Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Сулумбек Идрисов


Просмотров: 4 309Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Сулумбек Идрисов

Сулумбек Гиланиевич, родился 27 августа 1951, Казахстан, Кзыл-Ордынскаая обл., Чимлийский район, с.Первомай.

 

Рос в многодетной семье из 8 человек, мать - Заза, отец – Гилани.

 

После 8 классов Шалинской средней школы № 1 поступил в 1967 году в Культурно – просветительное училище ЧИАССР, в 1970 году окончил хореографическое отделение.

 

После окончания училища танцевал в Государственном ансамбле танца «Вайнах» пол руководством главного балетмейстера и художественного руководителя Топы Хамидовича Элембаева, директором ансамбля в то время работал Гешаев Муса.

 

1970-72 годах проходил службу в рядах Советской Армии, танцевал в Военно-Морском ансамбле песни и пляски Краснознаменной флотилии. Был солист балетной группы.

 

1972-76 - учился в Московском Государственном институте культуры, отделение режиссер - балета, балетмейстер-педагог. Учился у педагогов: Заведующий кафедрой –продюсер, народный артист РФ Лауреат Государственной премии, Смирнов Игорь Валентинович, народный танец преподавал Народный артист РФ Каштаков Борис Николаевич, классический танец- Смирнова Татьяна Ивановна, историко-бытовой танец - Далия Матеевна и др.

 

1976-80гг. работал 2-ым балетмейстером, солистом балета в Государственном ансамбле танца «Вайнах».

 

1980 год солист балета театра танца под руководством Народного артиста СССР М.Эсамбаева. 1980-90 гг. - солист балета с сольной программой «Танцы народов мира» (Московская Государственная филармония).

 

90-91г. Основал школу Русского танца в Австралии, гор. Брисбан.

 

1991-95. Солист балета Государственного Польского Большого Театра в городах Варшава, Лодьзи, Лозиани. Танцевал главные партии в балетах «Грек Зорба»,- грека Зорбу, «Бразильянец в Париже» - главная роль – «Бачиди» Дон Кихот – тореодора, Лебединое озеро – Ротбарта (Злой Гений)

1995-96 - основал школу русского танца в Канаде.

1996 - заместитель министра культуры ЧР

1996-97 - балетмейстер – педагог Российского Государственного ансамбля танца «Гжель».

1997-2000 - солист балета (сольная программа) Московской Государственной филармонии «Танцы Народов мира»

2001-2004-педагог по классическому и народно-сценическому танцу в колледже искусств, при королевском театре оперы и балета в Королевстве Дания.

1990 год. - Заслуженный артист ЧИАССР.

1991 год. - Лауреат Международного конкурса арт. Балета в Австралии.

1992 год. - Заслуженный артист Российской Федерации.

1996 год. - Академик – за вклад в развитие хореографического искусства. Снимался в художественных фильмах «Созвездие Любви»- Узбекфильм, режиссер З.Ройзман, опер. Леонид

 

Травицкий, главная роль – Мансура.

«Крик Дельфина» – в роли американского матроса.

Музыкальный фильм «Даймохк» И Татаева,

Музыкальные телевизионные фильмы: ЦТ «Шире круг», «Ваш выход артист», «Мертвые души» - князья Чхеидзе. Гастролировал более в 130 странах мира.

 

Награжден орденами - «Ветеран труда», «800-летие Москвы»

Многочисленные грамоты Министерства культуры, Правительств союзных республик и республик Российской Федерации.

 

Кастаньеты Сулумбека Идрисова

 

..Священная птица – золотой орел – только что казалась мертва, но вот она шевельнула крылом, и первый луч солнца скользнул по миру, рассеивая мрак. За ним – второй, третий. Птица взмахнула крыльями, ожила, устремилась в танец - и мир, пребывавший во мраке, продолжился новым днем.

 

Сулумбек Идрисов исполнил древний индийский танец – «Золотой орел», и в центральном концертном зале Буэнос-Айреса «Колон» стояла трепетная тишина. Потом испанские танцы «Лакоррида», «Фаруко», «Фанданга»…По словам директора аргентинского института фольклорных танцев Альсидея Ифрана Уго, танцор, сумевший даже на миг овладеть столь повышенным вниманием экспансивных латиноамериканцев, уже заслуживает признания. «Меня восхищают в советском танцоре не только его мастерство, но и темперамент исполнения,- делился известный педагог и танцор,- тонкое понимание танца, его национального характера, стиля. Свойство, которым может обладать, несомненно, большой талант».

 

 

Как же зарождались эти чудеса пластики в сердце танцора? До концерта Махмуда Эсамбаева в селении Шали никто в доме уважаемого всеми Гилани Идрисова не замечал чудачеств за одним из самых младших его сыновей – семилетним Сулумбеком. Рос, как все его сверстники – озорничал, лазал на макушке деревьев, таскал за рога бодливого козла, мог, как перышко взлететь на спину скакуна. Все это было понятно Гилани – восьмерых детей поднимал, ставил на ноги, но вот почему малыш тайком от него прячет гильзы от охотничьего ружья и с ними исчезает то в лес, то в горы, то к реке – понять не мог. Пока случайно, не застал Сулумбека танцующим в лесу, среди деревьев.

 

Завидя сына, Гилани хотел было воскликнуть от удивления, но притих – мальчик, не замечая ничего вокруг, танцевал какой–то незнакомый танец, вытянувшей струной, гордо подняв голову, позванивая над ней «кастаньетами»- гильзами на пальцах. Малыш то наступал в танце на дерево, походившее на рогатого быка, то отступал, совершая какие-то замысловатые движения руками, всем туловищем, словно дразня дерево- быка, которое, казалось, тоже оживает и наступает на танцора. Гилани, повидавший многое на своем веку, не мог шелохнуться от изумления. А «кастаньеты» продолжали стучать над головой Сулумбека,

 

И чуть позже – уже не только тайком для деревьев в лесу или под мелодию горной реки, в родном ущелье, в стороне от глаз односельчан – «кастаньеты» первым сольным концертом прозвучали в отчем доме, где пришло для Сулумбека первое признание, чем он в тайне очень гордился. Потом они прозвучали на свадьбе соседа, в доме одного, второго, третьего односельчанина, на разных торжествах, национальных праздниках. Известность маленького танцора катилось от дома к дому и коснулось окрестностей Шали.

 

В дальнейшем самодеятельный танцор, каким был поначалу Сулумбек, будет искать возможность развивать свое призвание, учиться профессиональному мастерству. В Грозненском культпросветучилище на первом же экзамене Сулумбек станцевал «Лакорриду»: («лезгинкой» трудно было увидеть комиссию). Было решено принять одаренного юношу. «Легок, пластичен, изящен, артистичен, красив от природы высокоразвитое чувство ритма и музыкального слуха»- так решила тогда приемная комиссия и, как выяснилось сегодня, не ошибалась.

 

Вольная борьба, которая соперничала какое-то время с увлеченностью танцем (она, как танец, в крови горца - Сулумбек мастер спорта), гимнастика, акробатика, легкая атлетика- все эти виды спорта, которыми занимался Сулумбек, один за одним оттесняет серьезная увлеченность полюбившимся делом. Это значит - вся энергия и любовь только ему, его величеству Танцу, искусству, которое вбирает в себя полностью все возможности человека. «Иначе не состоится танец - наставлял Махмуд Эсамбаев своего ученика. - И не родится Танцор».

 

Сулумбек всегда помнил слова именитого наставника – после училища в армии, танцуя в ансамбле песни и пляски Краснознаменной Каспийской флотилии, где в его репертуаре было уже не мало танцев народов СССР, помнил в Московском институте культуры, где учился у известного педагога профессора Игоря Валентиновича Смирнова.

 

 

«Институт, кроме теории и практики, которые я получал у своих педагогов, - вспомнил Сулумбек,- открыл для меня доступ к изучению этнографии, истории и культуры народов мира, танцы которых меня интересовали. Скажем, индийский танец «Золотой орел», который я сейчас танцую перуанский «Павлин – птица священная», испанские «Лакоррида» или же «Фаруко», «Фанданга». «Пасадобль» - я уже начинал изучать в институте, имея возможность читать самую разнообразную литературу о них. Считаю, что надо читать не только ее, но и художественную, чтобы глубже постичь дух, национальную культуру танца, интересоваться жизнью того народа, чьим танцем ты хочешь овладеть, я бы сказал, заболеть им.

 

Потому я очень люблю испанскую литературу, особенно мне дорог Бласко Ибаньес, он ярко раскрывает историю своего народа. Его быт, танцы, особенно интересно и со знанием пишет о корриде».

 

 

Спросите у Сулумбека Идрисова о том же индийском танце «Золотой орел», и вы услышите не только о нем, но и о разновидностях школ индийских танцев, о древнеиндийской философии, о ее литературе, истории, культуре, о своеобразии и специфике той или иной касты, и даже увидите в Сулумбеке йога, который может надолго остановить дыхание или же невероятно переплести ноги и руки, образуя всевозможные причудливые фигуры, образы.

 

-Моим кумиром продолжает оставаться Махмуд Эсамбаев, и если хоть один из своих танцев я исполню на уровне моего учителя ,а я стремлюсь к этому, можно считать, что я не зря посвятил жизнь танцу, - говорит Сулумбек.

 

…Звучат кастаньеты, один танец сменяет другой. Сулумбек Идрисов - один из ведущих солистов Московской областной филармонии.

 

Кастаньеты Сулумбека Идрисова слышали строители БАМа, рыбаки Камчатки и Сахалина, его искусству аплодировали труженики Тюмени, хлопководы из Узбекистана, зрители 30 зарубежных стран.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"