Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

М. Ахмадов. Основные ценности чеченской народной культуры. [ислам]


Просмотров: 2 659Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Главная ценность чеченской народной культуры есть уважение к человеку.

 

Нужно отметить, что уважение к человеку является нравственной ценностью у всех народов. Правда, в некоторых обществах права человека напрямую зависели от его принадлежности к той или иной социальной группе. Например, в рабовладельческих государствах - назовем, хотя бы, Древний Рим - всеми правами пользовались лишь аристократы, а эксплуатируемые имели прав не больше, чем животные. Или другой, более близкий пример. В России крепостное право существовало до 60-х годов девятнадцатого столетия. Согласно этому "праву", владельцы своих крестьян могли продавать, менять на собак или что-нибудь другое, по собственному желанию подвергать их наказаниям.

 

В чеченском же обществе, которое не знало подобного социального деления, любой человек, будь он беден, увечен, происходил ли из маленького тайпа (1), - имел равные права со всеми, а уважение к нему и положение в обществе определялись в зависимости от его собственной культуры и личных достоинств. Категорически не дозволялось порочить человека словесно, действием и любыми другими способами.

 

Позором, в большинстве случаев смываемым только кровью, считалось, если с мужчины срывали шапку или пояс, прикосновение к женщине и другие подобные действия. Причем, словесное оскорбление расценивалось наравне с насилием, произведенным при помощи оружия. Поэтому любой человек держал данное слово и даже в разговоре со своим врагом избегал грубых слов и оскорблений.

 

То, что в последние годы по телевидению можно услышать чересчур непринужденную, а подчас и просто неприличную речь - нельзя расценивать иначе, как свидетельство ослабления нравственных устоев нашего народа. Разговаривающие подобным образом разрушают опоры культуры, стены культуры, тысячелетиями создававшейся нашими предками.

 

Чрезвычайно высоко ценилась чеченцами и человеческая жизнь, поэтому в случаях непреднамеренного убийства из многих селений собирались люди, чтобы просить прощения для виновного. Обнажив головы и став на колени, они просили прощения для него. Самого же кровника, на котором была вина за пролитую кровь, приносили на погребальных носилках, завернутого в саван. Что означало следующее: "Этот человек глубоко раскаялся в содеянном, отныне прелести этого мира утрачены для него и он подобен мертвому, хотя душа и не покинула его. Поэтому освободите его от вины". В случае, если кровники отказывались от дальнейшего преследования, они имели право получить "цену крови" - 70 или 63 коровы или их стоимость деньгами и золотом.

 

Столь высокая цена человеческой жизни полностью согласуется с мусульманской религией. В Коране сказано, что убийство одного человека есть грех не меньший, чем убийство всех людей, живущих на земле.

 

А в чеченской народной песне смерть человека сравнивается с гибелью целого мира:

 

Когда говорили, что мир погибнет, 

Мне казалось,

Что синие небеса, растрескавшись, 

Рухнут вниз.

 

Оказалось же, погибель мира есть 

С сердцем горячо любимым -

Другом - расставание, 

Когда ты остаешься в одиночестве.

 

У чеченцев существовала подробно разработанная система наказаний за проявленное к человеку неуважение. Например, была установлена определенная плата за словесное оскорбление. Отдельная плата полагалась за нанесение пощечины. За неуважение к дому (например, приставание к девушке из дома, оказавшего гостеприимство) наказывали публичным снятием штанов. Такое же наказание или нанесение ранения, а то и смерть полагались за приставание к замужней женщине или ее оскорбление.

 

Все, что было связано с женщинами, исполнялось чеченцами строго и неукоснительно. За гибель женщины убивали двух мужчин - настолько высоко ценились нашими предками ее жизнь и достоинство. Вероятно, это связано с тем, что, с одной стороны, женщина более уязвима, слаба и беззащитна по сравнению с мужчиной; а с другой стороны, женщина - это мать или будущая мать, а бесчестие, нанесенное матери, - одно из величайших зол.

 

Уважение к человеку, внимание к нему, защищенность человеческой жизни - самая главная ценность чеченской народной культуры.

 

В чеченской народной философии большое место занимает понятие "сий", которое на русский язык можно приблизительно перевести как "честь". В слове "честь" ("сий") мы видим содержание понятий "душа" ("са") и "кровь" ("ц1ий") и слышим их звучание. И действительно, честь человека неразрывно связана с его душой и кровью. "Сий" - нечто, чем человек дорожит, что нельзя уронить и нельзя позволить уронить другому; нравственные обязательства, добровольно взятые на себя; бремя добрых дел, обязательных для надлежащего исполнения; доброе имя, появившееся после того, как люди оценили совершенные добрые дела и позволяющее "без черного лица" (с чистой совестью) ходить среди людей с высоко поднятой головой.

 

"Человек без сий" - это человек, лишенный качеств, определенных нами (нравственные обязательства, бремя добрых дел, доброе имя, чистая совесть).

 

Определение "человек без сий" означает у чеченцев наихудшую оценку. Например, в одной народной песне так говорится о врагах, пришедших, чтобы разрушить селение:

 

Мы проклянем, парни, 

Утративших стыд врагов. 

Мы уничтожим, парни, 

Утративших "сий" врагов.

 

Попытка уронить "сий" человека (действием или словом) расценивалась чеченцами как преступление не меньшее, чем убийство. В большинстве случаев нанесение бесчестия, как и убийство, искупалось кровью. Но человек, ответственный не только за свою честь, но и за честь семи поколений своих предков и семи поколений потомков, никогда и не посягнет на честь другого человека. Потому что умалявший честь других никогда не добивался чести сам. Поистине, ни у кого нет права наносить урон чести другому, и пытающийся сделать это, на самом деле, роняет собственную честь.

 

Вокруг понятия "сий человека" (человеческое достоинство) существуют и другие нравственные ценности.

 

В первую очередь следует упомянуть "маршо" (свобода человека). О том, что эта ценность ставилась чеченцами превыше всего, свидетельствует традиционное приветствие, которым чеченцы обмениваются при встрече:

 

"Приветствую (2) тебя!" (буквально - Свобода для тебя!) - говорит начинающий разговор.

 

"Приветствие от Бога да будет тебе!" (Свобода от Бога да будет тебе!) - отвечает другой.

 

"Приходи свободным!" - говорят гостю.

 

"Оставайтесь свободными!" - говорит уходящий остающимся.

 

"Иди свободным!" — слышит он в ответ.

 

Этот обычай показывает, что чеченцы ставили свободу, право собственного выбора и свободомыслие выше здоровья (русские, например, приветствуя друг друга, говорят "здравствуйте"), мира и других ценностей.

 

Однако свобода не означала для человека возможность делать все, что ему хочется. Свобода - это когда человек, не причиняя никому вреда, держит себя в рамках нравственных обязательств, которые он добровольно возложил на себя. Свобода творить добро - вот признак подлинной свободы. Свобода творить зло - это нарушение требований народной этики.

 

Свобода для человека - осознание того, что находящийся рядом с ним так же свободен, как и он сам, и его свободу необходимо беречь так же, как и свою.

 

Правда, полной свободы для человека быть не может. Потому что с момента своего прихода в этот мир человек находится в рамках различных (природных, временных, общественных, семейных...) укладов: хочет или не хочет, но он не может выйти из-под их власти; они (эти устои) сотворены Богом и не зависят или почти не зависят от человека. Например, как бы не хотелось человеку, но со временем он стареет, а по прошествии отведенного ему времени умирает...

 

Поэтому свобода - это постижение устоев (как сотворенных Богом, так и введенных людьми), а в соответствии с ними

 

-собственных обязанностей и принятие их на себя. Уровню развития интеллекта конкретного человека соответствуют и круг принятых им обязательств - перед самим собой, своей семьей, селением, страной.

 

Не видеть на себе никаких обязательств - это не свободное сознание, а полная ему противоположность. Максимально ограничивая телесные желания, оставлять свободной душу - вот еще одна сторона настоящей свободы. Так, большинство чеченцев всегда ощущало себя внутренне свободными, какими бы суровыми ни были условия жизни, по крайней мере, даже в то время, когда во время выселения они жили в чужой стране, лишенные всяких прав:

 

"Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чечены... Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться начальству - но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны". (А. Солженицын. "Архипелаг ГУЛАГ").

 

Свобода дарована Богом людям наравне с воздухом, водой и солнцем, чтобы познавать и жить достойно, распространяя по земле Добро и Свет. Лишение человека свободы есть огромное зло: без нее жизнь человека не будет полной, наполняющей и очищающей его душу. Поэтому в вековых противостояниях чеченцы искали Свободу, а если она оказывалась недоступной - Смерть, но обязательно в борьбе. (Отсюда происходит лозунг "Свобода или смерть!"). Однако это не означало, что весь народ должен был физически погибнуть ради достижения этой цели. Смерть для народа- это перемена обычаев, внешних форм проявления культуры, верований, языка, даже если и останутся люди, произошедшие от прежнего народа. Не жалеть своей жизни в борьбе за свободу - это был выбор каждого отдельного человека, и человек был свободным, когда делал свой выбор.

 

Как кажется, огромную ценность имеет свобода вероисповедания - в первую очередь, возможность служить Богу и соблюдать религию во всей чистоте.

 

Свобода- понятие не только философское, но и историческое. Если во времена Шейха Мансура (3) чеченцы отстаивали свободу своей страны, то в советское время они боролись за свою личную свободу и свободу взаимоотношений внутри своей семьи. Для достижения большей степени свободы в то время не было исторических условий.

 

Свобода - это еще и психологическое понятие. Даже находясь в тюрьме, человек может сохранять внутреннюю свободу, если, конечно, у него хватит для этого ума и веры. Без этих качеств человек не будет свободен душой даже при максимальной внешней свободе. Большинство чеченцев всегда были внутренне свободными. Именно внутреннюю свободу ("свободу души") увидел в чеченцах и упомянутый выше русский писатель.

 

Одним из главных устремлений нашего народа была "нийсо" (справедливость). Позором считалось оказание помощи своему родственнику в случаях, когда тот был неправ. Говорящего неправду останавливали, обращаясь к его родичам. Его вразумляли, если нужно - резко пресекали, а в тех случаях, когда ничего не действовало - могли и убить. В представлении чеченцев не было человека без опекуна, к которому можно было бы обратиться с претензиями. Именно поэтому стало возможным то, над чем сегодня можно только посмеяться: "О недостойном поведении Гитлера надо сообщить его родичам - пусть они его остановят", -так говорили чеченские старики во время Второй мировой войны.

 

В прежние времена благородные люди ("оьзда нах") старались соблюдать справедливость даже в самых острых конфликтах. Так, в народных преданиях сохранился некогда действительно произошедший случай. Однажды между двумя молодыми людьми произошла ссора. Вдвоем они удалились, чтобы разрешить спор поединком. Однако только один из них оказался вооружен кинжалом. Тогда владелец кинжала, нанеся своему противнику рану, протянул ему свое оружие со словами: "Возьми, теперь ты ударь". Тот, приняв кинжал, нанес удар и вернул его хозяину. Так, передавая друг другу один и тот же кинжал, они наносили друг другу раны, пока, обессилив, оба не рухнули на землю. Один из них умер, другой (владелец кинжала) остался жив. Посовещавшись между собой, родственники убитого простили ему кровь за то, что во время ссоры он соблюдал справедливость.

 

"Справедливость должна быть и между двумя родными братьями", - утверждает народная пословица. В случае, если не было возможности отстоять справедливость ввиду явного превосходства сил угнетателей, чеченец никогда не принимал это как порядок вещей, который будет сохраняться всегда. Восстановление справедливости просто откладывалось им до того времени, пока у него не появятся для этого возможности. Не торопился, но и не забывал. Просто терпеливо ждал.

 

А терпение (4) ("собар") - одно из наиболее почитаемых нашим народом нравственных достоинств.

 

Рассказывают, что некогда один человек пришел к Бейбулату Таймиеву (5). "Я слышал, что ты очень храбрый человек, теперь мы должны помериться силами", - сказал он. Однако Бей-булат, сын Тайми, не набросился сразу же на этого недалекого человека, а проявил терпение, которое помогло ему найти достойный ответ. "Я соревнуюсь с другими не в храбрости, а в следовании этикету, - сказал Бейбулат Таймиев, - к тому же я очень боязливый человек". "Как это понимать? Кого может бояться человек с таким прославленным именем?.." - удивился мужчина, пришедший соревноваться с ним в храбрости. "Я всегда боялся позора и недостойного поступка со своей стороны... Поэтому не пытайся соревноваться со мной в смелости", - с этими словами Бейбулат Таймиев выпроводил неразумного человека.

 

"Торопливость лишила жизни, а терпение одолело гору", - говорит народная пословица.

 

Вероятно, укрепление этой этической нормы в сознании нашего народа связано с укреплением исламской религии. Бог в Коране сказал, что Он на стороне терпеливых. Терпение - не отчаиваться, несмотря ни на какое бедствие или угнетение, не предпринимать ничего в спешке, не подумав, а, правильно поняв происходящее, найти верное решение (как говорят чеченцы, "найти брод в реке").

 

Терпение проявляется по-разному. Поэт Ахмад Сулейманов говорил, что настоящий муж после того, как у него истощилось терпение, должен вновь обрести его.

 

Примером великого терпения может служить поступок Гази-Хаджи Зандакского. Сын Гази-Хаджи был убит на второй день после того, как женился. Жители селения схватили убийцу и, приведя его к Гази-Хаджи, спросили, как теперь надлежит поступить с ним.

 

"Почему ты убил моего сына?" - спросил Гази-Хаджи. Виновный, однако, не хотел отвечать на этот вопрос. Лишь после того, как Гази-Хаджи настоял на своем, он открыл причину: "Я любил девушку, на которой женился твой сын. Девушка отвечала мне взаимностью и согласна была выйти за меня замуж. Однако родители, против ее воли, отдали твоему сыну; отдали из-за тебя, приняв во внимание, что он сын известного авлия6. Я не мог вынести этого и потому убил твоего сына".

 

Во имя Бога простив кровь своего сына, Гази-Хаджи оставшуюся после смерти сына девушку выдал замуж за своего кровника, устроил их свадьбу и построил для них дом в своем дворе, в котором они жили до самой его смерти.

 

Один этот поступок наглядно показывает, что Гази-Хаджи был истинным алимом, а его духовность была крепка. Поэтому в народе он известен под именем "Гази-Хаджи, сломавший хребет сатане".

 

Если попытаться понять содержание поступка Гази-Хаджи, можно прийти к следующим выводам:

 

- терпение не имеет границ; в тот момент, когда кажется, что дальнейшая сдержанность не имеет смысла, человек должен искать и вновь находить в себе терпение;

 

-терпением, равным проявленному Гази-Хаджи, может обладать только человек, в котором сильно религиозное смирение. Найти в себе столь великое терпение Гази-Хаджи помогли слова Бога, содержащиеся в Коране: "Я на стороне терпеливых";

 

- удовлетворению, которое он мог получить, расправившись с преступником, устаз предпочел награду, которая ожидала его у Бога;

 

-Гази-Хаджи простил преступника не потому, что посчитал зло, совершенное им, оправданным. Приговор над ним он оставил за все видящим и все знающим Богом, который и есть Высшая Справедливость; а себе своим безграничным терпением он искал награду у Бога.

 

Такого рода удивительные поступки быстро становились известными по всей Чечне, они служили хорошим примером того, как следует улаживать конфликты тем, кто терпением стремится обрести благодать. О подобном случае рассказал в одной из своих статей писатель Идрис Атсаламов:

 

"...Так, в результате ссоры от его руки погиб один из семи братьев, известных своим мужеством. Очевидно было, что вина за ссору лежала на погибшем.

 

Рано утром, на третий день после завершения траурного поминовения (тезет), во дворе шести братьев погибшего собралось множество людей.

 

Старший из братьев, увидев в своем дворе собравшийся народ, не мешкая, вышел к нему. Подойдя, он сказал: "Да будет утро добрым для вас, уважаемые гости. Я не стою и подметок вашей обуви, зачем же вы опустились на колени? Прошу вас, немедленно встаньте. Уверен, что вы не попросите у меня невозможного. Любое ваше желание можете считать исполненным".

 

Рядом со старшим стали другие братья.

 

Тогда заговорил мужчина, стоявший во главе просителей:

 

- Мы еще раз соболезнуем тебе о твоем брате. Мы понимаем, что происходит с вашими сердцами. Жжет их боль. Да благословит Бог умершего раньше положенного времени. Пусть изобильной будет жизнь его потомства. А просьба наша не тяжела. Она соответствует обычаям. В чем вина детей, плачущих в темноте? В чем вина матерей, с тревогой вслушивающихся в темноту за окнами? Мы просим тебя - оставь тяжелое бремя кровной мести на одном, кому выпала эта несчастная доля. Освободи от нее тех, чьи руки чисты.

 

Тогда заговорил старший из братьев:

 

- Да будет вам почет от Бога, мужи и старцы. Не такая уж это и большая просьба, чтобы вы пришли сюда и просили об этом. Но вы оказали нам эту честь и, проявив уважение, пришли в наш двор. Если будет нужно, каждый из нас умрет за вас. Наш брат умер, ему достался жребий смерти. В честной схватке двое нанесли друг другу раны. Брату выпало умереть от них. Мы знаем, что наш кровник не имеет склонности к злу. Но ссора есть ссора. Предки говорили: ссора - это не творог с маслом. Но вам, собравшимся здесь уважаемым мужам, во имя вас, во имя слез, пролитых над колыбелью каждой чеченской матерью, во имя Аллаха, создавшего нас и забирающего нас - мы даем слово. Хоть и задержка выйдет, прошу, приведите сюда нашего кровника...

 

Специально посланные люди быстро принесли кровника на погребальных носилках. Старший из братьев позвал свою мать:

 

- Нана, подойди. Вот лежит тот, кого мать качала в колыбели, как и ты своего сына. Тебе не будет радости от того, что его мать заплачет над ним, как ты только что плакала над своим. Признай его сыном вместо умершего. Отныне будет у тебя один сын в загробном мире и семеро в этом. Свое разбитое сердце, скрепив мужеством, прости и обними его...

 

- Эй, люди, - добавил он затем, - мы не можем жить в этом мире без вас. Ради Бога и вас мы прощаем своего кровника".

 

Известно также немало случаев, когда недостаток терпения не позволял уладить миром даже гораздо более легкие конфликты; когда ответчики в смятении проявляли неуважение к просителям и большому числу пришедших с ними людей. Один такой случай приводит и автор упомянутой статьи:

 

"...Более шестидесяти лет назад в горном селении от случайного рикошета погиб молодой человек. Множество людей, в том числе и из окрестных селений, собралось, чтобы обратиться с просьбой к отцу погибшего. Опасаясь, что тот скроется из своего дома, узнав, с какой просьбой к нему хотят обратиться, люди, без предупреждения ранним утром заполнив двор и улицу, опустились на колени. Стоять остался только Абдул-Ха-лим-мулла, который и должен был обратиться с просьбой.

 

На рассвете, выглянув в окно, хозяин увидел множество народа, собравшегося во дворе. Увидев эту картину, он выбежал во двор, не успев даже как следует обуться и на ходу надевая овчинный тулуп. Очень недовольный и рассерженный, сердито ворча и не поздоровавшись с собравшимися, он грубо заговорил:

 

- Почему без спроса вы пришли в мой двор? Кто вас звал? Уходите с моего двора. У меня нет с вами никаких дел...

 

Увидев его таким раздраженным, Абдул-Халим растерялся и замер, не находя нужных слов.

 

В это время стоявший рядом с ним Исраил, сын Ума-Хаджи, встал, подошел к разгневанному хозяину и, крепко обняв его, сказал:

 

- Уважаемый! (7) Мы же не на пир шли к тебе, чтобы заранее извещать о своем приходе. Мы поступили так потому, что боялись, что ты скроешься от нас, не выйдешь нам навстречу, а ведь мы хотим, чтобы ты выслушал и понял нас. Мы поступили так из уважения к тебе. Будь терпелив, попроси у Бога собар для себя. Посмотри на народ, опустившийся перед тобой на колени. Выслушай просьбу, идущую от всего сердца.

 

В этот момент опомнившийся Абдул-Халим взял на себя дальнейший разговор. Мне неизвестно подробное содержание его речи, но состояло оно в рассуждениях о предназначении обездоленных людей, отвратительности зла, благородстве народных обычаев, терпении мужей, силе согласия, невозможности избегнуть добра и зла и других сложных жизненных ситуаций.

 

Однако стоящий напротив него оставался глухим. Он не понимал, что ему говорят, впадал в исступление от просьб и не обращал внимания на коленопреклоненных людей. До послеполуденного времени люди пытались смягчить окаменевшее сердце...

 

Не желающего откликнуться на законную и справедливую просьбу чеченцы никогда не считали мужем, способным ответить на добро добром, а на зло - злом. Когда окончательно стало ясно, что просьба известных людей простить нечаянное преступление, поддержанная большим количеством ставших на колени людей, не будет принята, поднявшись с колен, вперед вышел Ризван, сын Айдамира, уважаемый в народе, несмотря недалеко еще не преклонный возраст. "Эй, люди! - сказал он. -Послушайте меня! Наша просьба, во имя всего святого и почитаемого, простить совершившего случайное убийство осталась без ответа. Знайте, что над этим человеком, сегодня отказавшим народу в его просьбе, нет никакого Божьего страха. Это недостойный муж, он проклят самим собой. Поднимайтесь с колен, мы уходим".

 

Собар - это не только проявление воли не сделать что-то непоправимое, не соответствующее нормам оъздангалла, но и нахождение в себе силы не впасть в отчаяние (в "отчаянное бездействие"). Поэтому традиционное пожелание тому, кого настигло горе, звучит так: "Пусть Бог даст вам собар с иманом (терпение с верой)". Так, высокие качества терпения с верой проявил пастух из древней чеченской легенды.

 

Когда-то пас в горах отару молодой пастух. Он всегда носил с собой скрипку. Другие пастухи брали с собой свирели или балалайки. А он, единственный, - скрипку. Летом, когда травы по утрам издавали аромат, насытившиеся овцы располагались в тени больших деревьев, пастух брал в руки свою скрипку. И над горами, над ущельями разносились звуки чудесной мелодии.

 

В один из дней начался сильный дождь в горах, сопровождаемый раскатами грома и вспышками молний. Пастух загнал отару и своих собак в пещеру на склоне горы. Он всегда так делал, когда начинался дождь или буря. Но в тот день дождь лил, не только не ослабевая, а наоборот, все усиливаясь со временем. Дождь продолжался весь день и всю ночь. На рассвете второго дня пастух услышал сильный грохот. Он бросился из пещеры, но выход уже был завален внезапным оползнем. Пытаясь освободиться, пастух разгребал землю и камни, пока не упал обессиленный. Передохнув, он вновь принялся за работу. И вновь упал без сил... И так повторялось много раз. Наконец он понял, что своими силами ему никогда не удастся расчистить выход из пещеры. Потрясенный, он пролежал без движения сутки. К этому времени изголодавшиеся собаки начали рвать овец, а те сгрудились вокруг своего пастуха, как бы ища у него защиты. Отчаявшись, пастух не знал, что предпринять. Внезапно он вспомнил о своей скрипке. Как будто ярким светом, осветилось его сознание. Схватив скрипку, он начал играть грустную мелодию. В нее он вложил всю свою душу, тоску по матери, по любимой, по синему небу, по закатам и рассветам - всему, что любил в жизни, а также невыразимую тяжесть своей беды, большей, чем тяжесть обрушившейся на него горы, отрезавшей его от всего мира.

 

Почувствовав, что становится легче на душе, он еще и еще играл эту неожиданно возникшую из-под смычка мелодию.

 

Тем временем прекратился дождь, и жившие в окрестных селениях люди заметили, что не слышно больше привычных звуков его скрипки. Так прошел день. Люди собрались у подножия горы и начали поиски пропавшего пастуха. Долго они искали. Однако нигде не было следов ни пастуха, ни его отары, ни его собак.

 

В один из этих тревожных дней юноше, проходившему мимо недавнего оползня, показалось, что он слышит звуки скрипки, как бы идущие из-под земли. Припав к земле, он долго вслушивался в неясные звуки, пока, наконец, не убедился, что это скрипка пропавшего пастуха. Тогда молодой человек понял, что произошло. Взобравшись на кручу, он криком созвал людей к месту трагедии. Работая сутками без отдыха, люди разгребали завал. Они спасли не только пастуха, но и его овец и собак. А мелодия, которую играл тогда пастух, до сих пор живет в народе. Ее так и называют: "Мелодия оставшегося погребенным в пещере". Исполнение ее трудных аккордов считается почетным для каждого музыканта.

 

С терпением сопряжена "майралла" (храбрость). Это качество необходимо показывать лишь иногда и к месту. Если дальнейшее проявление терпения грозит вывести дело за рамки приличий и может обернуться победой безнравственности - храбрость есть мужество совершить поступки, которые не допустят этого. Но отсутствие терпения, а также искать ссоры или, не думая о последствиях, бросаться в конфликт- это не храбрость, а "сонталла" (безрассудство). Чеченцы считали его большим недостатком. Различие между храбростью и безрассудством, видимо, следующее: храбрость есть готовность восстановить справедливость и защитить этические нормы; а безрассудство - готовность открыть дорогу злу, развязать конфликт, не задумываясь ни о его причинах, ни о возможных последствиях.

 

Слово "терпение" и его полное содержание в сознании нашего народа еще более укрепилось с распространением исламской религии. А такая нравственная ценность, как "яхь" (приблизительный перевод - "гордость") (8), похоже, издревле являлась одним из качеств нашего народа, к тому же, это своеобразная традиция, показывающая одну из особенностей духовной культуры чеченцев.

 

Чеченские народные героические песни в большинстве случаев завершаются такими или схожими словами:

 

Пусть не родит мать отцу сына без яхь,

А если родит - пусть он не доживет до полудня;

Пусть не родит мать отцу сына, которому нельзя доверять, 

А если родит - пусть не вырастет он, чтобы вкусить этот

мир!

 

С яхь девушка лучше не имеющего яхь парня, 

Да не умрем мы, парни, не получив сказанного, 

Да не умрем мы, парни, утратив любовь друг друга! 

Пусть будет жизнь наша со справедливым согласием, 

От нас дующий ветер пусть уносит горе и страдания, 

К нам дующий ветер пусть приносит любовь! 

Полосатая корова лучше парня без гордости, 

Пестрая корова лучше парня, которому нельзя доверять.

 

Какой смысл имеет столь крепкое в сознании чеченцев слово "яхь"? Видимо, яхь - это постоянное стремление в хороших поступках и качествах (щедрость, храбрость и т. д.) быть не только не хуже окружающих, а наоборот, превзойти их, постоянно находиться в состоянии состязательности. В этом состоянии человек пребывал с того времени, как начал осознавать себя, и до самой смерти. Очень много выдающихся способностей выказывал и много трудностей, которые казались непреодолимыми, преодолевал тот, кто вступал в состязание с окружающими или даже с одним определенным человеком. Причем, состязаться он мог как со своим современником, так и с известной личностью, жившей прежде.

 

В чеченском языке существует выражение "оьзда яхь" (благородная гордость). Это гордость, вызывающая стремление превзойти других в добрых делах и дающая силы восхищаться тем, кто превзошел тебя самого, признать это и поздравить его. Именно о такой гордости говорится в чеченских песнях, и именно она воспевается в них.

 

Например, возьмем "Песнь о Кабардинском Курсолте". В ней рассказывается, как молодой сын вдовы, к которому приехал его друг Кабардинский Курсолта, отправил со своим гостем красавицу, дочь Дады, на которой "остановился светлый взор" Кабардинского Курсолты, скрыв от него, что он сам любит ее больше жизни. Однако, вернувшись к себе домой, Курсолта замечает печаль привезенной из Чечни невесты и после расспросов узнает всю правду. Тогда он, желая состязаться с чеченским молодцем в проявлении "яхь", привозит обратно в Чечню красавицу, дочь Дады, заключив свою любовь в рамки этики и благородства. Но молодой сын вдовы, твердо решивший превзойти его в благородстве, той же ночью возвращает невесту в дом Курсолты.

 

В таких случаях говорят: благородная гордость.

 

Еще более удивительный пример обнаруживается в древнем предании, записанном ученым Шаарани Джамбековым.

 

Некогда в горах существовал обычай, согласно которому несколько раз в год на рассвете всех боеспособных мужчин с оружием и на конях созывали к подножию одной горы. Прибывшему самым последним отрубали голову, поскольку считалось, что он поступит так же и в том случае, если страну постигнет бедствие. После одного из сборов старейшины спросили молодого человека, прибывшего последним, о причине его опоздания. Тот ответил: "Вчера я женился. Поэтому не успел вовремя выехать". "Делать нечего, мы не можем не исполнить обычай отцов", - решили старейшины. Но не успели привести приговор в исполнение, как появился еще один опоздавший всадник. Поэтому на него выпал теперь жребий умереть, а уже приговоренный к смерти был спасен.

 

Вновь опоздавшего старейшины также спросили о причине опоздания. Он ответил: "Вчера моя любимая девушка вышла замуж. Я боялся, что юноша, за которого она вышла, опоздает на сбор, и, выехав пораньше, ожидал его у подножия горы... Я не хотел, чтобы моя любимая осталась с разбитым сердцем... А я готов к вашему приговору".

 

Пораженные его словами, старейшины долго обсуждали произошедшее. И, наконец, приняли решение: "До тех пор, пока среди нас есть столь благородные ("имеющие яхь") молодцы, нам не страшен ни один враг. Поэтому с сегодняшнего дня мы отменяем древний обычай наших отцов".

 

Последний из юношей выказал столь большое достоинство и благородство, что в это даже трудно поверить. Не важно, было это все на самом деле или нет. Главное, что наш народ создает предания, исполненные благородства, света и милосердия. Это показывает, что большинство представителей нашего народа с древнейших времен всегда стремилось к светлому, жизненные устремления были направлены к духовным высотам.

 

Наряду с благородной гордостью "яхь" среди чеченцев живет и гордыня (тщеславие). Она проявляется в тех случаях, когда из страха перед народной молвой человек совершает неправильные, вредные поступки. Тщеславие хорошо показано Саи-дом Бадуевым (9) в рассказе "Баудди". Его герой, не сдержавший данного слова и опасающийся, что люди назовут его недостойным мужем, разводится с только что приведенной в дом женой без всякой на то ее вины. По этой причине гибнет Кулсам, которую муж выгнал из дома в метель, темень и холод.

 

В жизни известно немало случаев, когда из-за гордыни, после укоров отдельных людей, находясь под влиянием чувства ложного стыда перед людьми, убивали безвинного человека, ссылаясь на то, что некогда кто-то погиб от чьей-то руки. Однако прежде чем совершить зло из стыда перед людьми, нужно вспомнить о стыде перед Богом: Бог запрещает оставлять жену без вины с ее стороны и в уплату кровной мести убивать того, на ком непосредственно нет крови.

 

Ярким примером гордыни и тщеславия стало событие, произошедшее несколько лет назад во время сбора средств на одном из телемарафонов. Поначалу все шло хорошо: люди соревновались в проявлении милосердия. У ящика для сбора средств образовалась длинная очередь. Однако как только завершилась телетрансляция и камеры прекратили работу, очередь исчезла, словно и не было ее вовсе. Те, кто был согласен пожертвовать на виду у всей страны, не захотели проявить "невидимое" милосердие.

 

Рядом с гордыней стоит "хьаг1" (приблизительный перевод - "зависть", "неприязнь"). Это тоже соперничество, причем с пожеланием зла своему сопернику: не имея благородства принять его победу, человек готов пойти на подлость, пустить в ход клевету и все, что угодно. Очевидно, что это огромный недостаток среди людских качеств и большой грех. Божий Посланец - да благословит его Бог и приветствует - сказал: "Зависть сжигает ваши хорошие дела и молитвы".

 

В этом мире зависть впервые проявилась в убийстве Каином своего брата Авеля. Он не вынес, что Бог принял жертву Авеля, а также, что их отец любил его больше. Не подумав, вместо того, чтобы сравняться с ним, он отдает сердце зависти к своему брату. С тех пор зависть живет среди людей, являясь причиной многих преступлений.

 

"Яхь" и "хьаг1" хотя и являются противоположными друг другу понятиями, все же имеют некоторую связь между собой. В основе их - соперничество. Поэтому человек должен быть постоянно настороже, чтобы его гордость не превратилась в зависть и чтобы его желание не превратилось в желание сатаны (ибо зависть - сатанинское желание). В прежние времена, чтобы избегнуть этой опасности, мужи брали себе нравственного стража (стража нравственности).

 

Воистину, понятие "гордость" сыграло огромную воспитательную роль в жизни нашего народа, особенно в период до принятия ислама. В жизни народа это было нечто, не позволявшее на весах добра и зла перевесить чаше зла и постоянно укреплявшее сторону добра.

 

Однако с более глубоким познанием исламской религии, с увеличением числа истинных мусульман пришло понимание того, что должно исчезнуть и сотворение добрых дел из чувства соперничества. Истинно верующий в Бога человек должен творить возложенное на него Богом добро независимо от того, соперничает он с кем-либо или видит ли его кто-нибудь. Он будет поступать точно так же и очутившись на необитаемом острове, или если не будет рядом человека, который, взяв с него хороший пример, вступит с ним в соперничество в добрых делах, или если окажется среди людей, закореневших в служении злу.

 

Это не означает, что понятие "гордость" должно исчезнуть из нашей жизни. Ни в коем случае. Соревновательность "яхь" должна быть направлена на совершение предписанных Богом добрых дел, и совершаться они должны во имя Бога - с такой сущностью она должна существовать между людьми.  




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"