушку и тогда кровопролитной схватки с отрядом чеченского воина, не знавшим поражений, не избежать. И тогда братья-князья отравили высокого гостя, подмешав ему зелье в воду. Боку предали земле на родине – Тусхарое, возвели в ранг «эвлия». Его могила стала зияратом. В засуху на этом месте местные жители приносили в жертву животных и просили у неба дождя, и дождь проливался на землю долгожданной живительной влагой…

В высокогорной Чечне немало склепов, но история не донесла до нас каких-либо сведений о погребенных там людях. В этом смысле тусхаройский зиярат уникален – известно не только имя усопшего, но и история его жизни и смерти. Как это оказалось возможным в отсутствие письменных источников?
Во-первых, надо учитывать масштаб исторической личности. У тусхаройцев сохранились родовые кладбища разных веков, в том числе древние. При этом воин Бока был захоронен на территории хутора, став «зияратом» для многих поколений односельчан. Причем, «зияратом» единственным, что говорит о значимости личности усопшего воина.
Во-вторых, надо учитывать малочисленность небольшого - на 100-150 дворов - хутора, в котором все минувшие восемьсот лет жили потомки военного предводителя (точнее, его братьев – сам 25-летний Бока не успел обзавестись семьей). В позднем средневековье часть высокогорных аулов прекратила свое существование, их жители мигрировали, спустились на равнину, рассеявшись по плоскостным селам. Многие исторические факты, известные по легендам и преданиям, канули в Лету.
Тусхарой – одно из сел высокогорья, чьи жители разных поколений всегда оставались на земле предков. Поэтому не рассеялись во времени и пространстве, а дошли до наших дней повествования о «воине-эвлия» тусхаройцев.

Затянувшаяся депортация

Помню, впервые побывать на этой горе мне довелось в конце 1980-х. Работая в тогдашней «молодежке» (газета «Комсомольское племя», позднее переименованная в «Республику») я отправилась в командировку в Шатойский район, затем по инициативе работников райкома комсомола – в Итум-Кале, и «до кучи» - на хутор Бичиги и выше в Тусхарой. В Тусхарое нас встретил высокий старец Алауди, в 1944-м выселенный из аула вместе с родными и односельчанами. Познакомилась я и с семьей животноводов из Калинина (ныне Тверь), покинувших обустроенный городской быт за пределами исторической родины, чтобы вернуться на вершину горы, где до этого жили и умирали их предки, и начать все «нуля». Как выяснилось на днях, это была семья нашего нового знакомого Мумы Амаева – первого жителя Тусхароя второй половины прошлого века. Предыстория такова: после возвращения чеченцев из мест депортации им было запрещено селиться в высокогорных хуторах.
Лишь в 1979-м, благодаря многочисленным обращениям Мумы Амаева в партийные органы, горцы получили такую возможность. И они немедленно ею воспользовались – в конце семидесятых Тусхарой стал одним из возродившихся высокогорных сел. Мума Амаев:
- Из Казахстана я переехал на родину в 1976-м. Сразу обратился в райком партии с просьбой разрешить поселение в Тусхарое. Мне ответили, что жить там запрещено. После это я написал письмо в Политбюро ЦП КПСС, оттуда позвонили в обком партии Чечено-Ингушетии и многолетний запрет на поселение в горных селах и хуторах был снят. В апреле 1979-го я впервые поднялся в Тусхарой. Поставил там шалаш, дом построил, перевез семью. Нашему примеру последовали еще 14 семей – Китаевы, Идрисовы, Исаевы, Мехтиевы и другие. В начале восьмидесятых я уехал на несколько лет в Тверскую область (тогда Калининскую), вернулся в Тусхарой в 1987-м, и уже навсегда. До второй войны Тусхарой состоял из 42-х дворов, еще 50 семей проводили там весенне-летний сезон, занимаясь животноводством. С 1979 года возрождались все села Дышний-Мохка, - рассказал Амаев.
Тогда же, в 1979-м он впервые увидел зиярат. По информации сотрудников Аргунского музея-заповедника, склеп на 50 сантиметров возвышался над землей, был обложен камнем. На арочной стороне отчетливо выделялись петроглифы. Все это исчезло – плита склепа, оружие и доспехи из могильника, убранство коня Боки, захороненного вместе с хозяином. О том, что находилось внутри могильника, ни для кого из местных жителей не являлось секретом: каждые пять-шесть лет с вооружения воина снималась пыль и паутина. Для этого сельчане вынимали боковой камень склепа и спускали туда двух худощавых подростков, они и чистили оружие и доспехи усопшего. Обычно мальчишки рассказывали о том, что видели булаву, лук и стрелы, несколько сабель, ножи, узду и седло коня, кольчугу и железную маску. Все это столетиями оставалось в целости и сохранности. В этом убедился и Амаев в том же 1979-м:
- Поднявшись в Тусхарой первым после депортации, я хотел проверить сохранность зиярата и осторожно вынул боковой камень, откуда обычно спускали подростков. Можно было рассмотреть вооружение Амри Боки, копье, воткнутое у стены склепа. Мы убедились в том, что могильник на тот момент оставался нетронутым. Так продолжалось до 1999 года, - заключил Амаев.
Таким образом, даже в годы депортации карательные отряды НКВД, взрывая в горах башни, не тронули многие средневековые некрополи и святилища, в том числе зиярат Амри Боки.
В первую войну 1994-1996 гг. чеченское высокогорье также уцелело. С декабря 1999-го, когда на вершину горы десантировались пограничники, начинается очередная «черная страница» в истории села.

Вандалы и настоящий русский офицер

Уже в 2000-м разрушены дома сельчан, взорван родник, бульдозером снесен зиярат и разграблен. По рассказам тусхаройцев, в один из зимних дней у могильника сел вертолет, в него были загружены вооружение воина и другие артефакты. Об этом очевидцы из числа военнослужащих рассказали тусхаройцам, жившим в тот период беженцами в палатках в Итум-Кале.
Как рассказывают собеседники «МС», там, в райцентре проводились совещания с участием военных, в том числе тогдашних обитателей Тусхароя – с ними и общались тусхаройцы, желая узнать о ситуации дома и о перспективах возвращения. Шоком для этих людей стала новость о разрушении зиярата, нетронутого в годы нашествия Хромого Тимура, Кавказской войны, депортации 1944-го, войны 1994-1996 гг.
В 2000-м из захоронения исчезли кольчуга и железная маска, оружие, покрытие склепа - арочная плита с изображением воинов, на переднем плане – их предводителя Боки, натягивающего стрелу на тетиву лука. Вот что рассказывает о предыстории появления воинского облачения чеченского рыцаря в Старопольском краеведческом музее ученый-историк Ю. А. Кулешов в своей работе «О позднем защитном вооружении народов Северного Кавказа»:
«В последнее время в связи с ситуацией на Северном Кавказе вновь вырос интерес к Большой Кавказской войне 1817—1864 гг., в том числе к воинским формированиям горцев. В работах не раз упоминаются горские «панцырники» и рассматриваются вопросы их вооружения
1. К сожалению, исследователи опираются на анализ лишь письменных источников, оставляя вещевой материал в стороне. В 2001 году заместитель начальника Северо-Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы РФ генерал-майор В.И. Городинский передал в Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве интересную находку
2. Доспех, состоящий из сложного боевого оголовья и кольчатого доспеха, был обнаружен в Аргунском ущелье Чеченской Республики, в районе дислокации Итум-Калинского погранотряда. Памятник происходит из земли, более детальные обстоятельства находки не известны...».
Далее приводятся детальные описания кольчуги и железной маски, извлеченных из святыни тусхаройцев – откуда же еще, если Итум-Калинский погранотряд все 12 лет дислоцируется в Тусхарое, а в Тусхарое единственный «зиярат» с его известными местным жителям реликвиями!
Исмаил Мунаев, кандидат филологических наук, руководитель Роскомнадзора, в послевоенные годы курировал охрану архитектуры средневековья, памятников культурного наследия ЧР. Вот на чем он акцентировал внимание в беседе с «МС»:
- Очевидность разграбления склепа – уникального памятника раннего средневековья налицо. Но я хотел бы отметить генерал-майора Городинского – передав уникальные артефакты ставропольскому музею, он поступил честно, как настоящий русский офицер.

Воссоздать облик воина

Как сообщил «МС» Ваха Асталов, директор Национального музея ЧР, кандидат исторических наук, доспехи хорошо сохранились. В Ставрополе их реставрация не проводилась, в этом не было необходимости. Асталов особо отметил уникальность антропоморфной (с изображением человеческого лица) маски-забрала, аналогов которой нет в музеях Северного Кавказа.
Муса Багаев, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН:
- Известно, что горцы носили кольчуги уже в 14-15 веках, однако широкое распространение они получили к началу 19 века. Но есть все основания считать, что этот древнейший вид вооружения использовался на территории региона еще в эпоху раннего средневековья – в 8-10 в. Во всяком случае детали доспехов, относящиеся к этому периоду, мы находили во время раскопок в высокогорье – селах Дай, Хачарой и других.
Кольчуги изготавливали местные мастера. В более поздний период (татаро-монгольского нашествия) они могли быть завезены с Руси. Надо сказать, цена этого снаряжения была высокой по тем временам, поэтому позволить себе облачиться в доспехи могли только имущие, - заключил Муса Багаев.
Но вернемся в Тусхарой. Конец декабря 2011-го. Внимательно осмотрев то, что осталось от святыни, завотделом инспекции и государственного реестра Аргунского музея-заповедника Саид Дадаев сказал следующее:
- У нас сохранились старые фотографии могильника. Наша задача сегодня – исследовать склеп, посмотреть, что там осталось. В случае обнаружения останков современные технологии дадут возможность восстановить черты лица воина. Вся работа впереди. В первую очередь надо перенести ограду, чтобы могильник был вне места дислокации погранотряда, то есть обеспечить свободный доступ к зиярату, - отметил представитель Аргунского музея-заповедника.
Указывая рукой на каменную стену у подножия близлежащего холма, Саид Дадаев пояснил, что перед нами ограда древнего кладбища. Выяснилось, что там погребены воины, павшие в борьбе против Хромого Тимура. В братских могилах покоятся останки тысяч чеченцев, оказавших упорное сопротивление азиатским полчищам в 1395 г. Чеченское высокогорье - территория Аргунского музея-заповедника, усеяна историческими памятниками разных веков. Многие из них хранят немало тайн.
Ели бы не возвращение рыцарских доспехов из Ставрополя в Грозный, о тусхаройской святыне по-прежнему знали бы только жители горных районов!..
Известно, что последний раз чистка оружия воина Боки проводилась в 1920-х годах. С тех пор до депортации чеченского народа и с 1979 г. вплоть до второй войны старики запрещали спускать в склеп подростков, опасаясь падения камней с наземной части зиярата. Дело в том, что их страхи были навеяны случаями, когда камни склепа падали и в горах сразу же поднимался сильный ветер, шли ливни. В последние годы с зияратом, находящемся за металлической сеткой погранотряда, также связаны удивительные события (впрочем, тусхаройцы считают их закономерностью). Два раза пограничники ставили палатку над захоронением, и дважды на этом месте произошел пожар - палатки сгорели. Когда Мума Амаев в присутствии журналистов и односельчан привел эти факты, их подтвердил пограничник, охранявший территорию по ту сторону ограды. После пожаров многострадальный могильник оставили в покое. Единственный артефакт из зиярата, дошедший до наших дней, в минувшем декабре поступил в Национальный музей ЧР. По многочисленным свидетельствам тусхаройцев, кольчуга находилась в склепе среди других воинских облачений Амри Боки. Волей Всевышнего реликвия сохранилась. Теперь главная задача - реконструировать зиярат.
Кстати, в тот день руководитель пресс-службы Погрануправления по ЧР Медитхан Гамдуллаев отметил, что пограничники освободят доступ к святыне и не станут чинить препятствий в исследовательских и восстановительных работах Министерству культуры ЧР.

Грозный-Тусхарой-Грозный
Фото Р. Ахмадова




checheninfo.ru


Источник информации :

Добавить комментарий

Хамзат Аслаханов
Хамзат Аслаханов от 10 февраля 2016 00:13

Как можно связаться с Мумой Амаевым, чтобы узнать его генеалогическое древо? 

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"