Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Бизнес – ничего безличного


Просмотров: 2 774Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

     «Прагматизм во всех своих формах порождает абсолютное безразличие к истине»


Р. Генон

 

Переход  в 90-х годах прошлого века в стране от системы плановой экономики к  системе рыночных отношений обусловил собой множество социально-экономических потрясений. Старшее поколение людей постсоветского пространства оказалось практически не готовым к новому виду экономических отношений. Бывший советский рядовой рабочий, привыкший жить на заработную плату, оказался неготовым стать самостоятельным хозяйствующим субъектом. Этот факт породил, в свою очередь ряд,  серьезных проблем в социально-экономической, научно-культурной и общественной сферах человеческой жизнедеятельности: массовая безработица; инфляции; «утечка  мозгов», как следствие снижения качества образования  и науки; падение культурно-нравственного и духовного уровня населения, отсюда резкий рост алкоголизма и суицида по стране и т.д. Иными словами современный человек в «новой» стране, с новой экономической системой хозяйствования оказался застигнутым  врасплох, когда старое уже разрушено, а новое вот-вот только зарождается.

Сегодня же ситуация кардинально меняется и хочется думать, что в лучшую сторону.  Главным образом она меняется в исламском обществе. И не в последнюю очередь благодаря тому, что в активную стадию своей жизни вступило поколение  молодых людей, рожденных  в начале-середине 80-х годов прошлого века. Т. е. поколение тех людей, которые не привносят с собой в изменившиеся социально-экономические условия  груз «исторической памяти», убеждения, что  только экономические условия предопределяют исторические события, и даже воображающих себе, что так было всегда. А, следовательно, готовых с легкостью сбросить своеобразный балласт, показавших свою не состоятельность, отживающих  свою эпоху материальных отношений. Сегодня,  в том числе, и в силу религиозно-нравственных предпосылок к созданию здорового, устойчивого к разного рода кризисным  явлениям, духовно богатой «породы» людей, в исламском обществе, на мой взгляд, в молодежной среде зарождается огромный предпринимательский потенциал.


Мы живет в очень трудном мире, сложном для понимания, с большим количеством проблем и информации, поэтому работать на себя самого, вверив себя в руки Всевышнего, является лучшим решением всех проблем.Потому как, быть мусульманином, как мы знаем, не означает единственно  только соблюдение пяти столпов Ислама: шахада (свидетельство), намаз, пост, хадж и закат. Но это еще и ряд других обязанностей, в том числе и работать самому, т.е., как было сказано выше, быть самостоятельным хозяйствующим субъектом. Не быть на иждивении будь-то родных или государства. Таковым был и наш Пророк Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), работал сам. Это несомненно важный принцип жизни мусульманина: каждый должен работать сам. В этом есть своя исламская составляющая. В повседневной  жизни мусульманина существует пять основных (жизненных) принципов. Иманият (сфера вероубеждениий). Ибадат (преданное служение, поклонение, исполнение своих религиозных обязанностей по отношению к Аллаху), которого все мы придерживаемся. Также есть и муамалат  (практика проведения в повседневную  жизнь верований и вероучений) – способ заработать хлеб насущный. И это не менее важно, так как тоже является частью  ибадата. Поклоняться Всевышнему человек должен не только посредством молитвы, поста, не только совершая зикр, но также работая. Сюда входит полная свобода вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках, определённых Шариатом.  Важно отметить, что предприниматель, владеющий капиталом, и наёмный рабочий выступают как равноправные участники рыночных отношений. И это едва ли не лучший способ поклонения, потому что этот принцип на практике должен рассматриваться мусульманином как средство для распространения исламских ценностей. Здесь важно пояснить, что догмат о равенстве людей перед Аллахом понимается и как равенство экономических возможностей, и как свобода конкуренции. Все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена, который предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров.

И нет сомнения, что каждый день, занимаясь хлебом насущным, мы продвигаемся в религиозном познании и служении. Происходит это очень просто: каждый день нам приходится решать множество проблем, связанных с тем, как вести себя в том или ином случае. Это открывает нам нашу религию с разных сторон, о которых мы не догадывались. Это не только хороший способ зарабатывать деньги, но ещё и распространение Ислама.


 Итак, практически каждый индивид является включенным в процессы социально-общественных и семейно-родовых отношений. И здесь мы вплотную подходим к следующему принципу  - муашарат (включает семейные, социальные, должностные и прочие права и обязанности, обязательные для их соблюдения каждым мусульманином). Существует  короткий, но вместе с тем очень емкий хадис Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в котором сказано, что Ислам – это хороший нрав (ахляк). А это и есть, по сути, пятый жизненный принцип мусульманина. Сколь истинны слова Всевышнего, сказанные о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, ты, (о Мухаммад), обладаешь великим нравом» (68:4).


Сюда же (в благочестие) входит и справедливость. Она является стержнем божественных предписаний, а также одной из причин ниспослания коранических откровений с целью установления истины и равенства на земле. Всевышний Аллах отправил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве мило­сти для миров. На это указывают Его слова: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107). Требование  справедливости в деловой активности в Исламе проявляется, к примеру:  в выполнение данных обещаний и условий договора; честность и искренность отношений; компетентность и эффективность в работе и т.д.


Общеизвестно, что каждый бизнесмен стремится создать хорошую репутацию, вкладывая огромные средства в создание своего бренда и постоянно следя за поддержанием имиджа. С этой точки зрения мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его имя было создано не одной рекламной кампанией, а стало отражением результатов его честной работы.


С точки зрения Шариата основным критерием выбора предпринимателем того или иного вида деятельности является законность бизнеса – халяль (дозволенное) или харам (запретное). И это очень важный момент в данной теме. Достаточно вспомнить наказ жен сподвижников (да будет доволен ими Аллах) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)  своим мужьям. Утром, провожая их на поиск предопределенного  для них Аллахом пропитания, жены говорили своим мужьям, остерегаться того, чтобы принести в дом харам. Если вы принесете что-либо из харама в дом, говорили они, то оно  (запретное) ляжет на наши тела и тела наших детей в виде мяса и плоти, а все что нажито харамным путем должно гореть в Аду. А у нас нет сил вытерпеть огонь Ада.


Суть в том, чтобы, вставая рано утром, человек приступал к своей работе с мыслью, как ему заработать себе на жизнь честно, не нарушая заповедей Всевышнего и согласно принципам Шариата. Как не парадоксально это звучит, но у мусульманина нет цели заработать деньги, обогатиться. Его задача  в поиске предопределенного ему Аллахом жизненного удела, такими способами, какими Он будет доволен. И раз уж этот удел и его количество предопределено нам  Всевышним еще в утробе наших матерей, то не будет ли целесообразным искать его дозволенными путями? Я думаю, что будет.  В нашем сложном мире, как и во времена Пророка (мир ему и благословение), это было и остаётся невероятно трудной задачей для человека. Вот почему это высшая форма джихада (усилие, усердие на пути Аллаха.). Живя и работая, получая доход честно, не преступая рамок дозволенного, мы становимся ближе ко Всевышнему. А с экономической точки зрения  следование исламским этическим нормам позволит сократить риск в коммерческих отношениях и создаст благоприятные условия для развития эффективного и стабильного бизнеса. Потому что формулировка «исламское предпринимательство» не случайна, она выражает не просто конфессиональную особенность ведения бизнеса, а определяет нравственную сторону материальной составляющей жизни в целом.


И последнее – меняясь сами, меняя свой взгляд на, казалось бы, привычные вещи необходимо помнить, что мы в состоянии поменяем и окружающую среду. Есть налоговая среда, правовая среда, есть регуляторы и всяческие «подводные камни», что зачастую является куда более серьезным стопором в видении бизнеса.  Мы должны научиться применять исламские модели к этой среде. Если мы будем применять исламские инструменты в неисламской или недоисламской, если можно так выразиться, среде, мы по определению способствуем распространению Ислама. Ислам распространялся исторически не войной, а торговлей, деловыми отношениями, личностью, наконец. Это правильный подход - соединять ибадат и муамалат. И не будем забывать, что Аллах не меняет окружающую среду (положение  наших дел), до тех пора пока мы не изменимся сами (каждый внутри себя).


Да укрепит нас Всемилостивый на Своем пути! Амин!


 


Список источников:



  1. http://islam.ru
  2. http://umma.ru
  3. http://www.rpi.msal.ru/prints/200401forlaw2.html
  4. http://www.philosophy.ru/library/guenon/01/index.html
  5. http://sawab.info/milost-dlya-mirov/
  6.  Скромный предпринимательский опыт автора


Источник: www.wekal.eu


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"