Физики "завязали" вихрь воды в узел

Физики "завязали" вихрь воды в узелФизикам из Университета Чикаго впервые удалось создать в лаборатории "трехлепестковый" узел из вихря воды и наблюдать за его эволюцией и распадом. Работа опубликована в журнале Nature Physics, а ее краткое содержание можно прочитать в ScienceNow и NatureNews.
Для создания водного узла ученым понадобился пропеллер особой формы, который им удалось создать при помощи 3D-принтера. Наблюдать за движением воды, вызванным этим пропеллером, физикам помогли мелкие пузырьки воздуха. Во время эксперимента они следовали за движениями воды. Положение подсвеченных лазером пузырьков 76 тысяч раз в секунду отслеживалось прибором, напоминающим компьютерный томограф.
В результате, ученым удалось рассмотреть, как образуются, движутся и распадаются узлы, образованные движением жидкости. Ранее возможность существования подобных узлов уже была доказана теоретически, однако до сих пор никому не удавалось их получить в лабораторных условиях.
Изучение узлов имеет важное значение не только для гидродинамики, но и, например, для изучения Солнца. Недавно ученые установили, что на Солнце перенос энергии от поверхности к короне может быть опосредован особыми торнадо, сплетающимися в косы.