Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Абдул - Муслим Магомаев. ЖЗЛ


Просмотров: 4 554Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Абдул - Муслим Магометович Магомаев

Абдул - Муслим Магометович Магомаев (1885-1937), советский композитор, дирижер, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1935). Один из создателей Азербайджанского музыкального театра. Дед известного певца Муслима Магомаева.

 

Перу Магомаева принадлежит музыка разных форм, разных жанров. И на всем - печать его необыкновенной личности. Любая черта в биографии артиста, так или иначе, связана с его искусством. Эта мысль Пушкина в полной мере применима к А.М. Магомаеву. Его жизнь была слита с музыкой.

 

А.М. Магомаев был уверен в том, что становление таланта, творческий рост музыканта происходит далеко не всегда под гром аплодисментов в огромных залах. Без глубоких раздумий, накопления репертуара, соприкосновения с вершинами искусства всех времен невозможно совершенствование.

 

О выдающемся композиторе, заслуженном деятеле искусств, просветителе Абдул - Муслиме Магомаеве говорят как о славном представителе азербайджанского искусства и попутно упоминают, что он наш земляк-чеченец. Для этого были свои причины и основания. Свыше тридцати лет своей недолгой жизни Абдул - Муслим Магомаев прожил в Азербайджане. Здесь он создал все свои музыкальные произведения и главные из них посвятил азербайджанскому народу. Правда, такие его оперы, как «Шах Исмаил» и «Нэргиз» популярны не только в Азербайджане, но и на всем Востоке. Время - самый точный и требовательный судья - вписало имя Магомаева в число тех, кто является классиком азербайджанского народа, основоположником музыкальной культуры, неутомимым Лорцом за его прогресс.

 

Мы бережем все, что не умели или не хотели ценить в прошлые времена. Мы выносим наши национальные сокровища на стремнину эпохи, и они превращаются в достояние человечества.

 

Родился Абдул - Муслим Магомаев 6 сентября 1885 года в Чечне (в Грозном) в маленьком домике на улице Субботников, в семье бедного чеченца кузнеца-оружейника Магомета Магомаева. Родители его происходили из старинного чеченского селения Старые Атаги. Семья была большая (три сына и три дочери), жили трудно. Несмотря на это, родители решили дать сыновьям образование, отказывая себе во всем, что составляет простые радости человеческой жизни. Все они окончили Грозненскую горскую школу, здание которой находилось на Пролетарской улице по соседству с домом Магомаевых. Муслим был самым успевающим среди братьев. Он продолжил учебу в Закавказской учительской семинарии в городе Гори.

 

Грузины с открытым сердцем и доброжелательно встречали всех, кто приезжал к ним. Это их древняя традиция. Не случайным является тот факт, что еще в X веке арабский путешественник Ибн-Хаукаль подчеркивал: «Среди грузинского народа безопасность и радушие господствуют для иностранцев».

 

Прекрасные студенческие годы! О них Магомаев вспоминал с нежностью. Здесь он овладевал секретами композиторской профессии. Абдул - Муслим, занимался пением, музыкой, посещал театры. В Гори он сочинил свои первые музыкальные произведения, блестяще научился играть на кларнете и скрипке, стал помощником капельмейстера духового оркестра.

 

Большую роль сыграла дружба с Узеиром Гаджибековым. У этих двух одаренных юношей было много общего. Оба страстно любили музыку, вокальное и сценическое искусство обоих щедро одарила природа творческим воображением, музыкальностью. И удивительное совпадение - оба родились в один и тот же день, в один и тот же год. Им впоследствии выпала великая честь быть зачинателями азербайджанского оперного и музыкального искусства.

 

После окончания семинарии Магомаев вернулся в Грозный. Сохранилось его письмо, адресованное директору народных училищ Терской области: «Окончив в текущем 1904 году курс Закавказской учительской семинарии, и получив при этом звание «учитель», я бы готов был служить во всякой местности Российской империи, ибо пользу Отечеству можно принести везде. Но семейные обстоятельства, именно старость родителей и безграничные надежды, возлагаемые на меня, как на единственную опору семьи, заставили меня просить... о разрешении мне служить на родине, именно в Грозненской горской школе...»

 

На столь мотивированное прошение Муслим Магомаев получил отказ. Резолюция директора гласила: «Уведомляю Магомаева, что в школу, где имеются православные ученики, по закону может быть назначен только православный учитель, а потому его просьба, к сожалению, не может быть удовлетворена».

 

Так Абдул - Муслиму Магомаеву закрыли путь к просветительской работе в родном городе. Началась напряженная деятельность талантливого чеченца в Азербайджане.

 

Судьба привела Магомаева в город Ленкорань, расположенный на берегу Каспийского моря и удаленный от Грозного на 600 километров. Магомаев был буквально фанатически одержим идеей беспрестанного совершенствования своего искусства. Такое жертвенное служение любимому делу не могло не принести соответствующих результатов, учитывая то обстоятельство, что Магомаев был чрезвычайно талантлив. Человек изумительно мягкий, исключительно доброжелательный, его открытая, обаятельная улыбка очень располагала к нему людей.

 

В Ленкорани Магомаев ведет педагогическую деятельность, создает хор и оркестр из учеников. На свет появляются такие произведения, как «Маленькая фантазия», «Попурри из туземных мотивов» (туземцами тогда в основном называли горцев Северного Кавказа). Ни одно культурное мероприятие не проходит без участия неутомимого общественника, отдавшего все свои силы просвещению народа.

 

Хоровое творчество занимало особое место в азербайджанской музыкальной культуре, являясь наиболее яркой и самобытной формой народного творчества. В своей деятельности Магомаев большое внимание уделял пропаганде азербайджанской хоровой музыки. Деятельность Магомаева в Ленкорани была важным шагом на пути демократизации музыкального искусства.

 

Магомаеву свойственен дух вольнолюбия, интернационализма. Известный азербайджанский музыкальный критик Джабир Сафаров писал: «Когда слушаешь произведения Магомаева - и маленькие наброски, и симфонические пьесы, и оперы - явно слышатся мотивы вайнахского музыкального фольклора. Особенно чувствуются они, когда музыка говорит о борьбе, о возмущении, когда она посвящена героической теме».

 

Абдул - Муслим Магомаев написал немало произведений о жизни иных народов. В каждом из них есть жанровые черточки и штрихи музыкального языка, типичные для армянской, русской, дагестанской, чеченской народной песни. Но национальная характерность их музыки определяется неизмеримо более глубокими качествами: правдивостью и национальной конкретностью образного содержания. И уже отсюда, от чуткого, проницательного внимания к строю жизни, мыслей и чувств этих народов идет сама собой рождающаяся близость к их музыке.

 

В 1911 году по приглашению Узеира Гаджибекова Магомаев переезжает в центр культуры Азербайджана - Баку. Он преподает, выступает в оркестре, созданном Гаджибековым, пишет симфонические произведения, работает над оперой «Шах Исмаил» (1919).

 

Самое большое наслаждение ему доставляла игра с оркестром. Он вел оркестр за собой. Точно чувствовал специфику игры, точно знал всю оркестровую ткань. В его игре улавливались яркие, неожиданные повороты мыслей, подлинные жемчужины инструментальной выразительности.

 

Магомаев всегда шел своей, особой дорогой. Он проявлял волю и настойчивость в преодолении трудностей нового пути, истинное мужество. Слушателей пленял Магомаевский звук. Сочный, богатый, исключительно теплый, согретый сердечностью и широтой души. Когда он играл, скрипка его пела. Абдул - Муслим, знал секрет скрипичного звука, такого неповторимого, что казалось, душа человеческая высказывается: страдает и радуется, мечтает и неистовствует. Этот звук ему дан был природой, рождался талантом. Воспитанный под благотворительным влиянием передовой восточной и классической русской и европейской музыкальной культуры, Магомаев в своем творчестве опирается на эти достижения. Талант, подлинное искусство - всегда тайна. И в этом его прелесть. Прекрасное допускает к себе только избранных. А единственное условие этой избранности - полная самоотдача и ежедневный труд, который и есть жизнь. Музыка всегда раскрывает человеческую сущность ее создателя. Наверное, потому, что музыка - язык чувств, она обнажает и доброе начало в человеке, и злое, и пустоту его, и душевное богатство.

 

Всякий великий художник живет не отраженным светом, а излучает собственный внутренний свет, в котором преломляются идейно-эмоциональные устремления современной ему эпохи. Сила и красота идеалов его личного мировоззрения становятся выражением идеала всеобщего. Субъективное сливается с объективным. Как говорил А. Рубинштейн, «субъектом Бетховена было все человечество».

 

Магомаев изучает и собирает народный фольклор. Он обращается непосредственно к далеким истокам азербайджанской культуры, прежде всего к народной песне. Народное музыкальное творчество было той плодотворной почвой, на которой в каждой стране развивалась богатая и сложная профессиональная музыка. Каждый народ имеет свои обычаи, говорит на своем языке, поет свои песни. В Азербайджане родилось множество разнообразных песен: о красоте родной земли, о любви и родине, верности в дружбе, о семейном счастье. В них прославляется воинская доблесть, беззаветная храбрость, отвага, свободолюбие. Народные певцы исполняли их под собственный аккомпанемент, расцвечивая мелодию всевозможными музыкальными украшениями. Композитор относился к ним с глубо¬кой любовью, преклоняясь перед прекрасным искусством народа. В его произведениях постоянно звучат азербайджанские народно - песенные интонации, гармонии, подголоски, звучат с первозданной свежестью и вместе с тем современно. В песни он внес многое от себя, по-своему услышал, дополнил, развил и осмыслил их образное содержание. Так общее превратилось в индивидуальное, старина сомкнулась с современностью. В результате каждая песня стала восприниматься как выражение собственной мысли композитора о сущности азербайджанских характеров, о значении нравственных основ народной жизни.

 

Магомаев открыл новый путь гармонического соединения профессиональной музыки с народными напевами. И сразу же заявила о себе духовно богатая и многогранная индивидуальность, по-своему видящего и слышащего мир. Он по-новому почувствовал азербайджанскую народную музыку, предугадал, какое место предстоит ей занять в строительстве новой духовной культуры. Главное же в том, что творчество Абдул - Муслима Магомаева являлось тем рычагом, который буквально взломал, казалось бы, неподвижные традиции азербайджанской музыки прошлого. Неоценимую роль в развитии азербайджанской музыки сыграло глубокое научное проникновение Магомаева в тайны ладового мышления азербайджанского народа, давшего ключ к пониманию его закономерностей, его национальной специфики и природы.

 

Народное творчество - вот почва, на которую опираются в своих произведениях национальные композиторы. «Великий учитель - народ, идите же и учитесь у него», - провозгласил выдающийся армянский музыкант, этнограф и ученый Комитас (1869-1935).

 

Каждое сочинение Магомаева было событием, которое вызывало огромный интерес музыкальной общественности. И, надо сказать, произведения, выходившие из-под пера его, всегда оправдывали эти ожидания - они становились настоящим праздником. Так было в 1935 году. Абдул - Муслим Магомаев закончил работу над оперой «Нэргиз». Значение оперы «Нэргиз» определялось гениально найденным синтезом в области музыкально-интонационного строя. Этот синтез дал советскому искусству оперу, где нет никакого расчета на внешний эффект, где пульс жизни относительно нетороплив. Граница между подмостками и слушателями временами незаметна совсем. Так Магомаев создал новую эру в истории реалистической оперы. Опера являлась подлинно новаторским произведением. Гибкость и выразительность ее мелодики пришли в результате огромного творчества труда композитора над воплощением поэтического слова в музыке. Богатство и новизна ее ритмов восхищали так же, как остроумие, свежесть и выразительность оркестрового письма. В опере «Нэргиз» в полной мере сказались его живой ум, его импульсивность, эмоциональная открытость. Ее постановка была приурочена к 15-й годовщине Советского Азербайджана. Газета «Правда», оценивая это произведение талантливого композитора, отмечала, что это победа всего советского оперного искусства.

 

Он был великим музыкантом, но оставался простым, душевным, добрым человеком. Жизнь артиста, щедро отдающего свой талант людям, нервные перегрузки, огромная требовательность к себе подорвали его здоровье. Известие о смерти Абдул - Муслима Магомаева люди восприняли с болью: Смерть всегда ошеломляет, обескураживает, а тем более такая - внезапная. А.М. Магомаев был в расцвете своего таланта. Ему было 52 года.

 

Заслуги Абдул - Муслима Магомаева были высоко оценены. Ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств. Его именем названы улицы, учреждения в Азербайджане. Его имя носит и азербайджанская государственная филармония.

 

В творчестве Магомаева бьется сердце человека, живет полет фантазии и ума, оно наполнено звуками подлинной жизни. В этом и состоит тайна его неувядаемой жизненности, в этом его великий человеческий смысл и ценность.

 

 

С.Атабаев «Вести республики» №129, 6 Сентября 2007 г.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"