Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Еще раз о Махмуде


Просмотров: 3 038Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

В издательстве «Молодежная гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» вышла в свет книга известного юриста, доктора юридических наук, профессора, члена Союза писателей РФ Алаудина Мусаева. Она посвящена жизни и творчеству великого Махмуда Эсамбаева. Серия ЖЗЛ основана в 1890 Г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М.Горьким. В рамках проекта вышли сотни книг, посвященных выдающимся личностям из разных стран и народов. Такие издания оказывают большое воздействие на умы и настроения общества, чьи достойные сыновья и дочери, их образы являют собой для потомков примеры поиска и претворения в реальность смысла жизни.

Вместе с тем, и это особо следует отметить, выдающиеся личности, чьи биографии легли в основу изданных о них книг, даже после своего ухода продолжают возвеличивать свой народ, приумножать удельный вес его истории и культуры.

«Махмуд Эсамбаев» - вторая книга, изданная Алаудином Мусаевым в серии ЖЗЛ. Первая - «Шейх Мансур» - получила высокую оценку литературных критиков и СМИ.

Махмуд Эсамбаев - человек, который своим великим и кропотливым трудом вознесся на вершину мирового искусства посредством философии танцев народов мира.

 

Еще раз о Махмуде

Очень продуманная композиция сюжета книги, состоящей из пяти частей, позволяет читателю зримо, почти осязаемо увидеть и прочувствовать непревзойденный талант незабвенного Махмуда. Новый свежий взгляд на творчество чародея танца навевает много ностальгических мыслей, пробуждает глубокие чувства.

Магнетизм гения неизбежно вовлекает в свое поле поколения, живущие с ним в одно время. Его появление всегда совпадает со временем, когда для душевного успокоения и духовного взлета в нем особо нуждается породивший его народ, в своем развитии перенесший огромные исторические потрясения.

Махмуд Эсамбаев со всей щедростью своей души и природного дара откликнулся на зов дожидавшегося его, времени. Космическая энергия дала ему обостренную генетическую память, саккумулировала в нем интеллектуальные, духовные и нравственные силы его народа. Так и было: в образе его жизни, в диалоге с обществом, в его танцах угадывалась воля к жизни предков, веками закалявшуюся в смертельном поединке за жизнь с суровой природой, с бесконечными врагами. В Махмуде видны были рысья легкость в поступи предков, веками ходивших по-над кромкой многочисленных горных пропастей, их орлиный взор, веками зорко всматривавшихся ввысь и вдаль подпиравших СВОИМИ вершинами небо гор, гибкость снежного барса, веками натренированного для молниеносной схватки с добычей или врагом.

 

Еще раз о Махмуде

 

Вместе с тем, в его генетическом коде были зашифрованы ритмы и звуки бурных горных рек и водопадов, шум листвы вековых лесов, поющих свою песню под порывами ветра и бурь, нежнейший шелест альпийского разнотравья в дни майского пробуждения природы. Все это цветовое и музыкально-ритмическое своеобразие жизни народа пробуждалось в нем с детства, в его играх, поведении, и вела его к назначенной ему Богом высокой и святой миссии - посредством эстетики и философии танца облагораживать сердца людей.

Когда-то, на заре ренессансного периода нашей национальной жизни - в начале 60-х годов XX в. выдающийся ингушский писатель Идрис Базоркин написал киносценарий «Труд и розы» о взлетающем тогда на вершину мировой славы Махмуде Эсамбаеве. Но путь к этой вершине Махмуду тогда еще предстояло проделать, но то, чего он достиг ко времени написания упомянутого произведения, уже завораживало, восхищало людей.

Начало расцвета таланта Махмуда не было усеяно розами, на этом пути, как на горной дороге, довольно часто случался камнепад: он, родившийся в бедной чеченской семье, разделял со своим народом все трагические этапы его жизни. Росший и возмужавший в 20-30-е годы XX в., в условиях необразованности, нищеты и бесправия, гонений на народ со стороны карательных органов, Махмуд, юноша необыкновенно тонкой, чувствительной натуры, предчувствовал зигзаги его тяжелого пути. Тогдашнее сумрачное время глубоко запало в его душу, врезалось в память и уже великим танцовщиком, виденное и пережитое воплотил в драматических образах «Автомат», «Портняжка», «Пастушок».

 

Еще раз о Махмуде

 

Ему свыше была определена миссия возвеличить имя своего народа на просторах страны и мира. Чтобы из искры таланта, данного небесами, вспыхнуло пламя любви к искусству, судьба привела юношу в грозненский цирк для исполнения «Танца змей» вместе со всемирно известной Эльвирой Туш.

«Танец закончился. Тут началось нечто невероятное. Люди поднялись из кресел. Они аплодировали и, стоя, скандировали «браво!». На арену летели букеты цветов и даже и игрушки...

Это был настоящий, большой успех. Махмуд был счастлив. Он был так счастлив, что дальнейшую жизнь решил посвятить тому, чтобы снова и снова испытывать этот неповторимый восторг».

Таково начало пробуждения его божественного дара, так пришла уверенность в себе, так произошло осознание своего предназначения в жизни.

Но талант, особенно в искусстве, не может «гореть» без воли и сильных чувств его обладателя. И еще, без любви: к своим истокам, в чувствовании себя и окружающего мира, заложенном в призвании.

Судьба вводила его в прекрасную и возвышенную сферу искусства, исподволь обнажая золотую жилу его дарования, а суровая действительность нашей страны конца 30-х годов XX в., начавшаяся Великая Отечественная война придали формирующемуся мировоззрению Махмуда новое направление, показав ему неразрывность судьбы его народа с судьбой большой Отчизны по имени СССР. Так воедино, словно виноградная лоза, сплелись в Махмуде могучий талант и жгучий патриотический настрой души. Впоследствии, до самой его кончины, вся его жизнь была посвящена самозабвенному служению нашей Отчизне - и в искусстве, и в общественно-политической деятельности.

А пока, в начале Великой Отечественной войны, свой неизменно обогащающийся репертуар он перенес на передовую линию фронта, по мере приближения фашистов на Северный Кавказ, и вдохновлял своим искусством находящихся на линии борьбы с фашизмом советских солдат. Тяжелое ранение во время концерта, не менее тяжелая и незаживающая рана на душе, полученная им, как и всем народом, во время депортации, казалось, должны были надолго приглушить в нем творческую энергию, приостановить поиски сюжетов для выступлений.

Однако вселенского масштаба несправедливость, сотворенная властями, пробудила в его душе протестную силу, и она вылилась в новых танцах. Махмуд открывал для себя новые горизонты инонациональных, прежде всего русской, художественных культур, и тем самым доказывал гонителям чеченского народа неистребимость его духовно-нравственной силы.

Он сполна разделил судьбу своего народа, жившего в изгнании. Однако при этом у него была своя, творческая судьба, которая с детства неизменно вела его к необходимой скорости разбега для полного раскрытия своего дарования. Первой его удачей стала встреча в Киргизском государственном театре оперы и балета с И.К. Ковтуновым, работавшим до войны в Ленинградском академическом театре оперы и балета. И именно здесь, в Киргизии, впервые же годы пребывания народа на этой гостеприимной земле, судьба приобщила Махмуда к великои русской классике («Бахчисарайский фонтан», «Тарас Бульба», «Лебединое озеро»). Именно там, в Киргизии, вдали от родины, тоскуя по ней, и оттого глубже проникая в переживания персонажей названных драм, Махмуд Эсамбаев сделал свой первый и серьезный шаг в большое искусство. Что же касается его техники, то А. Мусаев так характеризует её растущую мощь: «Восприимчивый и эмоциональный от природы танцор, наделенный отличной музыкальной памятью и способностью оттачивать технику до совершенства, Махмуд легко осваивал любую партию, находя для каждой новые движения и краски».

... Вторая половина 50-х годов XX в. характеризуются как время пробуждения тогдашнего советского общества от затяжного летаргического сна: развенчание культа личности Сталина, прояснение общественного сознания от страха и скованности, появление в литературе произведений на запрещенные ранее темы - все это стало знаками общественно-политического и духовного оздоровления граждан страны.

Но особый стимул к дальнейшей жизни появился у ранее репрессированных народов, в частности, чеченцев. Вернувшись на свою малую родину, они начали возрождать её, обустраивать и лелеять, вкладывать в заботу о ней накопившуюся за долгие 13 лет разлуки безграничную любовь.

Не произойди этих крутых перемен в истории страны, Махмуд Эсамбаев, вероятно, так и остался бы солистом в Киргизском государственном театре оперы и балета.

В 1957 году Махмуду Эсамбаеву были вручены золотые медали на Всемирном фестивале молодежи и студентов, а также была предложена работа солиста Московской филармонии. Но главное, что свершилось в его жизни в этот переломный момент, это то, что его заметили, оценили его недюжинные способности, стали его учителями и наставниками такие мастера мирового класса, как Игорь Моисеев, Галина Уланова, Элеонора Грикурова и др. Творческое содружество с ними привело к тому, что сценические поиски Махмуда, только отчасти проявившиеся в исполненных им прежде ролях, вдруг потоком прорвались в совершенно неожиданном, страстном тяготении Махмуда к танцу индийского Золотого бога. В книге Алаудина Мусаева имеются волнительные страницы, на которых воспроизведены воспоминания постановщицы этого танца Элеоноры Грикуровой, рассказывающей о невероятных переживаниях Махмуда, решившегося на исполнение этого архисложного по технике исполнения танца.

Художественный руководитель зала им. П.И. Чайковского, не скрывая свое восхищение, говорил: «Обладая замечательной пластикой, высокой техникой и чувством ритма, Эсамбаев, воспроизведя подлинный индийский фольклор, поднял этот замечательный танец до предельных вершин мастерства».

Такая трактовка философии человека и природы, заложенная в индийском фольклоре, близкородственна ценностным представлениям чеченцев в художественном освоении мироздания. Вот причины зова души Махмуда к «Золотому богу»: синтез философии двух народов, воплотившийся в этом танце, явил миру танец, ставший уникальным событием в хореографическом искусстве.

«Я примеряю каждый танец к своей индивидуальности артиста и человека, и только тогда я начинаю разучивать танец», - рассказывал Махмуд о том, как он отбирает танцы для своей программы.

Однако постичь сакральный смысл, спрятанный в танцах Золотого бога и Макумбы, он смог только в зрелом возрасте - тогда, когда он вместе со своим народом не раз испытывал драматические повороты судьбы. Жизнь заставляла его думать, искать в танцах ответы на причинно-следственные явления в судьбе.

«Золотой бог» и «Макумба», на наш взгляд, вершинное явление в творчестве Махмуда Эсамбаева. Они занимали самое почетное место в его обширной программе «Танцы народов мира». В этих танцах, с которыми Махмуд объездил почти весь мир, помимо заложенного в них величайшего духовного заряда, была не менее важная сторона: в глазах зрителей этих стран он возвышал имя и достоинство чеченцев, приумножал славу многонационального искусства России.

Алауди Мусаев написал очень теплую, очень волнительную книгу о нашем великом современнике, который 60 лет своим творчеством очищал наши души, наши помыслы, учил нас проявлению добра и благородства.

Выход в свет книги во всемирно прославленной серии «Жизнь замечательных людей» - большое событие в духовной жизни миллионов почитателей гения, виртуозного танцора, бессмертного Махмуда Эсамбаева. Этот творческий подвиг Алаудина Мусаева, вне сомнения, оставит заметный след в истории культуры чеченского народа.

Роза Туркаева, Магомед Батукаев, Хасан Туркаев




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"