Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Патриотизм


Просмотров: 967Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

ПатриотизмПатриотизм … Что это, какое место занимает оно в жизни общества и государства, нужно ли оно вообще. Если брать общепринятое определение, то можно сказать так: патриотизм – это нравственный духовный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Эта формулировка отражает превалирование общественного (коллективного) над частным (личным). Мы живём в обществе, имеющем отношение к европейской цивилизации, но отличающемся от неё качественно иным императивом. А именно тем, что было выше сказано – превалирование общественного над частным. Чувством коллективизма пронизана история России. Оно неразрывно связано с патриотическими идеями. В Европе патриотические чувства имеют меньшее влияние в виду существующей доктрины, основанной на экзальтированном представлении индивида, только его интересов, и после этого – общества и государства. Фундаментальные отличия налицо – европейского классического видения от российского.

 

 

Известный современный исследователь-религиовед, доктор философских наук А. А. Терентьев в своей работе «Ислам и проблемы национализма и патриотизма» от 2011 года пишет: «Патриотическое поведение предполагает истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу. Патриотизм формируется, складывается, вырабатывается в то же время, как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей более значимому, чем частный, общему интересу».

 

Невозможно отрицать влияние патриотизма на многие сферы жизни человека. Органично патриотизм влияет на духовный мир, участвует в формировании поведенческой культуры. Незримо присутствуя в жизни человека, это явление обладает важным свойством – это материализацией. Т.е., в экстремальной ситуации человек не раздумывая может пожертвовать собой ради жизни другого, в условиях боевых действий, оставаясь прикрывать отступающих или жертвуя собой в атаке на противника, или в мирной жизни, например, увидев, что упал флаг или какая-то иная символика он ее поднимает, возвращает на должное место. Образно говоря, своей жизнью человек утверждает высшие ценности, среди которых по праву находится и патриотизм. Для такой категории граждан «хорошо не просто там, где комфортно, а там, где ты полезен и можешь реализоваться как полноценная личность». Патриотизм при этом может войти в противоречие с миром капиталистических отношений, который, как известно, основан на извлечении прибыли. Идеи высшего порядка ему чужды, посему патриотизм для него чуждое явление. Также опасность подстерегает тех, кому близок патриотизм, со стороны бюрократической машины государства. Бездушная машина в личных целях используя патриотизм, наоборот, оказывает «медвежью услугу», ставя на поток, так, «для галочки» это явление. Поэтому чуткое обращение с этим «духовным инструментом» является важным требованием в вопросе диалога власти и общества. Патриотизм имеет массу проявлений, но самое худшее, когда его превращают в формализм. Это не только увеличивает нападки оппонентов, но и выхолащивает саму суть понятия. Патриотизм, как и религия требует, особого подхода, так как непосредственно отражает глубину духовного мира человека.

 

История нашей страны, её победы и достижения невозможны были бы без тех, кто любил и любит её, свою Родину. Любая общественно-политическая формация требовала и вызывала необходимость в патриотических чувствах. Говоря о современности, надо отметить одно любопытное явление: по данным опросов за 2013 год «Левада-центром», 69 %жителей России считают себя патриотами. По данным 2014 г. эта цифра была уже 80 % и почти такой же сохранилась на сегодняшний день. И это после либерального лихолетья 90-х!

 

Патриотизм … У каждого гражданина страны это слово вызывает чувство гордости и осознания причастности к чему-то грандиозному. Это чувство может по-разному проявляться. И как отражение личных представлений, морально- нравственного состояния и уровня развития интеллекта и воспитания оно имеет разные виды проявлений. Любовь к Родине, готовность пожертвовать собой ради высоких целей и идеалов. Во многом это чувство сохраняет теплоту восприятия такого личного явления как Родина. Ведь это не только то место, где ты родился, но и стал человеком. Полноценность личности никак не может существовать без патриотизма. Речь идёт не о показном, а о глубоко личном восприятии. То восприятие, что основывается на самоидентичности в том числе. Крайней антагонистической идеологией патриотизма является космополитизм. Идея, отрицающая любые формы консолидации общества на основе традиционных ценностей, ставящая высшей целью интересы индивида с потерей национальных и даже религиозных особенностей. К сожалению, такая тенденция имеет место быть в мусульманском сообществе под видом «обновлений», «очищений». Эта форма слепого следования рафинированному методу отражения религиозных знаний под названием салафизм. Этот термин старый, но вникая в суть его, понимаешь, что те, кто сейчас вышел под этим термином, крушат традиции мусульман, не имеют ничего общего с исламской методологией и историческим путем того же самого салафизма. Поэтому, действия космополитического характера новоявленных салафитов нельзя никак иначе расценивать как псевдо-салафитские.

 

В наше время одним из проявлений роста самосознания в обществе стала тема патриотизма. В исламской среде она приобретает порой противоречивые мнения. Это во многом связано как с прошедшей по России волной либерализма, так и с недостаточным уровнем знаний, опирающихся на собственную религию. Что есть патриотизм? Какое место он занимает в Исламе и вообще нужен ли он.  Эти и многие другие вопросы поднимаются в среде молодежи. И в зависимости от того, какие ответы молодежь получает, общество в конце концов получает те или иные общественно-политические или религиозные движения.

 

В годы кардинальных реформ в России, в 90-е, патриотизм был крайне непопулярен, так как новыми идеологами, то есть либералами, он ассоциировался со старым коммунистическим режимом. Соответственно, в СМИ культивировался негативный образ этого явления. Испаханное веяниями демократизации общества идеологическое и даже ментальное поле страны, казалось бы, больше никогда не даст всходы патриотизму. Но, друзья мои, одно из проявлений сильного общества, его живучесть заключается в потребности, в определённом запросе его в консолидирующих факторах. Несомненно, одним из таких факторов является патриотизм.

 

Задачей общественных и религиозных образований и государственных органов власти является поддержка различных инициатив и продвижение идей, способствующих укреплению единства общества. Долгое время в российском обществе практиковались идеи разобщения и культа индивида, выбрасывались как пережиток прошлого патриотические идеи. Время собирать камни давно наступило…

 

Под видом «обновлений религии» псевдосалафитами предлагается, по сути, космополитический проект. Говоря о единстве исламской уммы они стремятся стереть все национальные особенности и различия, отражающие национальную красоту каждого этноса. В первую очередь, это говорит о незнании. Незнание ещё не страшно, но когда оно ведёт себя воинственно, это порождает новые проблемы в обществе.  Ислам не противопоставляет себя понятию нации. Как сказано в Коране: О, люди! Поистине, Мы создали вас из (одного) мужчины [Адама] и (одной) женщины [Хаввы] и (размножив вас) сделали вас (разными) народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Вечной жизни] из вас пред Аллахом – наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах – знающий, сведущий!, (49:10). Заметьте, в этом аяте Всевышний говорит о двух важных моментах, это: «народы и племена» и «узнавание друг друга». Только после этого Он говорит «наиболее богобоязненный». Ислам органично и по заслугам даёт каждому фактору в жизни человека своё место, тем самым создавая целостную картину жизнедеятельности человека.

 

Как и в светской среде, в религиозной есть место патриотизму, так как он является выражением положительных естественных чувств человека. Человек любит тот город, где родился, вырос, учился, у каждого есть определённые воспоминания, ностальгия и иные чувства, связанные с конкретным местом. В целом, то, что можно назвать Родиной. Вспомните то, с каким чувством горечи говорил Пророк Мухьаммад, мир ему и благословение Аллаха, когда покидал Мекку: «…Клянусь Аллахом!… Если бы меня не вывели отсюда, я бы не покинул тебя», (Ахмад). Есть и другие свидетельства из жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение. Когда он переселялся в Медину во время хиджры, то, достигнув местности Хазвара, он, остановив верблюда, долго грустным взором смотрел на Мекку: «ВаллахIи, ты самая красивая и любимая обитель на земле. Для меня не существует места лучше тебя. Если бы не тяготы судьбы, я бы ни на миг не уходил от тебя». Другой случай — посмотрев на гору Ухуд, Пророк мир ему и благословение Аллаха, когда произнес следующие слова: «Мы любим Ухуд, и Ухуд любит нас» (Бухари глава «Джихад», 71; Муслим глава «Хадж», 504). Или давайте вспомним мольбу Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «О Аллах! Ты дал нам любить Мекку, так даруй нам возлюбить Медину! И чтобы эта любовь была бы сильнее, чем любовь к Мекке! Прояви же благословение и милость к плодам своим! О Всевышний! Сделай прекрасной погоду Медины, а лихорадку и горячку направь на Джухфу!», (Бухари «Фадаилюль-Мадина», 12), (поясн.- Джухфа- местность в 183 км от Мекки). Что это, если не свидетельство почтения и искренней любви к родной земле? Те, кто взялся стирать национальные и другие особенности, не противоречащие Исламу, должны призадуматься над этим. Ведь, они страстно апеллируют к религии.

 

Патриотизм – один из консолидирующих элементов как общества, так и государства. Без него невозможно существование и общества, и государства. Почему? Государство есть надстройка над обществом, характеризующая в себе единоначалие и власть, она просто обязана поддерживать то, что сохранит и его, и общество. В противном случае, отмирание государственности ведёт к растворению уже самой нации, ухода её с исторической и политической авансцены. В этой связи свою положительную роль играет и религия, которая может стать надёжным помощником в объединительных процессах. Ничего здесь не нужно придумывать. Необходимо вести просветительскую и разъяснительную работу, особенно с молодежью.

 

Выражение «Любовь к родине есть часть веры» приписывается Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Шейх ибн Хьаджар сказал, что при правильном понимании этого выражения, суть его соответствует исламскому мировоззрению.

 

Ислам также воспринимает патриотические чувства через братство. Известно, что Ислам признает виды братства по крови и религиозные: «Вспомните милость Аллаха. Вы когда-то были врагами друг друга, Он примирил ваши сердца, вы стали братьями по Его же милости», (3: 103). Единство посредством союза отдельных лиц создаёт предпосылки для создания крепкого общества. На что опирается этот процесс от частного к общему? Известный хадис передаёт всю глубину этого процесса:

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», — и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!», (Муслим). Очень большое внимание уделяется этому явлению в религии, так как это способствует сохранению общества и противодействию влияния деструктивных сил. Братство непременно отражается в служении. Человек защищает права гражданина, государства, т.е. несёт определённую социальную функцию. Тем самым, отражая своё понимание патриотизма, он на деле его воплощает. Ведь, патриотизм – это далеко не громкие слова, а дела. Именно, дела показывают степень соответствия слов действительности.

 

Чувство патриотизма не чуждо мусульманскому обществу России. Оно подпитывалось самим ходом истории нашей страны. Героические поступки, участие мусульман в войнах России дают многочисленные свидетельства тому. Вспомните, например, то, как напутствовали полковые муллы на битвы в годы Российской империи или как имамы сёл провозглашали джихад в годы Великой Отечественной войны. Если бы это не имело отношения к патриотизму, вряд ли простые мусульмане согласились бы с этим. Также, жизнь в мирное время, когда каждый гражданин вносит свою лепту в развитие страны, не может не быть свидетельством проявления тех чувств. Отражением полноценности этого чувства является то, что для жителя России, будь то мусульманин или нет, понятие Родина не отброшено. Оно живо и теплится в душах. И любые невзгоды не сломили это чувство. Наоборот, оно возродилось.

 

Булат Сардалигар

 

г-та "Вести республики"




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"