Мультипортал о Чеченской Республике

Чеченские тейпы и тукхумы


Просмотров: 33 394Комментариев: 36


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Чеченские тейпы и тукхумы
Чеченский тейп (тайпа: «племя») - это не клан, не род, не семья. Представители одного тейпа могут жить в разных городах и не приходиться друг другу прямой родней. Чеченский тейп - это скорее обязательное братство, древнее братство, что может быть важнее кровных уз. Тейп есть у каждого чеченца, тейп не выбирают, но им обязательно гордятся.  В общем, - чеченский тейп — это нескольких родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью. А проще говоря - несколько чеченских родов, которые лет пятьсот тому назад решили, что по какой-то причине (одна земля, одна профессия) надо держаться друг друга. И с тех пор держатся.

• Аккинцы (ауховцы, аьккхий, ококи) – потомки бывших жителей горного аула Аух, которые поселились на равнине в 17 в. В настоящее время проживают в Ачхой-Мартановском районе Чечни, Хасавюртовском и Новолакском (бывшем Ауховском) районах Дагестана. Численность – около 20 тыс. человек. Данный тукхум делился на ара-аьккхий (равнинные аккинцы – на западе Чечни) илам-аьккхий (горные аккинцы – на востоке) 

 

1. Барчахой

2. Вяппий (восток Чечни на границе с Дагестаном)

3. Жевой

4. Зогой

5. Ноккхой

6. Пхарчахой

7. Пхарчой

 

• Мелхинцы (мялхистинцы, маьлхий) – потомки той части орстхоевцев, которые осели в верховьях Аргуна (село Бамут). Там они смешались с местными жителями. До сих пор прослеживается деление на два слоя мялхистинцев: пришлый (потомки орстхоевцев) и коренной (потомки местных нахов)

 

1. Амхой-Бястий (объединение)

2. Амхой  (ю.з. район Чечни на границе с Хевсуретией и Ингушетией)

3. Бястий

4. Барчахой

5. Бенастхой

6. Джархой

7. Италчхой (Икалчхой)

8. Камалхой

9. Кеганхой

10. Коратхой (Кхоратхой)

11. Меший

12. Саканхой

13. Тератхой

14. Чархой

15. Эрхой

16. Юеганхой

 

• Нохчмахкахой (ичкеринцы, Нохчий-Мокх) – к этому тукхуму относится население этногенетического центра чеченского народа на ю.в. Чечни (Ичкерия) и вдоль Терека. Там распологался «мехк кхел» – “совет страны”.

 

1. Алерой – Шалинский и Ножай-Юртовский районы, 25 тыс. чел.

2. Айткхалой

3. Белгатой (древняя ветвь белттоевцев)

4. Беной  – самый крупный тейп (80 тыс. чел.); делится на 9 гаров:Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе, Гурж-Махкахой. Очень много беноевцев в диаспорах. В Чечне проживают в Урус-Мартановском и Ножай-Юртовском районах.

5. Билттой (Белтой ) – Ножай-Юротовский район

6. Гордалой

7. Гендаргеной – 25 тыс. чел., проживают в Надтеречном и Урус-Мартановском районах Чечни.

8. Гуной

9. Даттыхой

10. Зандакъой

11. Ихирхой

12. Ишхой

13. Курчалой

14. Сесанхой

15. Сингалхой

16. Харачой («пещера»)

17. Сонтарой (Центорой – от слова обозначающего “жрец”) – многочисленный тейп в Восточной Чечне. Делится на несколько гаров (Корни-некъе, Оки-некъе и др.), претендующих на роль самостоятельных тейпов.

18. Чартой 

19. Чермой – переселенцы из горного села Майоты. Проживают в селе Мехкеты.

20. Ширди

21. Шуоной

22. Эгашбатой

23. Элистанжхой – Веденский район, село Хаттуни.

24. Энакхалой

25. Энганой – тейп шейхов (проповедников).

26. Эрсеной («эр бух» – “бык”) – 25 тыс. чел.

27. Ялхой (Ялхорой)

 

• Чеберлой – Самашки, Закан-Юрт, Алхан-Юрт.

 

1. Арстхой

2. Ачелой

3. Басой

4. Бегачерхой

5. Босой

6. Буни

7. Гулатхой

8. Дай

9. Желашкхой

10. Зуьрхой

11. Ихарой

12. Кезеной

13. Кири

14. Кулой

15. Лашкарой

16. Макажой

17. Нохчи-келой

18. Нуйхой

19. Осхарой

20. Ригахой

21. Садой

22. Салбюрой

23. Сандахой

24. Сиккхой

25. Сирхой

26. Тундухой

27. Харкалой

28. Хиндой

29. Хой (“стражники”)

30. Цикарой

31. Чебяхкинхой

32. Черемахкхой

 

• Шарой (“ледник”).

 

1. Дунархой

2. Жогалдой

3. Икъарой

4. Качехой

5. Кевасхой

6. Кинхой

7. Кири

8. Мазухой

9. Серчихой

10. Хашалхой

11. Химой

12. Хиндухой – остаток орстхоевцев, осевших в районе Галанчожа

13. Хихой

14. Хуландой

15. Хьакмадой

16. Чейрой

17. Шикарой

18. Цеси

 

• Терлой 

 

1. Бавлой

2. Бешни

3. Жерахой

4. Кенахой (Кхенахой)

5. Мацархой

6. Никарой

7. Ошний 

8. Санахой

9. Шюидий

10. Элтпархой

 

• Чантий (близки терлоевцам):

 

1. Бугарой 

2. Дерахой

3. Дышни (Дешни, «дишни» – “золотых дел мастера”)

4. Кхокадой

5. Хачарой (“сливовая долина”)

6. Хилдехарой (Килдехарой)

 

• Шатой (шуотой, итумкалинцы, шубуты).

 

1. Варандой – известны с 1 тыс. н.э. Долго не принимали ислам, но и после принятия сохранили много древних горских обычаев.

2. Вашиндарой

3. Гаттой

4. Горгачхой

5. Дехестой

6. Келой – горный тейп, представители которого (Калоевы и Калишвили) известны и у других народов Кавказа.

7. Мускулхой

8. Мяршой

9. Нихалой

10. Памятой

11. Рядухой

12. Саной

13. Саттой (Садой)

14. Тумсой (Думсой)

15. Урдюхой

16. Хаккой

17. Халкелой

18. Харсеной.

 

• Орстхой (карабулаки) – в средние века орстхоевцы (одно из нахских племён), жившие в Ставропольских степях были вытеснены войсками Тамерлана на юг. Многие бежали в Переднюю Азию. Часть осела в горах Чечни, разделившись на тукхумы Орстхой и Мелхий.

 

1. Алхой

2. Андалой

3. Белхарой (Белхароевы – в Ингушетии)

4. Бокой

5. Булгучхой

6. Виелха-некъи

7. ГIарчой

8. Галай

9. Гандалой (Гандалоевы – в Ингушетии)

10. Мержой (есть и чеченская, и ингушская ветвь Мержоевых)

11. Мужахой (Мужухоевы – в Ингушетии)

12. Мужгахой

13. Оьргхой

14. Фергхой (Фаргиевы – в Ингушетии)

15. Хевхарай

16. Хьевхахарой

17. Цечой (Цечоевы – в Ингушетии) – тейп Джохара Дудаева

 

• Тейпы, имеющие дагестанское происхождение.

 

1. Андий (андийцы)

2. Акхшой

3. Алмакхой

4. Анцадой

5. Арганой

6. Ахтой

7. Бортий

8. Газ-гумкий (лакцы)

9. Галгтлой

10. Гумкий (кумыки)

11. Данухой

12. Жай

13. Этлой

14. Когатий

15. Кулинахой

16. Кубчий (кубачинцы)

17. Кордой

18. Мелардой

19. Никотой

20. Сархой

21. Согаттой

22. Сулий (аварцы)

23. Тундалххой

24. Таркхой (кумыки)

25. Хакарой

26. Удалой

27. Цадархой (цударинцы)

28. Чанакхой

29. Чунгарой

30. Шолардой

 

• Тейпы, имеющие тюркское, адыгское и иное происхождение.

 

1. Абзой – абазинский тейп

2. Арселой – осетинский тейп

3. Гебертлой – кабардинский тейп

4. Жугтий – еврейский тейп

5. Ногий – ногайский тейп

6. Орси – русский тейп

7. Туркой – (турки из Гашан-Чу и Рашни-Чу) – турецкий тейп в Веденском районе.

8. Черказий – черкесский тейп

9. Гезлой – татарский тейп

 

• Другие тейпы.

 

1. Амахой

2. Белхой

3. Бецахой

4. Бигахой

5. ГIарчой

6. Гой

7. Галой

8. Гилой

9. Зурзакъой

10. Ксганхой

11. Кей

12. Кхартой

13. Мазархой

14. Маршалой

15. Мерлой

16. Сахьандой

17. Сярбалой

18. Тулкхой

19. Хурхой

20. Хьуркой

21. Цацанхой

22. Чархой

 

• Тейпы, не входящие в тукхумы.

 

1. Гухой

2. Гучингхой (некоторые относят данный тейп вместе с Чинхой к тукхуму Терлой, другие без Чинхой относят к тукхуму Шатой)

3. Дзумсой («зу» – “ёж” или «зум» – “арба”).

4. Зумсой (Бугарой)

5. Майсты – некоторые ученые выдвигают как тукхум

6. Мулкьой

7. Нашхой (Нахша, Чармахой, Мозгара…)

8. Пешхой (“производители печей”)

9. Хукой

10. Чинхой (есть предположения, что данный тейп вместе Гучингхой входит в тукхум Терлой) – 45 тыс. чел. в Грозненском и Урус-Мартановском районе.

 

• Тейпы, имеющие грузинское происхождение.

 

1. Ардалой

2. Бацой (не путать с бацбийцами, проживающими в Грузии)

3. Гуржий

4. Мехалой

5. Чартой

6. Шой
7. 8. Предположительно – Келой и Варандой.

 

• Кистинцы (Глигвы) живут в Ахметском районе Грузии, где поселились в 18 в. но, в отличие от бацбийцев, не ассимилировались картвельским населением.

  

По преданиям, у предков чеченцев имелся бронзовый котёл, на котором были выгравированы названия более чем 20 изначальных тейпов (Беной, Сесанхой <Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе>, Сонторой-Центорой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной, Дешни-Дишни, Гендаргеной, Зурзакхой, Нашхой, Ялхорой, Эрсеной, Курчалой и др.). Представители вторичных тейпов расплавили этот котёл.



checheninfo.ru

Источник: randevu-zip.narod.ru
Zelimhan
Zelimhan от 13 апреля 2012 18:07
Нужно отлить новую чашу с названиями нынешных тайпов и установить как памятьник в центре грозного на вечные времена.
Arbi
Arbi от 4 мая 2019 03:06
Чунгурой (чеч. Чунгрой) — один из чеченских тейпов,входящий в тукхум нохчмахкахой (часть входит в тукхум арар-аьккхий). Родовое село находилось рядом с селением Харачой. Там по сей день находится кладбище чунгуройцев (чеч. Чунгурой кешнаш) и пахотная земля (чеч. Чунгурой кха). Самый родственный тейп -Харачой, а дальше - Дишний, Чермой, Элистанжой. Чунгурой- один из наиболее пострадавших тейпов во время Кавказской войны. Чунгурой являются носителями ДНК L3.

Фатима
Фатима от 8 декабря 2019 22:18
Нет тейпа Гой, есть тейп Г1ой ! И это "не другие тейпы" это самый что ни на есть нохчи тейп, не входящий в тукхумы. Нашхо га, Г1ой (Хьижакхой), спустились одними из первых и защищали подступы к горам. Отсюда и названия ряда поселений. Кто пишет подобные статьи, не плохо бы ознакомиться с историей, прежде чем нести ее в массы. "Тейп" М.Мамакаева (1976г.) и "Топонимия Чечни" А.Сулейманова в помощь.
Abdulah
Abdulah от 15 февраля 2020 07:30
Тейпы, имеющие тюркское, адыгское и иное происхождение.

1. Абзой – абазинский тейп

2. Арселой – осетинский тейп

3. Гебертлой – кабардинский тейп

4. Жугтий – еврейский тейп

5. Ногий – ногайский тейп

6. Орси – русский тейп

7. Туркой – (турки из Гашан-Чу и Рашни-Чу) – турецкий тейп в Веденском районе.

8. Черказий – черкесский тейп

9. Гезлой – татарский тейп"


1. Абзой это исконно чеченский тейп. Называется он не Абзой, а Обзой. 

2. Арселой исконно чеченский тейп. Никакой он не осетинский и не руский. 

3. Гебортлой это не тейп, а название народа кабардинцв. По переписи 2010 года их в Чечне 574 человека. Сейчас может быть больше. 

4. Жукти не еврейский тейп. Такого тейпа нет в Чечне. Их скорее всего путают сназванием жителей села Жиг1урта.

5. Ног1ий это не тейп, и не тейп ногайского происхожления. Ног1ин это гар тейпа Гендаргеной. Ног1ин это исконные чеченцы.

6. Орси это не тейп руского происхожления. Это исконый чеченский тейп. Кстати, Арселой и Орси это один и тот-же тейп, а не два разных тейпа: Арс=Орс, просто по разному произносят. Отсюда и думают, что это два тейпа.

7. Туркой исконный чеченский тейп. Они выходцы из Туркхела. По чеченски турков называют Х1ункарой а не турко.

8. Чергази это не тейп, а название народа черкесы. В Чечне их примерно 1000-2000 человек.

9. Г1елой это не тейи, а чеченское назвпние нации татары. Их примено столькоже в Чечнесколько и черкесов.






"Тейпы, имеющие грузинское происхождение.

1. Ардалой

2. Бацой (не путать с бацбийцами, проживающими в Грузии)

3. Гуржий

4. Мехалой

5. Чартой

6. Шой
7. 8. Предположительно – Келой и Варандой."

Пояснение:


1. Ардалой это Хевсуры, живущие в Ардоти, что в Грузии. А Хевсуры это чеченцы огрузиневшиеся.

2. Бацой тоже самое, что и Ардалой.

3. Гуржий это не не тейп, а чеченское название грузин. В Чечне есть также село Гуржий-мохк.

4. Мехалой это Сваны. А они огрузиневшиеся чеченцы.

5. Чартой исконный чеченский тейп. Просто их родовые земли сейчас находятся в Грузии.

6. Шой это Пшавы. Тоже огрузиневшиеся чеченцы. 

7 и 8 что в этом разделе делают?
Abdulah
Abdulah от 15 февраля 2020 10:51
Раздел 
"Тейпы дагестанского происхождения"

Тут всё в одну кучу намешали. Чеченские тейпы, названия сел, чеченские название народов свалили в один стог. Причём один и тот же народ записали как три разных тейпа. Например...






2. Акшой.
16. Кубчий (кубачинцы)
27. Цадархой (цударинцы)

Это не три разных тейпа, и не чеченские тейпы они. Это представители одного народа даргинцы. Акшой, Кубчий, Цадархой - это всё один народ даргинцы, а не три разных тейпа.







1. Андий 

8. Газ-гумкий 

10. Гумкий

22. Сулий 

Андий, Газ-гумкий, Гумкий, Сулий это чеченские названия народов Адийцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы. Они не чеченские тейпы, и таких тейпов в Чечне нет.




3. Алмакхой

5. Арганой

12. Жай

18. Мелардой

20. Сархой

29. Чунгарой

Это чеченские тейпы, чеченского происхождения.

24. Таркхой (кумыки)

С каких пор Таркхой стали кумыками? Может среди Таркхой есть несколько кумыкских семей, но это не значит, что все Таркой кумыки. По теме Таркхой есть статья Амина Тесаева


6. Ахтой
21. Согаттой
23. Тундалххой
25. Хакарой
28. Чанакхой

Это название чеченских сёл. Ахтой, Тундакх, Х1аркарой, Сагунтой это сёла, а не тейпы.


Ибрахим
Ибрахим от 15 февраля 2020 18:21
Список неверный. Ему лет 20 навнрно
Ислам
Ислам от 15 февраля 2020 20:26
Арганой (чечен — АргIаной, ОргIаной) — чеченский тейп, один из старейших тейпов народа нохчи, происходит от легендарного предка Аргуна — упоминаемого в тептаре «Летопись выхода предков племени нахчу из селения Нахучуван» от муллы Арсунако из Цонтороя и кадия Ичкерии Ш. Каратаева, большинство представителей проживают в селе Знаменское Надтеречного района Чеченской Республики со второй половины XVIII века.

Аланский историк Аздин Вазар (1395—1460 гг.) с свой рукописи упоминает тейп Арганой под именем Арваной, что свидетельствует о древности тейпа.


Нахчо
Нахчо от 16 февраля 2020 10:54
Там, где в этом списке написано "Другие тейпы", это  не "Другие тейпы", а Гары и Неки разных тейпов и название сёл. 

Ахмад
Ахмад от 22 февраля 2020 16:06
Терло и Гуно являются родсвенными тейпами. У них, по данным ДНК, был общий предок где-то 700 лет назад. Они происходят от общего генетического корня. Так что Гуно правильней будет записать в тукхум Терло.
Невайнах. Нахчо
Невайнах. Нахчо от 19 марта 2020 11:14
Хотелось бы обратиться к всем нашим ресурсам, нашим историкам и всем чеченцам чтобы прекратили распылять наш народ,  нашу историю, используя это выдуманное слово "вайнах". Неговорите "вайнахская история, вайнахская культура, вайнахское прошлое...", нет никаких вайнахов и никогда не было. У нас был свой путь, а у ингушей свой. Мы всегда шли разными путями. Совершенно очевидно, что "вайнахи" это явный лживый фейк, в который чеченцы сами поверили. Что нас с ингушами объединяет,   история, культура, язык, менталитет, общие гены? Они нам действительно какие-то чужеродные.
Start
Start от 19 марта 2020 12:09
Цитата: Невайнах. Нахчо
Хотелось бы обратиться к всем нашим ресурсам, нашим историкам и всем чеченцам чтобы прекратили распылять наш народ,  нашу историю, используя это выдуманное слово "вайнах". Неговорите "вайнахская история, вайнахская культура, вайнахское прошлое...", нет никаких вайнахов и никогда не было. У нас был свой путь, а у ингушей свой. Мы всегда шли разными путями. Совершенно очевидно, что "вайнахи" это явный лживый фейк, в который чеченцы сами поверили. Что нас с ингушами объединяет,   история, культура, язык, менталитет, общие гены? Они нам действительно какие-то чужеродные.


Мы с ингушами даже внешне сильно различаемся. Тут есть такой момент, что ингуши очень гордятся, что у них почти 100% гаплогруппа j2. Но вот что интересно. Если у них почти 100% j2, то почему они такие разнобойные по внешности? Казалось бы, они и внешни должны иметь сильную общность. Но у них в нутри народа различие по фенотипу идет по графику 33%/33%/33%=нахская, армяно-грузинская и азиатская внешность. Как такое возможно? Часть ингушей не отличишь от чеченцев, другие две часть имеют внешность будто они с другой планеты.
Невайнах. Нахчо
Невайнах. Нахчо от 19 марта 2020 16:08
Цитата: Start

Мы с ингушами даже внешне сильно различаемся. Тут есть такой момент, что ингуши очень гордятся, что у них почти 100% гаплогруппа j2. Но вот что интересно. Если у них почти 100% j2, то почему они такие разнобойные по внешности? Казалось бы, они и внешни должны иметь сильную общность. Но у них в нутри народа различие по фенотипу идет по графику 33%/33%/33%=нахская, армяно-грузинская и азиатская внешность. Как такое возможно? Часть ингушей не отличишь от чеченцев, другие две часть имеют внешность будто они с другой планеты.


Да у нас с ингушами в обозримой исторической перспективе даже общей и единой истории нет. О каком народе "вайнах" мы вообще говорим? Братство может быть только по вере, а не по этническому признаку. Малейшие непонятки, и всё братсво не Исламе летит в пух и прах. Ингуши нам этнически никто, и всегда ими были. Чего мы за ними бегаем?  Пусть живут своей жизнью. 
Lamro
Lamro от 20 марта 2020 13:17
Цитата: Невайнах. Нахчо


Да у нас с ингушами в обозримой исторической перспективе даже общей и единой истории нет. О каком народе "вайнах" мы вообще говорим? Братство может быть только по вере, а не по этническому признаку. Малейшие непонятки, и всё братсво не Исламе летит в пух и прах. Ингуши нам этнически никто, и всегда ими были. Чего мы за ними бегаем?  Пусть живут своей жизнью. 

У нас, почему-то, для обоснования родства с ингушами, взята основная версия, что "мы один народ, и нас во время кавказской войны расия разделила". Это версия никакой критики не выдерживает. Зачем расии надо было разделять нас? В этом никакого смысла небыло. Ингуши в той войне не учавствовпли. Мы и так не были едины. При том ингуши добровольно присягнули руским и верно им служили. У них сегодня этот день воссоединения с росией отмечается. Почему-то руские не смогли самих чеченцев разделить, а тут вдруг ингушей отделить смогли. 
Генетически с ингушами у нас нет родсва. У галга своя отдельная ветка j2 не родственная нашей j2. Наши j2 родственны орстхоевской, а не ингушской j2. Например Цонторо и Цечо имеют общего предка 700 лет назад.
Надо разрабатывать версию, что ингуши пришлый элимент в Нахской среде. У этой версии есть серьезные основания. 
Тоженевайнах
Тоженевайнах от 20 марта 2020 18:51
Цитата: Lamro

У нас, почему-то, для обоснования родства с ингушами, взята основная версия, что "мы один народ, и нас во время кавказской войны расия разделила". Это версия никакой критики не выдерживает. Зачем расии надо было разделять нас? В этом никакого смысла небыло. Ингуши в той войне не учавствовпли. Мы и так не были едины. При том ингуши добровольно присягнули руским и верно им служили. У них сегодня этот день воссоединения с росией отмечается. Почему-то руские не смогли самих чеченцев разделить, а тут вдруг ингушей отделить смогли. 
Генетически с ингушами у нас нет родсва. У галга своя отдельная ветка j2 не родственная нашей j2. Наши j2 родственны орстхоевской, а не ингушской j2. Например Цонторо и Цечо имеют общего предка 700 лет назад.
Надо разрабатывать версию, что ингуши пришлый элимент в Нахской среде. У этой версии есть серьезные основания. 


Они сечас активно в своих сми раскручивают тему о том, как ингуши покорно и добровольно вошли в состав Росси. Там помоему они даже афициально праздник  и день празднования этого события назначили. Как говориться у каждого своии памятные дни.  
А на счет народа  вайнах и вайнахского братства можно забыть. После того сколько подлянок  ингуши сделали нам, и после того,  сколько грязи они на нас вылили. После того сколько они наш народ оскорбляли  самыми грязными выражениями. О вайнах можно забыть. Наши братья только  верующие. Всё остальное фальш.

Р.S:Бей вайнаха, спасай чеченца!!
The
The от 20 марта 2020 20:11
То, что с нами случилось, и то, что мы увидели и услышали за последние два года от ингушей называется БОЛЬШОЙ, БОЛЬШОЙ ОБЛОМ. Чеченцы до 2018 года жили в илюзорном и вымышленном мире, где была славная и прекрасная Вайнахия в которой живут замечательные люди вайнахики. Эти вайнахики любят друг друга и являются одной нацией. Но так думали чеченцы. Это был розовый мир, в котором жили чеченцы. Но ингуши так не жили. Они так не думали. И вот в 2018 году наш ванильный мир рухнул и мы увидели реальность. Многия поверить не могли что это реальность. Одним словом мы ОБЛОМАЛИСЬ. 
А мараль такова, не хочешь ОБЛАМЫВАТЬСЯ, живи в реальном мире, а не в вымышленном. 
Как можно говорить о национальном братсве, в то время как есть только братстве в Исламе?
555555
555555 от 22 апреля 2020 21:28
Цитата: Lamro

У нас, почему-то, для обоснования родства с ингушами, взята основная версия, что "мы один народ, и нас во время кавказской войны расия разделила". Это версия никакой критики не выдерживает. Зачем расии надо было разделять нас? В этом никакого смысла небыло. Ингуши в той войне не учавствовпли. Мы и так не были едины. При том ингуши добровольно присягнули руским и верно им служили. У них сегодня этот день воссоединения с росией отмечается. Почему-то руские не смогли самих чеченцев разделить, а тут вдруг ингушей отделить смогли. 
Генетически с ингушами у нас нет родсва. У галга своя отдельная ветка j2 не родственная нашей j2. Наши j2 родственны орстхоевской, а не ингушской j2. Например Цонторо и Цечо имеют общего предка 700 лет назад.
Надо разрабатывать версию, что ингуши пришлый элимент в Нахской среде. У этой версии есть серьезные основания. 


Какая-то мутная тема это "чеченцы и ингуши один народ". Если мы один народ, то почему сегодня мы два разных народа? Непонятно, если мы один народ, то когда и как мы стали двумя народами? Классический овет "нас разделили". Кто нас разделил, и зачем? Главный вопрос, зачем ингушей от нас отделили? Обсалютно верно, что в кавказскую войну ингуши не были с нами одним народом. Тогда их и отделять то смысла не было. Может до КВ мы были одним народом? Но тогда как ингуши забыли за 200-300 лет, что они были чеченцами. И вообще, как можно один народ разделить? Построить между ними высокую стену, вырыть ров...? Как можно разлелить один народ? 
имя
имя от 23 апреля 2020 09:47
[quote=555555

Какая-то мутная тема это "чеченцы и ингуши один народ". Если мы один народ, то почему сегодня мы два разных народа? Непонятно, если мы один народ, то когда и как мы стали двумя народами? Классический овет "нас разделили". Кто нас разделил, и зачем? Главный вопрос, зачем ингушей от нас отделили? Обсалютно верно, что в кавказскую войну ингуши не были с нами одним народом. Тогда их и отделять то смысла не было. Может до КВ мы были одним народом? Но тогда как ингуши забыли за 200-300 лет, что они были чеченцами. И вообще, как можно один народ разделить? Построить между ними высокую стену, вырыть ров...? Как можно разлелить один народ? [/quote]

Тема не мутная. Объяснение мутное. Никто толком не может сказать как и когда мы стали двумя разными народами. Там начинается "нас разделили, отделили, отвели, завели... " Мы так много говорим, что нас разделили чтобы легче было победить чеченцев, что незамечаем одним момент. А именно, получается, что до тех пор, пока от нас не отделили ингушей нас покарить не могли. Но из этого следует, что ингуши были главной силой в той войне. И только с их отделением от чеченцев смогли справится с Чечнёй. Неужели кто-то верит в это? 
Должны быть серьезные объяснение того факта, почему нас разделили. 
Lamro
Lamro от 23 апреля 2020 11:59
Цитата: имя


Тема не мутная. Объяснение мутное. Никто толком не может сказать как и когда мы стали двумя разными народами. Там начинается "нас разделили, отделили, отвели, завели... " Мы так много говорим, что нас разделили чтобы легче было победить чеченцев, что незамечаем одним момент. А именно, получается, что до тех пор, пока от нас не отделили ингушей нас покарить не могли. Но из этого следует, что ингуши были главной силой в той войне. И только с их отделением от чеченцев смогли справится с Чечнёй. Неужели кто-то верит в это? 
Должны быть серьезные объяснение того факта, почему нас разделили. 

Ну а как объяснить наличие всяких руских текстов 19 века, где они ингушей к чеченцам приписывают?

Цитата: Lamro

Ну а как объяснить наличие всяких руских текстов 19 века, где они ингушей к чеченцам приписывают?


Никак их объяснять не надо. 99% руских текстов 19 века. касаемые этногинеза народов кавказа не стоит воспринимать всеръёз. Они не то что понятий не имели о чём пишут, но даже разобраться не стремились в народах Кавказа. Вот ряд примеров. Все горные народы Дагестана руски называли лезгинами. Ногайцев и кумыков они называли татарами... Я сечас не вспомню автора и истрчник, но где-то лет 8 назад я всети наткнулся на книгу какого-то Ивана из 19 века, который утверждал, что Чеберлойцы это руские. В качестве довода он утверждал, что у Чеберлойцев своеобразный диалект,а это значит они руские. Возьмем хотя-бы наших авторов, Сулейманово, Лаудаева... Сулейманов утвержлал, что наш тейп Сирхо это даргинцы Аргно это аварцы, Орстхо выходцы из расии, Шуоной это евреи., Ног1и это ногайцы... Про Лаудаева я вообще молчу. Или например, в начале 2000х какой-то Увася написал книгу где доказывал что Руслан Хасбулатов потомок Черкских князей. После это пошла молва что он черкес.
Тоже самое и здесь. То, что кто-то тогда приписал ингушей к чеченцам, это не значит что они были чеченцами. Берже, например, в своей книжке сам себе противоречит, в одном месте он пишет, что Нахчи это только ичкерийцы, а в другом месте он под понятие Нахчи даже ингушей определил. И как это понимать, кроме как что они не знали предмет, о которм пытались умничать.  
пояснение
пояснение от 24 мая 2020 17:59
Ног1ин это НЕ ТЕЙП ногайского происхождения,  а Гар тейпа Гендаргно. Основателя это Гара звали Ног1, от этого имени и полшо названия Гара Ног1и. Они и близко к ногайцам не относятся.
95% ногайцев Чечни живут в Сары Су.

1анди не андийцы, и не тейп андийского происхождения. Так зовут жителей одного села в Грузии, они толи чеченцы огрузиненные. У андийцев есть самоназвание Андалой, вы думаете чеченцы не могли слово Андалой произнести?

Вот вот
Вот вот от 9 июня 2020 14:55
Впервые термин «вайнах» появился в 1923 году. Конкретно с подачи Яковлева. До этого нигде и никогда, ни в одном труде этот термин не встречается. 
Откройте книгу «Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавитов» Автор этой книги З.К. Мальсагов . И вот что он пишет:«Общего племенного названия ингуши и чеченцы не имеют... " 
Далее он пишет следующие: "Основываясь на этом, мне кажется возможным обозначить всю совокупность наречий и говоров названием «Нахский язык», а территорию занятую им — «Нахистаном».
Но тут он неправ, термин Нахчи как раз таки встречается в древних источниках, за долго до Мальсагова.
(Мальсагов З.К. Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавитов/ Многоликая Ингушетия. СПб., 1999. С.5.)

Что, вообще, значит "вайнахи" — это этноним или термин, обозначающий отдельно взятую группу языков, или же искусственное нововведение? В дореволюционный литературе нет даже намека на существование "вайнахских языков/народа".
Мы же не в изоляции жили, а значит контактировали с нашими соседями, и как мы представлялись при встрече с ними? На вопрос кто ты по нации, мы отвечали НАШИЛЮДИ?

Очень важно понимать один момент. А именно, когда говорят, что термин "вайнах" введен в начале 20 века многие недоумевают и говорят "но в нашем языке же есть такое слово". В нашем языке нет слова "вайнах", в нашем языке есть ПРЕДЛОЖЕНИЕ "вай нех нах". Из этого предложения в начале 20века сделали слово: "вай нех нах" заменили на "вайнах" и ввели в научный оборот как термин. Поэтому "вайнах" как СЛОВО наводел.
стоп
стоп от 9 июня 2020 19:12
Разве не Заурбек и Дошлуко Мальсаговы в 30-х гг. стали впераые слово “вайнах” употреблять, именно как СЛОВО вайнах? Плюс этот Яковлев постарался в этом деле
оооооо
оооооо от 10 июня 2020 09:57
О каких вайнах идёт речь, если мы с давних пор себя называем Нахчи? Откуда этот бред про нацию вайнах взялся?
Во всех руских источних 19 века мы называем себя Нахче.
 
1852 год:
"К востоку от осетин живет чеченский народ Нахче и занимает все подгорие между верхним Тереком, Аргуном и Сулаком, у выхода этой реки из гор на плоскость. Главные отрасли этого народа суть: карабулаки, кистинцы, малочеченцы, великочеченцы, нагорные чеченцы, живущие по Аргуну и разделяющиеся на множество малых обществ, ичкеринцы, ауховцы. Часть ингушей и назрановцев покорны нам, все же остальные отрасли чеченского народа ведут с нами упорную войну.
(Этнографический очерк черкесского народа. Составил генерального штаба подполковник барон Сталь в 1852 году // Кавказский сборник, Том 21. 1900)

1915 год:
"Сами чеченцы свою народность называют Нахчи или Нахчоо, что значит люди из страны Нах или Ноах, т. е. Ноевой. // Е. П. Савельев «Древняя история казачества». (Интересное изследованiе). Часть І-я. Новочеркасскъ: «Донской Печатникъ», 1915. С. 17)

"Чеченцев обыкновенно делят на множество групп, или обществ, давая им имя от рек и гор, на которых они обитали, или от значительных аулов. Таковы алдинцы, атагинцы, назрановцы, карабулаки, джерахи, галгаевцы, мичиковцы, качкалыковцы, ичкеринцы, ауховцы и прочие, и прочие. Но это разделение чеченского народа на множество отдельных родов сделано, однако же, русскими и, в строгом смысле, имеет значение только для них же. Местным жителям оно совершенно неизвестно. Чеченцы сами себя называют нахче, то есть народ, и название это относится одинаково ко всем племенам и поколениям, говорящим на чеченском языке и его наречиях."
( // В. А. Потто «Кавказская война». Т. 2. «Ермоловское время». Ставрополь: «Кавказский край», 1994. С. 61)

"Племена, населяюшия въ настоящее время Чечню, известны подъ следующими названиями: Назрановцы, карабулаки, галашевцы, джерахи, кисты, галгаевцы, цоринцы, акинцы, пшхой или шопоши, ичкеринцы, качкалыки, мичиковцы, ауховцы, чеченцы терекские, чеченцы сунженские, чеченцы брагунские. Въ строгомъ же смысле деление это не имъетъ основание. Самимъ чеченцамъ оно совершенно неизвестно. Они сами себя называют Нахче, т. е. «народъ», и это относится до всего народа, говорящаго на чеченскомъ языке и его наречияхъ. Упомянутыя же названия имъ были даны или отъ ауловъ, какъ Цори, Галгай, Шатой и др., или отъ рекъ и горъ, какъ мичиковцы и качкалыки."
(// П. Надеждин Природа и люди на Кавказе и Закавказом. По рассказам путешественников, поэтическим произведениям А. Пушкина, Лермонтова, Я. Полонскаго и ученым изследованиям.)


Вот вот
Вот вот от 10 июня 2020 11:21
Когда авторы того времени пишут "...племена населяющие Чечню..." и дальше перечисляют эти племена, среди которых упоминают и ингушей, это вовсе не означает, как все из нас думают, что ингуши являются чеченцами!! БОЛЕЕ того, возможно, что авторы даже не имели в виду, что ингуши являются чеченцами. Но как тогда объяснить, что они пишут "...племена населяющие Чечню..." и в этом списке племён они упоминают ингушей? Да очень просто!! Для этого всего лишь на всего надо быть внимательными при чтении исторической литературы. 

"...племена населяющие Чечню..." >> дело в том, что в те времена у ингушей не было своей территориально-административной еденицы с название типа "Ингушетия", "Республика Ингушетия"... Такая еденица у них появилась с приходом расии на Кавказ, и когда руские стали заселять ингушей на чеченские земли. До прихода расии ингуши все вмести жили на своём клочке земли в горах Джайраха, и по началу руские ингушей всмести с их Эгикалами и Джайрахами определяли как "Чечня". То есть просто напросто включали их по началу в Чечню. Поэтому в источниках мы читаем "...племена населяющие Чечню...". Но они от этого не становились чеченцами. В последствии расии им создала "Округ Ингушский", а в последсвии и республику Ингушетия, включив туда и наши земли. 

Сам факт того, что ингушей определяли как "...племена населяющие Чечню..." доказывает два факта:
1. Ингуши занимали крайне незначительную территорию. 
2. Чеченцы занимали обширные территории.

Соответственно утверждение тех времён "...племена населяющие Чечню..." среди которых упоминается ингуши, КАТЕГОРИЧЕСКИ не может быть основанием для того, чтобы ингушей считать чеченцами. Также глупо выглядят утверждения, что нас расиия разделила на два народа. Тогда непонятно зачем они ингушей к Чечне и чеченцам приписывали.

2020 год "...племена населяющие Чечню..." >> кумыки, ногайцы,турки, татары, аварцы, армяни, кабардинцы, черкесы, руские. Они насеяют Чечню, но это не означет что все они чеченцы.
Вот вот
Вот вот от 10 июня 2020 18:32
Ещё раз объясняю! Надо различать СЛОВО "вайнах" и ПРЕДЛОЖЕНИЕ "вай нех нах"!
СЛОВО вайнах выдуманно, его просто нет в нашем языке. Вы когда нибудь слышали :
"хьо вайнах вуй"? Мы так не говорим. Мы говорим, "хьо вай нех вуй".  Из предложенния "вай нах/вай нех нах" сделали СЛОВО "вайнах".  "Вай нех нах/ вай нах" это не название народа, а просто выражение. Такое выражение есть в любом языке!
Чеченцы живущие в Арабских странах и в Турции известны тамошним народам именно как "Шишани. Почему их знают там как Шишани? Потому что они сами сказали местным называть себя так. 
Вот уже как минимум шесть веком мы - НЕОДИННАРОДВАЙНАХ: 16 век, 17 век, 18 век, 19 век, 20 век, 21 век.
Вы только вдумайтесь, МИНИМУМ шесть веком нас с ингушами ничего не объединяет. Даже общих легенд, сказок и мифов нет о том, что у нас что общее было. К тому-же древние грузинские источники описывая наших и ингушских предков, описывают нас строго разграничивая как разные народы. Например, "Описание Грузинского Царства", там автор совершен определённо разграничивает нас с ингушами, он чётко пишет Дзурдзуки(чеченцы) и Глигвы(ингуши). 

Ваше
Ваше от 11 июня 2020 19:17
Миф за мифом рушится на наших глазах. Все эти народные легнды и прибаутки, которые некоторые авторы 18-19вв приводят в своих книгах, со слов местных, не подверждаются. Например, долгое время считалось, что ингуши Джайрахи происходят от наших Дишни. Оказалось ложью. Также долгое время считалость Ч1инхо и ингуши Оздоевы родсвенны. Тоже оказалось ложью. 
В сборнике сведений Терской области 1878 года, приводится, помоему, откровенно бредовый миф, что ингуши из общества Галгай и Шато когда-то были родными братьями. Вся обсурдность этого мифа заключается в том, что Шато физически не мог быть кому-то братом. Шато это тукхум, состоящий из разных тейпов имеющих к тому же, разные гаплогруппы. А Галга это род происходящий от одного человека. К тому же автор(ы) Шато называют фамилией, что указывает на полное незнания данной темы. 
Дарго Чечня
Дарго Чечня от 12 июня 2020 00:14
"Тейпы дагестанского происхождения"
2. Акшой.
16. Кубчий (кубачинцы)
27. Цадархой (цударинцы).

Не приписывайте нам эти народы. Они потом нашу историю пытаются себе приписать. Эти даргинцы вообще насочиняли целы стать. 
Дарго и всю его историю они себе приписали из-за бонального созвучия. 
Они рассказываю, что Дарго даргинцы основали. И их не волнует что в Дарго в жизни даргинцы не жили и их духа там нет. Их не волнует, что Дарго за долго до Шамиля было основанно.

Например, в этом источнике 1870 года говорится, что Дарго основанно лет 70 назад. То есть минимум Дарго основанно в 1800 году. Шамилю тогда 3 года было.

"... Дарго - аул этот основан лет 70 тому назад ..., Сборник свѣдѣній о Кавказских горцах, Ичкерия (Историко-топографический очерк), Том 4, 1870, стр. 19

Даргинцы на полном серьезе верят, что здесть речь идёт про нацию даргинцев.>>
>>"... Весной 1842 года генерал Головин отправился из Ичкерии в поход против резиденции Шамиля, находившейся в даргинском селении Дарго, но был разбит горцами и с большими потерями отступил ..., "
(Комаров А.В., "Адаты и судопроизводство по ним. Сборник сведений о кавказских горцах". Тифлис. 1868. Вып. I)>>
>>В этом источнике речь идёт о жителях села Дарго и его окресностях. Конкретно о Белгатойцах . Дарго>даргинцы. Атаги > атанигцы. Гехи > гехинцы. Аргун > аргунцы...


Здесь автор Магомедов сам говорит, что точных данных нет, и он только предпологает.
Магомедов, какие ткхумы и какие кварталы даргинцы основали в Чечне? Есть точные факты? >>
>> "Состав и обстоятельства мухаджирства в Имамате изучены пока все еще недостаточно, но даже известные ныне данные заставляют предполагать, что среди них преобладали даргинцы из Акуша-Дарго ... даргинские мухаджиры (военные переселенцы) образовывали кварталы и тухумы в селах Чечни (в Хатуни, Тевзани ... нынешнего Веденского района) ... Шамиль рассматривал такой исход даргинцев в Имамат как явление желательное .., (Р.М. Магомедов, "Даргинцы ...", Т2, стр. 471, 498)>>
>>Хотелось также, у Магомедова узнать, где кладбища даргинцев. Если они так много в Чечне основали, то где-то они же должны были своих хранить. Где эти многочисленные ваши кладбища? Шамиль всего-то 500 даргинцев поселил на границе, а вы уже такие выводы делаете.

Шамиль привёл всего-то 400 даргинцев, и это им хватило, чтобы сегодя целую эпопею раздуть))))
>>В годы Кавказской войны в Чечню, более чем полтора столетия назад, имам Шамиль привел четыре сотни мюридов из Куппа, Аршимаки, Санамахи, Цудахара, Карекадани, Хаджалти и других цудахарских сел и отселков. (М И.Омаров, Р. Сефербеков, Монография «Аул Куппа», 2017)
Дарго Чечня
Дарго Чечня от 12 июня 2020 03:14
Всего-то 500 человек, а шума подняли до небес))))
"Потерпев неудачу, Шамиль решился оставить Дагестан и в марте 1840 года, с 500 мюридами и известным Ахверды-Магомой, ушел в Чечню, где поселился в Дарго, расположенном в дремучем лесу. Чеченцы, ожесточенные против нас за попытку их обезоружить, были рады его появлению и охотно ему предались ..., (П. Берже, "Горные племена Кавказа", Кавказская старина. Пятигорск, 2011.)
Кстати, в этом источники видно, что Дарго уже существовала на момент прихода Шамиля.

Читаем далее "доводы" даргинцев:
"... В Чечне есть селение Дарго, что сопоставляется с этнонимом даргинцев в Дагестане ..., (Аркадий Гольдштейн, "Башни в горах", 1977, стр. 709)
Вот сейчас бы на некоего Гольдштейна ссылаться.)) Этот тот самый учЁний, которые чеченские башни аварцам приписывал. Сам он в Дарго небыл и с тамошними жителями естественно, не общался. Но выводы сделать ему это не помешало. 



Источник 2011 года:
"... Дарго. Cеление в Веденском районе республики Чечня. Живут здесь представители различных обществ, в том числе, и ассимилировавшиеся выходцы из Дагестана. Основа топонима даргинская ...,(Топонимический словарь Кавказа., А.В. Твердый. 2011.)
На каком основание, некто по фамилии Твёрдый делает такие заявления? Сам-то Твёрдый в Дарго хоть раз бывал? Нет в Дарго и близко даргинцев.



"С ухудшением обстановки зимой 1841–1842 гг., царь хотел, чтобы против даргинских обществ, где находился Шамиль, была направлена экспедиция, а в ущелье реки Андийское Койсу построена крепость (запирающая Ичкерию) ..., Гаммер М., "Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана". 1998. Глава тринадцатая. Ичкерия. /// Загорский Ив. Восемь месяцев в плену у горцев // Кавказский Сборник. Т. XIX, с. 299 /// АКАК. Т. IX, с. 266-268. /// [Головин Евгений Александрович]. Очерк положения военных дел на Кавказе с начала 1838 до конца 1842 года // Кавказский Сборник. Т. II, сс. 54-56)
Даргинские общества, не в смысле даргинцы по нации, а жители села Дарго Белгатойцы. Не ужели это так трудно понять?
Вот вот
Вот вот от 12 июня 2020 11:36
К Дарго даргинцы никакого отношения не имеют. Они там даже не живут. Скорее всего большая их часть живущая сегодня в Чечне появились у нас после 1944 года. Единственное место где они компактно проживаютю это Хатуни. В Щелковском районе немного их есть
Честно говоря я не думаю, что они были военными мужаджирами. Скорее всего они были просто поселенцами там. А то, что даргинцы сочиняют про то, что они там были как военная сила, и в сражениях участвовали, то о каких сражениях может идти речь, если Шамиль там поселил всего 500 человек? Этих 500 даргинцев на 2-3 сражения не хватило бы. После первой же битвы от 500 человек осталось бы 100-150 человек. Чтобы говорить об их участие в войне в Чечне, их,наверное, каждый день надо было бы отправлять в Чечню по 500 человек. А как мы знаем, 70% воевавших в той войне были аварцы. Их было 10 тыс.))
Всё чем даргинцы занимаются по этой теме, эти читый исторический ПОДГОН, когда желаемое пытаются выдать за реальность.
Короче,  эти дагестанцы сказочник те ещё.
Тут как у ингушей. Им в своё время чеченцы позволили поселиться в Чечне, и сечас ингуши доказывают,  что пол Чечни их земля, и в войне участвовали именно они. И вспоминают про эту Галгай аре)))
Со ву
Со ву от 13 июня 2020 23:17
Мы и некоторым соседним народам были известны не только под именем Чеченцы, но и под имен Нахче.

"Под именем Нахче чеченцы известны и кабардинцам. Все остальные народы называют их, также как и мы, Чеченцами..."
("История войны и владычества русских на Кавказе"// Николай Дубровин. Стр. 396.)

Слово ЧЕЧЕНЕЦ не руские придумали, оно было и до них. Просто окончательно в источниках оно закрепилось с их появлением на Кавказе.
В Ираке, в провинции Диала, есть деревня Чечен основанная в 1890 году чеченскими мухаджирами. Если слово ЧЕЧЕНЕЦ придумали расия, то как туда оно попало? По идеи тамошние чеченцы даже знать не должны это слово, если оно придуманно расиией.
Аноним
Аноним от 14 июня 2020 10:46
Цитата: пояснение
Ног1ин это НЕ ТЕЙП ногайского происхождения,  а Гар тейпа Гендаргно. Основателя это Гара звали Ног1, от этого имени и полшо названия Гара Ног1и. Они и близко к ногайцам не относятся.
95% ногайцев Чечни живут в Сары Су.

1анди не андийцы, и не тейп андийского происхождения. Так зовут жителей одного села в Грузии, они толи чеченцы огрузиненные. У андийцев есть самоназвание Андалой, вы думаете чеченцы не могли слово Андалой произнести?


Там ещё есть Парсмо, тоже огрузиневшиеся чеченцы, которых наш "красаучег" Лаудаев по совершен непонятным причинам записал в Персы. Парсмо это не Персы, а огрузиневшиеся чеченцы. 
Крайне безответсвенно и лекгомысленно составленный список.То, что этот список обсалютно неверный и ежу понятно! Не понимаю, как можно так поверхностно относится к историю своего народа? Если не знаешь, то узнай, прежде чем что-то утверждать.

"Тейпы дагестанского происхождения"
2. Акшой.
16. Кубчий (кубачинцы)
27. Цадархой (цударинцы)."

Кто нибудь может объяснить,  с каких пор Акшой стали даргинцами? Автора или авторов не смущает,  что в Грузии есть село Акушо,  рядом с которым живут потомки чеченцев??

Цадархой никогда в жизни не были чеченцами, пока их в этом списке неопределили как чеченский тейп. Это даргинцы живущие в Чечне. Они каждый год ездят к себя на родину и встречаются со своими соплеменниками. В сети даже видио есть одной такой встречи. Они даже не растворилась среди нас, так и остались даргинцами. 

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Время в Грозном

   

Календарь новостей

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Смотреть все новости

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЕЙ

Вайчат

Это интересно

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"