Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Твои потомки, Зелимхан!


Просмотров: 2 445Комментариев: 1
ДАЙДЖЕСТ:

 

 И бабушка, укладывая спать, 

 Рассказывает мне о Зелимхане... 

 Умар ЯРИЧЕВ.

 

Одним из  счастливых обладателей  200 томной «Библиотеки всемирной литера-туры» - гордости  любого советского книголюба   - стал житель Ведено Хасан Гудаев. Нам поначалу не удалось застать его дома. Приветливая мать Хасан, Энисат, увидев, что гости чугь замешкались  на пороге, приободрила:                       

- Входите, входите!

 

Было отчего замешкаться: горное селение, дом над обрывом, под которым по широкому каменистому ложу петляет Хулхулау, а здесь, в комнатах, - современная мебель, телевизор, телефон и эти манящие, в разноцветных обложках, тома на застекленных полках. Чем не городская квартира с явными приметами нашего века! Невольно вспомнились строки народной поэтессы Чечено-Ингушетии Раисы Ахматовой:

 

Чтоб удивиться  веку своему, 

Не надо бы попасть в средневековье.

Тогда с какой тоской, с какой любовью 

Тянулась бы я к веку своему.

 

Но даже не в столь далекое средневековье, а и в годы царизма горское жилище представляло собой жалкую дымную саклю с убогой утварью, сами же обитатели его были нищи и  бесправны. Тяжкий гнет и произвол царских властей вкупе с местной знатью сполна испытал на себе и отец гостеприимной горянки  - Зелимхан, который был вынужден оставить жизнь мирного селянина, и взяться за оружие, стать абреком. 

 

Да, Энисат - родная дочь,  ее сын Хасан - внук знаменитого кавказского абрека, народного заступника, о подвигах которо¬го знала вся Российская империя и о котором сложено столько героических сказаний и песен! Уже в советское, время, в 20-е годы, вы-шла документальная повесть осетина Дзахо Гатуева «Зелимхан», тепло принятая А. М. Горьким. По этой повести был поставлен художественный фильм одноименного названия,    обошедший советские и зарубежные экраны. К образу легендарного абрека также обращался видный чеченский писатель Магомет Мамакаев, опубликовавший в 1971 году роман «Зелимхан».

 

Зелимхан не дожил до Великой Октябрьской социалистической революции всего лишь четыре года, погибнув в схватке со своими преследователями. Дожили дети, из которых, кроме Энисат, здравствует ныне его старшая дочь Меди. А оба сына пали, за дело народной власти - на боевом посту: старший Магомед в 1925 году при подавлении кулацкого мятежа в Махкетах, чекист Умар-Али  -  в апреле 1947 года от бандитской пули Энисат     почтительно открывает голубой,   обитый железными    полосками сундук с фамильными    реликвиями. На  стол  ложатся  фотоснимки, газетные    и журнальные публикации,  книги. Среди них - лейтенантские    погоны Умар-Али.

 

Вот... храню с тех пор, как брат погиб в этом же доме от  подлого выстрела,   — произносит Энисат.   —А это  его документы,  письма…Одно из писем, прислан¬ное в Ведено из Пятигорска, датировано     февралем   1937 года.

 

«Здравствуй, горный орел, друг мой Умар-Али! Прошло три  месяца, как  я   по-кинул твою родину. И лишь сегодня   вечером,    накануне славной      19-й     годовщины Красной    Армии,    выдалась свободная минута,  чтобы написать   тебе, о   твоей  родине, о Ведено и его окрестностях у меня остались самые хорошие впечатления...Передо мной лежит газетная вырезка. «Сын  Зелимхана». Это    биографический очерк о тебе... Хочу тебе посоветовать:  учись, учись обязательно,   пока позволяет время, работай над тем, чтобы стать     большим    человеком.  Ты    должен    оставить хороший след на земле. Твой отец   достоин  того,     чтобы единственный      сын (оставшийся один)  стал  большим человеком     в  социалистическом    обществе.     Твой друг       (командир    бывшего оперотряда)  В.  Пурмаль».

 

В письме, к сожалению, не названа газета, и мы пока не знаем содержания очерка об Умар-Али  но горным орлом его величали По-праву: смелостью и отвагой он весь был в отца. Энисат вспомнила, например, такой эпизод из жизни брата. В юности он работал слесарем  на  ростовском заводе «Жестьвосток", был  рабфаковцем. Однажды    Умар-Али с товарищами  наблюдал бурное   весеннее половодье на Дону, река очищалось от последних льдин. И  вдруг Умар - Али с истинно орлиной зоркостью заметил в  водовороте беспомощный взмах руки  тонущего.   На   миг   показалась голова девушки. Умар-Али, не раздумывая, сбросил лишнюю одежду и кинулся бесстрашно в ледяную воду. С неимоверными усилиями удалось ему вытащить девушку на берег. Здесь ей оказали помощь, и она выжила. Для родителей девушки горец стал за родного сына.

Умар-Али, как видно, не забывал совета: учиться, расширять свой кругозор. Вот  его  послужной  список по 1947 год - год, когда перестало биться его сердце: ответственный секретарь Веденского райисполкома, заведующий райздравотделом, председатель республиканского комитета « Медсантруд" руководитель веденских чекистов. 

 

Несомненно, он мог бы стать «большим человеком в социалистическом обществе», не оборвись его жизнь так рано....Медленно  поднимает голову    Энисат. Глаза ее

встречаются   с   твердым решительным     взглядом  человека в военной форме, смотрящего   сейчас   с   фотопортрета   на     стене. Умар Али… Родной брат...   А  на  другом портрете  -   немолодой  черноусый  мужчина   в черкеске. Мужественное, за-каленное невзгодами лицо. Это Зелимхан. Отец, чья трагическая судьба — вечная на сердце зарубка.

 

После революции Энисат вышла замуж за Бакара Гудаева, активно боровшегося за окончательное торжество народной власти. Бакар Садыкович - участник Стодневных боев в Грозном, бывший ревкомовец. Занимал ряд ответственных постов. Сейчас персональный пенсионер. Все три сына Энисат и Бакара, пройдя комсомольскую школу, стали коммунистами. Докка много лет заведует райсобесом. Рамзан - управляющим Веденским объединением «Сельхозтехника», он член бюро РК КПСС. А «завзятый книжник» Хасан - старший бухгалтер «Общепита». Есть еще дочери. Хавра -воспитательница детского сада и Коку - домохозяйка. У Меди трое детей: Барон -товаровед райпо, Харон заведует в школе - интернате складом, а дочь Кулсум - торговый работник.

 

Вот  такие   обычные,  но очень необходимые на селе профессии имеют внуки Зелимхана. Правнуков же «милостью царской» у абрека почти втрое больше - двадцать один. Дошкольники, школьники, студенты. Молодая   поросль,   перед   которой множество заманчивых путей – дорог: выбирай  на вкус! И каждая ведет к творческому, созидательному трудy на    благо советской Отчизны.

 

Разве  мог   наш     отец даже мечтать о таком  будущем  своих  детей,   внуков правнуков!   -   говорит   Энисат. -    При   царе   мы     разве жили?    Мучились, - свидетельствует     Меди, -  которой  под 80    лет.  - Абреческая  судьба отца была несчастьем всей нашей   семьи.     Только после     Великого      Октября обрели мы все права, зажи¬ли свободно и счастливо.

 

Истинно так:   ведь   потомки  «абрека   абреков»   живут в иное, лучезарное время - под солнцем Советской  Конституции!

 

 

Георгий НАСОНОВ, корреспондент   -  ТАСС. Специально для «Комсомольского племени». 12.09.1978.

 


Источник:  http://abrek.org 


 




checheninfo.ru



Добавить комментарий

САЛТАН ГРОЗНЫЙ
САЛТАН ГРОЗНЫЙ от 12 августа 2012 11:58
увы, коммунизированый сионизм, кот. господствовал в ссср, вовсю использовал славу великого зелимхана и его семью для укрепления своей власти в горах. сионисты смогли обманами втянуть сыновей знаменитого абрека в своё чёрное дело по порабощению чеченского народа, за свободу которых так отчаянно бился их бесстрашный отец.

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"