Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Султан Адаев


Просмотров: 2 602Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Султан Адаев

В галерее звезд культуры и искусств ЧР (в Театрально-концертном зале) зритель найдет и портрет Народного артиста Чеченской республики Султана Адаева, руководителя оркестра народных инструментов Государственной филармонии ЧР.

 

Флейта. От этого слова веет далеким и благополучным прошлым и жизнью изысканного общества, непременным атрибутом которой были концерты классической музыки. Оказывается, этот музыкальный инструмент - самый древний из известных на земле. Недавно на юге Германии при раскопках обнаружена флейта, которой тысячи лет. Она сохранилась, потому что была сделана из слоновой кости в отличие от современной, деревянной. Об этом поведал ведущий 1-го российского телеканала Леонид Якубович в одном из последних выпусков своей телепередачи «Поле чудес».

 

Трудно представить, чтобы в чеченской поствоенной разрухе с разоренной, а точнее, испепеленной в пожаре войны культурой, нашлось место нежным звукам этого духового музыкального инструмента. И, тем не менее, это так.

 

В государственной филармонии Министерства культуры ЧР работает уникальный в своем роде музыкант - Султан Адаев. Он флейтист, проработавший много лет в симфонических оркестрах, начиная с грозненского, от которого остались сейчас одни воспоминания. Во время последней войны в ЧР он уезжал за пределы республики, работал в Москве.

 

На данном этапе С.Адаев является руководителем новорожденного оркестра народных инструментов. Причем, он не только организатор этого творческого коллектива, но и один из двенадцати артистов-оркестрантов. В полифонии игры дечиг пондура, гитары, гармоники, достойное место заняла и флейта Султана.

 

У этого небольшого коллектива, который находится в стадии становления - большое будущее. В его составе такие талантливые музыканты, как Сахаб Межидов (дечиг-пондар), Ваха Сааев (гитара) и т.д. А уж руководитель - вообще легендарная личность.

 

С.Адаева более 30 лет работает в искусстве. Серьезно занимается музыкой со школьных лет. Он родился 20 июля 1957 года и вырос в Казахстане, в городе Кзыл-Орда. Музыкальные способности проявились рано. Вначале педагоги заметили вокальные данные мальчика. Поэтому Султану часто доставалась роль запевалы школьного хора. А в 10-м классе он уже был принят в вокально-инструментальный ансамбль «Ровесник» при городском парке культуры. Вот как музыкант вспоминает свои первые шаги в мир искусства.

 

- По соседству с нами жил русский мальчик Володя, мой сверстник. Нас сдружила любовь к музыке. Вместе 4 раза в неделю тайком от родителей и учителей после уроков бегали на танцплощадку, где играли в молодежном ансамбле, я - на гитаре, он - на трубе. Однажды тайна наша открылась и нас чуть не исключили из школы (тогда школьникам не разрешалось работать). Каждую свободную минуту мы с Володей отдавали своему увлечению. Устраивали соревнования, кто больше песен выучит. Я мог за неделю выучить 30-35 песен и почти всегда побеждал в этом творческом состязании. Поэтому получил кличку «ходячий альбом».

 

В «Ровеснике» С.Адаев играл до выезда на родину в Чечено-Ингушетию (1976г.). Ансамбль работал не только на танцплощадке, но часто выезжал в сельскую местность, выступая с концертами перед тружениками рисоводческих хозяйств.

 

А как в жизни юного гитариста появилась флейта?

 

- После школы я поступил в эстрадную мастерскую при Парке культуры железнодорожников в Кзыл-Орде. Год учился игре на гитаре, а второй год посвятил обучению флейте. И сразу стало заметно, что этот инструмент мне дается намного легче. Флейту я осваивал в два раза быстрее.

 

Так Султан из музыканта струнной группы стал духовиком. И именно в духовой музыке нашел свое главное призвание. При этом он прекрасно понимал, что выбрал трудный путь и значительно осложнил себе жизнь.

 

- Труд артиста-духовика приравнивается к шахтерскому. После 25 лет стажа независимо от возраста все, кто играет на духовых инструментах (флейте, габое, фаготе, кларнете, трубе, валторне, тромбоне и т.д.) могут уйти на пенсию. В 40-50 лет у духовиков выпадают зубы - из-за невероятной нагрузки. Тяжело выдувать музыку. Поэтому на репетициях у духовиков обычно щадящий режим. А недавно дирижеры обратились к президенту Путину с ходатайством о присвоении льгот этой категории музыкантов. Просьба была удовлетворена. Духовикам повысили зарплату - до 18 тысяч рублей.

 

Правда, самому С.Адаеву пока не удается воспользоваться законными льготами. Поданные еще год назад документы так и лежат без движения в пенсионном отделе Грозненского района. Его сотрудники впервые столкнулись с таким клиентом: музыкант-флейтист и, видимо, не знают, как оформить пенсию представителю такой экзотической профессии.

 

Впрочем, надо отметить, что и в мирные, советские времена, когда Грозный был музыкальным городом, где жили и работали сотни оркестрантов, С.Адаев был белой вороной среди своих соотечественников. Достаточно сказать, что среди 70 артистов симфонического оркестра Чечено-Ингушетии, он был единственным чеченцем.

 

В симфонический оркестр Чечено-Ингушской филармонии Султан поступил при главном дирижере Валерии Раевском. После его отъезда в 1992 году эту роль взял на себя Алаш Эдисултанов, талантливый музыкант, первый трубач из чеченцев, выпускник московской консерватории. Этого легендарного человека, ныне покойного, много лет работавшего в Москве, в том числе и в Большом театре, С.Адаев называет своим главным наставником в искусстве.

 

- Он был очень строгим руководителем, загонял артистов до седьмого пота, пока не добьется совершенного звучания оркестра. С Эдисултановым я работал еще в цирке, саксофонистом. С ним было тяжело, но интересно, потому что он обеспечивал каждому творческий рост и поднимал до уровня Артиста с большой буквы.

 

К тому времени у Султана за спиной была учеба в Грозненском музыкальном училище, одном из лучших в СССР, куда поступил в 1976 году в класс флейты к Ольге Михайловне Никитиной, которую знали в музыкальных кругах как очень сильного педагога. Студенты из уст в уста передавали ее историю. Она только поступила в Ленинградскую консерваторию, когда началась Великая Отечественная война. В осажденном фашистами городе, где толпами умирали люди от голода, холода и бомбежек, юная Ольга Никитина исполняла «героическую симфонию» Шостаковича, поднимая дух обессиленных горожан. По ее рекомендации один из лучших выпускников музыкального училища Султан Адаев был принят в 1981 году в Ленинградскую консерваторию и учился у таких именитых педагогов, как Владимир Шацкий, Юрий Зверев и другие представители знаменитой ленинградской музыкальной школы. Природный дар, умноженный на трудолюбие, верность призванию и солидное образование помогли стать большим артистом, востребованным в разных творческих коллективах родной республики и за ее пределами. Адаеву довелось работать и в госансамбле танца «Вайнах», и в вокальной группе «Жовхар», и в оркестре народных инструментов у Зайнди Чергизбиева и т.д. По 6-8 часов играл в день. Даже в масхадовское время, когда не платили зарплату, он всегда выходил на работу и за три года не пропустил ни одного дня.

 

В последнюю войну участь беженца привела Султана в Москву. Здесь он устроился в оркестр детского ансамбля «Ловзар» под руководством Магомеда Тахаева, который финансировал московский бизнесмен Малик Сайдулаев. Два года он проработал в этом коллективе. Однажды М.Сайдулаев узнал о драматической судьбе артиста, которого чуть не расстреляли «федералы» на блокпосту. А вторым ударом для него стало похищение мародерами в погонах из его квартиры в микрорайоне богатой и уникальной коллекции музыкальных инструментов, привезенных с разных концов света, где он бывал на гастролях. И тогда известный меценат повез своего земляка в один из лучших столичных магазинов музыкальных товаров и предложил выбрать инструмент:

 

- Там были флейты разные - и по размерам, и по форме, и по ценам. Я выбрал дешевую, за 8 тысяч рублей. А Малик Сайдулаев сказал: «Я хочу подарить тебе, первому и единственному из чеченцев музыканту-флейтисту, лучший инструмент!» и купил за 68 тысяч рублей. И сейчас у меня две флейты, старая и новая. Еще рояль дома, на котором я часто занимаюсь, играю сочинения своих любимых композиторов Баха, Моцарта, Кванца, Гайдна.

 

Откуда музыкальный дар? Отвечая на этот вопрос, Султан рассказывает о своей родне.

 

- Я из большой семьи. Старший из 7 детей. Отец - Ама - был строгий с нами, много работал. Рабочий по специальности (столяр), он был художником в душе. Очень любил слушать музыку, был хорошим танцором. А родной дядя- Джамалди Ацаев - был профессиональным культработником, руководил Домом культуры в Ведено, позже - в Науре. Он тоже прекрасно танцевал, пел, играл на дечиг-пондаре, доуле, делал постановки танцев. А в выселении дядя создал уникальный интернациональный по составу ансамбль танца, в котором участвовали русские, казахи, корейцы и чеченцы. Так что, мои артистические гены - от родителей. Но отец очень долго настаивал, чтобы я бросил занятия музыкой. Он говорил, что, будучи музыкантом, да еще классического жанра, я никогда не достигну ни богатства, ни уважения своих земляков. Так и вышло. Но я не жалею. Человек, влюбленный в музыку, может легко обходиться без атрибутов успеха в обывательском смысле: деньги, слава, власть и т.д. Мое богатство - бескрайний мир искусства и литературы, который дарит огромное наслаждение.

 

Сейчас С.Адаев много работает над программой своего оркестра народных инструментов, передает своим коллегам полученные в свое время уроки достижения профессионализма. Много занимается теоретическими вопросами.

 

- Я стараюсь восстановить чеченский лад, национальную ритмику в музыке. Мы должны развивать свое искусство и добиваться, чтобы в нашей музыке не было чужеродных влияний.

 

Энтузиаст по натуре и истинный патриот, С.Адаев не жалеет ни сил, ни времени, чтобы помочь своему народу вдохнуть жизнь в спаленную войной культуру Чечни. Он увлечен творческим процессом, озадачен масштабностью дел, требующих его таланта, опыта и знаний. Поэтому ему некогда даже думать о достойном вознаграждении за свой подвижнический труд, не говоря уже о званиях и наградах. У него другие заботы.

 

- У нас культура на последнем месте. Поэтому слабая материальная база. К примеру, не хватает музыкальных инструментов даже у профессиональных артистов, не говоря о самодеятельности. Нет чеченских скрипок (jад хьокх-пондар), хороших дечиг-пондаров, а те, что есть - кустарщина.

 

Еще острей, по мнению С.Адаева, проблема подготовки музыкальных кадров. Молодежь не стремится овладеть оркестровыми специальностями. Чеченский народ никогда не испытывал дефицита талантов, но у многих природный дар так и остается нераскрытым в погоне за призрачными мещанскими ценностями. Вот почему с таким старанием занимается единственный флейтист ЧР со своим юным учеником по имени Шамиль (из детского танцевального ансамбля «Даймохк»).

 

Сахаб Межидов тоже готовит себе смену - он создал детский ансамбль дечиг-пондаристов. Есть свой ученик и у Вахи Сааева - будущий гитарист Исмаил Хасимиков.

 

Значит, будет, кому передать эстафету вдохновения и любви к прекрасному.

 

 

Асет Муртазалиева

 




checheninfo.ru


Источник: www.mkchr.com

Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"