Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Глава чеченской диаспоры в Украине рассказал о ее настоящем и будущем



Просмотров: 8 851Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Салман Садаев: «Мы хотим остаться чеченцами в Украине»

 

 

О жизни чеченской диаспоры Украины, ее проблемах, портрете среднестатистического украинского чеченца и отношениях с правоохранительными органами в интервью корреспонденту “Ъ” ВЯЧЕСЛАВУ ХРИПУНУ рассказал председатель правления Всеукраинской общественной организации «Диаспора чеченского народа» САЛМАН САДАЕВ.

 

— Как вы оказались в Украине? Вы ведь родились далеко за ее пределами.

 

— Я родился в 1954 году в Узбекской ССР, в городе Шахрисабз. Мои родители в числе многих других семей в феврале 1944 года были депортированы в Среднюю Азию. Все чеченцы, родившиеся с 1944 по 1957 год, росли вдали от своей исторической родины. В конце 1950-х чеченцам все же разрешили вернуться в Чечню. Моя семья вернулась позже других — только в 1960-е. В 1974-м меня призвали в армию, служить направили в Украину. После армии в 1982 году окончил Чечено-Ингушский государственный университет по специальности «Математика». Преподавал математику в школе. В общем, типичная биография многих чеченцев моего поколения.

 

Причины переезда на Украину исключительно житейские. В Чечено-Ингушетии особых перспектив для молодежи не было, получить жилье было сложно, поэтому решили, что надо переезжать. В 1984 году мы переехали на Украину, в Белую Церковь. Поначалу было трудно, не было жилья, прописки. Но ничего, устроился работать инженером-программистом — тогда еще достаточно редкая специальность — в трест «Белоцерковхимстрой», стал начальником информационно-вычислительного центра треста. Сначала дали временное жилье, а потом я получил квартиру. Это было уже то время, когда в Чечне начинались известные события. С тех пор считаю себя украинским чеченцем, у меня много друзей-украинцев, сам я достаточно хорошо выучил украинский язык.

 

— Как много чеченцев сейчас проживает в Украине? Есть ли какие-то устойчивые изменения в численности чеченской диаспоры?

 

— Вряд ли кто-то сможет точно ответить на этот вопрос. В СМИ фигурируют разные данные о численности живущих в Украине чеченцев, но они, как правило, не соответствуют действительности. Одна из задач нашей организации — «Диаспоры чеченского народа» — как раз и состоит в том, чтобы выяснить, сколько в Украине постоянно проживает чеченцев, сколько приезжает, а сколько уезжает, узнать их качественный состав. По нашим данным, сейчас в Украине проживает от 3 до 5 тыс. чеченцев с членами их семей. Большинство проживает в южных и центральных районах Украины, меньше на востоке и севере и совсем мало на западе.

 

— Можно ли создать портрет современного среднестатистического чеченца, проживающего в Украине? Кто эти люди по образованию, роду деятельности?

 

— Почитайте мои биографические данные, и много вопросов отпадет. Спектр будет достаточно широким. До первой чеченской компании (1994–1996) чеченцы Украины были представлены гражданскими специалистами, спортсменами, бывшими военнослужащими, осевшими в Украине, и предпринимателями. Когда начались боевые действия, в Украину и другие страны хлынул поток беженцев из Чечни. Вот тут уже были люди разные — как достойные люди, специалисты, так и случайные. Потом, в конце 1990-х—начале 2000-х, многие чеченцы этой волны уехали в Европу, получив там статус беженцев, а потом и гражданство разных стран. Некоторые вернулись в Чечню, а некоторые остались в Украине. Современные чеченцы Украины — это в большинстве своем достаточно образованные и успешные люди. Есть среди чеченцев Украины и достаточно успешные бизнесмены, и известные спортсмены, и деятели культуры. Могу сказать, что на базарах вы чеченцев точно не встретите, розничной торговлей у нас традиционно заниматься не принято, по крайней мере, за пределами Чечни.

 

— Какие цели ставит перед собой чеченская диаспора Украины как организация? Есть ли у нее свои учебные заведения, религиозные школы, духовные центры?

 

— Официально диаспора чеченского народа как организация была зарегистрирована совсем недавно — в июне 2011 года. Поэтому фактически мы только начинаем делать первые конструктивные шаги. Мы, безусловно, считаем своей второй родиной Украину, но хотим сохранить свою национальную идентичность. К сожалению, сегодня наши дети в Украине забывают историю Чечни, традиции предков, обычаи, язык, в общем, все, что вкладывается в понятие национальных традиций. Наша задача как раз и заключается в сохранении чеченской национальной идентичности. Мы планируем в будущем организовать бесплатную воскресную школу для чеченских детей, чтобы они могли изучать национальный язык, фольклор, эпос, историю чеченского народа. Мы намерены активно популяризировать чеченскую культуру в Украине. Мы хотим изменить тот образ чеченцев, который сложился. Хотим показать, что есть и другие чеченцы: писатели, музыканты, ученые, спортсмены.

 

— С какими наиболее типичными проблемами сталкивается чеченская диаспора в Украине?

 

— Проблем достаточно. Если говорить о морально-этическом аспекте, то они заключаются в постепенной утрате чеченской молодежью наших традиций, в потере родного языка. Забывается «Кодекс чеченца», в котором есть много хорошего: чувство поддержки друг друга вдали от родины, почитание родителей, уважение к старшим, помощь младшим. Неслучайно в Чечне никогда не было и нет домов престарелых или детских приютов, несмотря на страшные события конца прошлого века. Кроме того, многое из того, что мы видим в Украине, для нас нравственно неприемлемо, например прелюбодеяние, злоупотребление спиртными напитками, на своем уровне мы хотим способствовать изменениям к лучшему.

 

Особо хотелось бы отметить предвзятое отношение к нам со стороны некоторых украинских СМИ и отдельных представителей правоохранительных органов. Зачастую о нас пишут много негатива, выставляя напоказ только отрицательные стороны резонансных событий. Что касается силовых структур, то фактов давления на чеченцев достаточно. Например, когда в прошлом году в Одессе ловили Аслана Дикаева, то буквально перетрясли всех чеченцев, не только в Одессе, но и по всей Украине. Брали отпечатки пальцев даже у детей и женщин, советовали убираться из Одессы «по-хорошему». Мы понимаем, что эти действия не являются официальной позицией правоохранительных органов. Мы понимаем, что есть необходимость в проведении разных оперативных мероприятий, но проводить их нужно профессионально, не нарушая права невиновных граждан. Или мой личный пример. В 2007 году из белоцерковского СИЗО сбежал один наш местный чеченец, подозреваемый в убийстве в Белоруссии. Был месяц Рамадан, мы молились с местной мусульманской общиной. Пришла милиция, всех нас забрали прямо из молитвенного дома. Продержали в отделении до позднего вечера, пока родственники и друзья не подняли шум. Милиция тем временем уже успела отчитаться «наверх» в задержании «банды чеченцев». Но потом, видимо, поняли поспешность своего заявления и оформили на всех задержанных…. протокол о нахождении в общественном месте в нетрезвом виде! Додуматься! Нам пришлось переночевать в милиции, а утром суд нам выписал штраф по 500 грн и отпустил.

 

— Но, возможно, бывает и так, что чеченцы сами дают повод правоохранителям к таким действиям?

 

— Преступники и отморозки есть среди любой нации. Есть и среди чеченцев люди, которые своими действиями дискредитируют целый народ. Позиция диаспоры в этом вопросе такова: преступник должен сидеть в тюрьме, но его вина должна быть доказана. К сожалению, часто бывает, что сотрудники правоохранительных органов, проверяя документы, видят по паспорту, что перед ними чеченец, и только на основании этого факта забирают человека в отделение. Бывают случаи, когда задержанный чеченец недостаточно хорошо понимает русский язык и боится, что сотрудники милиции его обманут или запутают, и он не отвечает на их расспросы. К нам обращаются из правоохранительных органов с просьбой предоставить переводчика. Мы понимаем необходимость этого, но такой человек должен хорошо владеть грамматикой украинского и чеченского языков и иметь необходимые юридические знания. Пока такого человека у нас нет, но как только он появится, полагаю, мы найдем форму взаимодействия с правоохранительными органами. Бывают очень запутанные ситуации, когда непонятно, на ком больше вины лежит — на чеченцах или на милиции. Например, задержание чеченцев в городе Александрия Кировоградской области в конце прошлого года. Я знаю об обстоятельствах происшедшего там со слов родственников одного из арестованных. Сотрудники Подольского РОВД Киева провели там «спецоперацию» и арестовали четверых чеченцев, которых заподозрили в вымогательстве. Однако есть информация и о том, что милиционерами при задержании были явно превышены полномочия и нарушены права ни в чем не повинных граждан. Рассказывают, что они ворвались в квартиру со спецгруппой накануне мусульманского праздника Курбан-байрам, провели обыск, угрожали, оскорбляли, унижали находившихся там людей, глумились над исламскими святынями, напугали детей, а когда уходили прихватили с собой какие-то ценные вещи. Есть информация, что в отношении этих милиционеров возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий, однако никто не отстранен от должности даже на время расследования, а некоторые из них даже получили повышение по службе. Мы со своей стороны следим за этим процессом.

 

— В обществе бытует версия, что чеченская диаспора покрывает своих соотечественников и стремится освободить их в случае ареста.

 

— Это миф. Если говорить о диаспоре как об объединении чеченцев, то ничего подобного не происходит. Мы оказываем только юридическую поддержку, ищем адвокатов в случае, если задержанный чеченец сам к нам обратится, и мы решим ему помочь. Не более того. Мы не вмешиваемся в юридический процесс. Однако думаю, вы понимаете, что иногда родственники или друзья арестованного самостоятельно ищут подходы к милиционерам и судьям. Отмечу, кстати, что далеко не все чеченцы Украины обращаются за помощью к нам.

 

— В 2010 году президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что многие из выбитых из Чечни боевиков, сейчас скрываются в Украине. Это так?

 

— Такое я слышу впервые. Может быть, такие люди и появлялись в Украине в разгар боевых действий в 1990-е и начале 2000-х годов, но большинство из них уже давно покинуло Украину. Конечно, было бы глупо отрицать, что на Украине не могут появляться люди, которых называют «боевиками» или «бандитами». Мы видим, что такое иногда все же случается. 

 

— Насколько активны контакты украинской чеченской диаспоры с чеченскими диаспорами других стран? Поддерживаете ли вы отношение собственно с Чечней?

 

— Мы поддерживаем контакты с чеченцами других стран. В первую очередь – это родственные связи. Нужно понимать, что у чеченцев большие семьи, по 8–10 детей, которые из-за известных событий оказались разбросанными по всему миру. У меня вот родственники живут в Чечне. Конечно, я езжу к ним, а они приезжают в Украину. Что касается контактов с официальными чеченскими властями, то тут пока все в стадии становления. О нашей организации в Чечне знают, мы общаемся, к нам приезжают представители властей Чечни, и мы проводим совместные культурные мероприятия. Последнее было 10 апреля в библиотеке «Демеевская». Если Вас интересует, как образовалась наша организация, то отвечу – по решению чеченцев Украины. Всеукраинская общественная организация «Диаспора чеченского народа» самостоятельная организация, в органы управления которой входят исключительно наши соотечественники, проживающие в Украине. Никто и ни в каком виде извне не оказывает влияние на деятельность нашей организации, в том числе и из Чеченской республики.

 

— На какие финансовые источники опирается диаспора в своей деятельности?

 

— По большему счету на средства самих членов диаспоры: членские взносы и благотворительная помощь на проведение мероприятий.

 

— Каким образом разрешаются религиозные и нравственные конфликты в среде чеченской диаспоры?

 

— Никаких конфликтов среди чеченцев нет. Ни религиозных, ни нравственных. Могут быть споры, дискуссии. У нас есть свои национальные правила поведения – адаты (местные правовые обычаи). Если возникает какой-то спор между чеченцами, то мы стараемся разрешить его сами без судов и адвокатов. Часто достаточно просто собраться и объясниться. Это касается бытовых споров. Что касается религиозных разногласий, вызываемых течениями типа ваххабизма, организаций «Хизб ут-Тахрир», «Джамаат Исламийя» или «Братья-мусульмане», деятельность которых запрещена во многих странах мира, то я не разделяю идеологию таких псевдоисламских организаций. Знаю, что мои взгляды разделяет большинство членов нашей организации. Ничего, кроме вреда их идеология не принесет. Если кто-то в диаспоре начнет разделять их взгляды, то с такими людьми мы будем проводить соответствующую работу. Насколько я знаю, среди членов нашей диаспоры таких людей нет. Хотя, я и не исключаю возможности случайных контактов с представителями этих течений. 

 

— На какую мусульманскую религиозную организацию Украины ориентируется чеченская диаспора?

 

— Мы поддерживаем Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), которое возглавляет шейх Ахмад Тамим. ДУМУ очень ответственно относится к распространению правильных знаний по Исламу и является единственной, официально зарегистрированной религиозной организацией в Украине, которая противостоит экстремистским идеологическим течениям, внешне выдающих себя за исламские.

 

— Президент Чечни Рамзан Кадыров неоднократно заявлял о необходимости применения шариатских норм в практике жизни чеченского общества. Действуют ли шариатские нормы в чеченской общине Украины и не противоречат ли они светскому законодательству?

 

— Прежде всего, напомню, что Шариат-это Закон Божий, т.е. всеобъемлющий свод Законов, нравственных и моральных норм, по которым должен жить мусульманин. Поэтому мы не считаем, что применение шариатских норм в Украине несет какую-то угрозу светскому законодательству. В шариате нет ничего предосудительного. Например, шариат предписывает мусульманину должным образом выполнять ежедневную пятикратную молитву, держать пост, давать обязательную милостыню неимущим, не брать деньги под проценты, не убивать, не воровать, не сквернословить, хорошо относиться к соседям, уважать женщин и многое другое, что является ценностями любого общества. То, что в Шариате не соответствует светскому законодательству, мы этого стараемся не делать. 

 

— Вы играли активную роль во время конфликта вокруг строительства мечети в Белой Церкви. Вас поддержал муфтий ДУМУ Ахмед Тамим. Почему же не удалось добиться ее строительства, и будет ли мечеть все же построена в будущем?

 

— Прежде всего, хочу пояснить, что я также являюсь имамом мусульманской общины Белой Церкви, которая входит в состав ДУМУ. В вопросе строительства мечети в г. Белая Церковь мы выступали от лица ДУМУ. Поскольку в Белой Церкви еще с начала 1990-х гг. существует достаточно устойчивая община мусульман разных национальностей, было принято решение построить там мечеть. Кстати, делали мы это по многочисленным просьбам мусульман, которые десятилетиями живут в Белой Церкви. Разработали соответствующий проект, начали процедуру согласования с властями. В 2010 году власти разрешили нам строить мечеть, вместимостью в 250 человек. Однако к строительству мы так не смогли приступить. В апреле 2011 года депутат местного горсовета Людмила Дрыгало инициировала против мусульман Белой Церкви настоящую пропагандистскую кампанию, чтобы добиться отмены уже принятого властями решения о выделении земельного участка под строительство мечети. Появились обвинения в том, что мы якобы там будем проповедовать исламский фундаментализм, хотим организовать некий «исламский центр», в местных СМИ даже начали говорить о какой-то «исламской угрозе» для Белой Церкви. Фактически, дело дошло до разжигания межрелигиозной вражды против мусульман. Госпожа Дрыгало, которая помимо депутатской работы, является еще и предпринимателем, использовала эту ситуацию для собственного политического пиара. Нам стало известно, что она хочет баллотироваться в депутаты Верховного Совета Украины. В итоге, решение о выделении земли отменили, строительство сорвалось, так и не начавшись. Я, как имам г. Белой Церкви, делал все возможное, чтобы как-то унять страсти. Справедливости ради, следует сказать, что мэр города Василий Савчук поддержал нас, заявив, что в руководстве города есть понимание того, что мусульмане города имеют право на свое культовое место. Полагаю, что мечеть в Белой Церкви мы построим.

 

— Чеченская диаспора до сих пор себя никак не проявила себя политически, в отличие, скажем, от татарской или армянской диаспор. Есть ли у Вас намерения поддержать какую-либо политическую силу на предстоящих парламентских выборах?

 

— Мы не играем в политические игры. Нам это не нужно. Нам здесь жить при любой политической власти. Ни с какой политической силой мы себя ассоциировать не будем. 

 

— Какие дальнейшие планы чеченской диаспоры? 

 

— В этом году мы планируем провести День чеченской культуры в Украине, если удастся, проведем Всеукраинский съезд чеченского народа, на котором будут представители от всех регионов Украины и приглашенные делегаты из других стран. Планируем обсудить социально-экономические вопросы развития украинского общества и наше участие в этом процессе, вопросы возрождения национальных и культурных традиций чеченского народа, вероятно, затронем и тему защиты прав и свобод наших соотечественников.




checheninfo.ru


Источник: "Коммерсантъ-Украина. Online", 04.05.2012

Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"