Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Заселение Ичкерии ...


Просмотров: 5 225Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ.  Заселение Ичкерии ...

ЧЕЧНЯ.  Ичкерия до нашествия Тимура была населена вайнахами и тюрками, потоками кипчаков-половцев, бежавших от монголов в горы. После похода Среднеазиатского эмира она была опустошена, а жители, в большинстве своем, перебиты. Небольшие островки населения были очень малочисленны.

 

Большая часть макротопонимики северной части Ичкерии и долины реки Джалки носит следы тюркского происхождения. Об этом говорят названия чеченских селений: Аг1ашта («в лесу»), Эг1ашбатой («лицо леса, т.е. опушка»), Гельдиген («пришлые»), Гермчига («маленькая крепость»), Тевзана («горная река, ущелье»); гора Пуьйт-Корт (первая часть – «пастбищное угодье»); речки: Басе («верховье реки»), Жалкх («ленивица»), Гуьмс («не жгучая»), Акхсай («белая речка»), Яман-Су («плохая вода»), Искаьрк («внутренняя») и др. Сам топоним Ичкерия (тюрк.: Ичкири) имеет природу тюркского языка, и до XX в. среди чеченцев не имел хождения. Перевод его означает «внутреннее пространство чего-либо».

 

Последствия тесных контактов с тюркским этносом носит и сам чеченский язык, в состав которого вошло большое количество тюркской лексики (атаг1а, г1ум, г1уллакх, г1ундалг1и, иту, йовлакх, йиш, куьзга, окхлу, юрг1а и мн. др.). О том, что тюркский компонент Ичкерии был представлен именно потомками половцев, говорит сама топонимия края, передающая собой кыпчакскую ветвь тюркских языков.

 

Реконкиста.

 

Название такое дано не случайно. В испанской историографии этим термином обозначают обратное завоевание испанцами у арабов захваченных ранее испанских земель. В нашем случае заселение Ичкерии можно рассматривать как возвращение вайнахами своих исконных территорий, принадлежавших нам с эпохи бронзы. Чуть более полутора века эти земли, в большинстве своим, населяли тюркские племена, следы которых, как уже говорилось, остались в топонимике края. Конечно, вайнахи не истребляли прежних хозяев земель; таких жестоких войн горцы никогда не вели. Родословные некоторых ичкерийских фамилий называют среди имен первопредков имена тюркского происхождения. Встречаются даже имена аварского происхождения, причем они идут на протяжении 2-3 поколений. Разумеется, процесс ассимиляции остатков прежнего населения не был ограничен рамками одного - двух десятилетий. Подавляющая масса антропонимов имеет все же вайнахские корни.

 

Где-то в конце XIV - начале XV вв., с уходом армии Тамерлана, вайнахи из горных обществ Чаберлоя, Нашхоя и других мест двинулись в полуопустевшую Ичкерию. Чеченские предания с большой подробностью и достоверностью передают весь процесс заселения края.

 

До переселения в Ичкерию чеченский народ насчитывал 59 тейпов, располагавшихся к востоку и западу от Аргуна (Лаудаев У. «Чеченское племя». // ССКГ, вып.VI, 1872, с.11). Чеченцы называли эти территории термином Дайн-Ярташ – «отцовские селения».

 

Интересен тут другой вопрос: часть аулов Ичкерии имеет идентичные названия с селениями и местностями в самой Нашхе. Что это, совпадение? Вряд ли. Тут уместно вспомнить древний чеченский обычай, по которому земля остается в личной собственности тейпа или семьи, даже если они на ней не живут и не обрабатывают. Возможно, чеченцы, покинувшие в силу обстоятельств свои земли, оставались их номинальными хозяевами. С погромом Ичкерии Тамерланом они получили возможность вернуться и занять свои участки. Такой вывод перекликается с чеченской традицией давать имена селениям. Все аулы, основанные в более позднее время, носят формулу - основатель + Юрт или Эвла. Например, Али-Юрт, Алхан-Юрт и т.д. Либо, имя тейпа - Беной-Юрт, Белгатой и т.п. Все древнейшие селения Ичкерии носят либо тюркское название, либо имя столь давнее, что оно с трудом поддается этимологии. Кроме того, все названия аулов оформлены в исходной форме – Бена, Ц1онтара, Таллара, Хорочо, Курчала, Энгана и т.п. Многие оформлены, как названия давно знакомых чеченцам мест – 1аллара «зимовье (скота)», Ц1онтара «священное место», Г1оьрдала «место оружейников», Ширди-Мохк «пращники». Лишь небольшая часть носит имена основателей – Тезкхалла, Албаг-Эвла, Чермой. И среди названий нет Вуьсу-Юрта, Молкх-Эвла Би-ки-кхелли и т.п. Почему же столь именитые предки не оставили своих имен в топонимике края? Bсе очень просто: они могли быть не основателями, а лишь наследниками земель, которые вернули себе то, что принадлежало их предкам 5-6 поколений назад. Конечно, это лишь гипотеза, которая нуждается в дальнейшем изучении.

 

Основное ядро переселенцев составили жители общества Нашха, расположенного на территории нынешнего Галанчожского района. Хорошо защищенная природными условиями и мощными оборонительными сооружениями Нашха не пострадала от нашествий завоевателей. Население Нашхи все время увеличивалось, что привело со временем к проблеме перенаселенности и, как следствие, земельному голоду. Избыток населения должен был искать новые места обитания. Естественно, что для жителей западной части горной Чечни было не секретом богатство земельных ресурсов к востоку от них. Но от более решительных действий в предыдущие периоды их могли останавливать причины военно-политического характера – Ичкерия, как составная часть, входила в систему государства Симсим.

 

Из глубины времен. 

Как гласят предания чеченского народа, «большая часть Ичкерии принадлежала тогда аварским ханам, и была практически не заселена». Ханы были заинтересованы в увеличении податного населения, а потому льготами и различными уступками старались привлечь к переселению как можно больше народа. Чеченцы добровольно присоединились к аварскому хану, так как по договору участвовали в его военных походах и получали за это часть добычи.

 

Согласно преданиям, первым в Ичкерию прибыли представители тейпа дишний. Земли, на которые они пришли, принадлежали садойским и пешхойским князьям. Орсэли, предводитель переселенцев, бросил вызов хозяевам земли. В сражении у горы Элан-ж1аранкорта дишнийцы разгромили войско садойского и пешхойского князей. В честь этой победы Орсэли установил на той самой горе огромный деревянный крест. Победители обосновались на новом месте и заложили аулы Элистанжа и Дишни-Ведана.

 

Вскоре в Ичкерию переселился Бики, основавший выше них по реке Хулхулау селение Хорочо. Переселение сопровождалось кровавыми столкновениями с соседними племенами, также претендовавшими на эти земли. Андийцы из аула Зило постоянно тревожили хорочоевцев набегами и угоном скота. В ответ Бики совершал походы на андийцев. Чтобы обезопасить себя, хорочоевцы возводят двухэтажную башню у горы Щенберд. Постройка башни не решила спора. Тогда обе стороны решили закончить поземельный спор конными скачками. Двое всадников, один хорочоевец, другой зилоевец, должны были, каждый от своего аула, скакать друг другу навстречу. Там, где они встретятся, и решили провести границу двух обществ. Встреча всадников произошла возле озера Чархи-1ам, где спорящие стороны провели границу, объявив участок, Хьараме, ничейной территорией.

 

Основателем аула Чермой стал Черми, выходец из Чаберлоевского общества. В поисках охотничьих угодий он остановился на горе, недалеко от селения Хорочо; место ему понравилось и, перебравшись сюда со своей семьей, он положил начало новому тейпу – чермой.

 

Основная масса переселенцев происходила из общества Нашха. Начало миграции возглавил Молкх, глава нашхойского мехк-кхела. Молкх со своей фамилией перебрался в Ц1еси, а затем в Ичкерию, где и основал селение Эрсана. Шурин Молка, сын Ма1аша поселился к северу от него, положив начало селению Эг1ашбата.

 

Внук Молкха, Тинин Вуьсу, заложил селение Ц1онтара. Здесь потомство его быстро разрослось и начало заселять окружающее пространство. Сам Вуьсу остался в Ц1онтара; другой брат поселился на хребте Гурдукь; младший – основал аул Энгана. Один сын Вуьсу, Эжи, остался в Ц1онтара, другой – Тези, основал аул Тез-кхаьлла, а младший – стал родоначальником жителей селения Албаг-Эвла. Кроме того, внук Вуьсу, Коьстег, основал кумыкское селение Костеки.

 

Двое братьев, придя из Нашхоя, заложили селение Курчала. Вскоре выходцы из Курчалоя основали два селения – Гендаргана и Гуьна. Пришедший из Нашхи Айт занял ущелье Жаг1-1ин, где возникло новое село – Айт-Кхаьлла.

 

Из гор Ичкерии далекой" ...


В Ичкерию переселялись не только чеченцы, но и выходцы из соседних народов. Кабардинец Гези, обратившись к Вуьсу, получил от него земельный надел, где возник аул Гезин-Чу.

 

Помимо перечисленных селений, в Ичкерии появилось еще несколько крупных аульных обществ, это – Белг1ата, Бена, Билта, Г1оьрдала, Зандакъа, Сесана, Ширди-Мохк, Шона, Эна-кхалла, Ялхой и 1аллара. Все они представляли собой отдельные тейпы. Согласно преданиям, все они вышли из общества Нашха, и почти одновременно заселили территорию Ичкерии. Временная разница в основании аулов не превышала 1-2 поколения.

 

Как гласили тептары, чеченцы, усилившись приходом новых соплеменников, перестали платить подати аварским ханам. Когда произошло окончательный разрыв Ичкерии с Аварией, к сожалению, не известно; но уже в середине XVI в. ичкерийские тейпы представляют собой союз обществ Нохчимохк, независимый от аварского хана.

 

Все эти данные, основанные на материалах чеченского фольклора, тем не менее, отражают подлинную картину заселения Ичкерии. Вписался в это повествование и нартский эпос чеченцев. Так, согласно преданиям, в районе Ножай-Юрта жили нарты, предводителем которых был Наураз. Чеченцы, пришедшие из Нашхоя, дали им 7 дней сроку покинуть занимаемую территорию. Когда нарты отказались выполнить это условие, чеченцы, на восьмой день, прогнали их за Терек.

 

Таким образом, в XV в. чеченцы вновь отвоевали и заселили свои исконные территории, утраченные ими ранее.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"