Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Эстетические отношения чеченских традиций к действительности


Просмотров: 5 536Комментариев: 1
ДАЙДЖЕСТ:
Эстетические отношения чеченских традиций к действительности

В мире насчитываются сотни и тысячи больших и малых народов. У каждого из них свои географические, политико-территориальные особенности и этнические обычаи и традиции, соответствующие укладу их жизни и менталитету. Чеченцы являются автохтонами Кавказа и, согласно исследованию многих ученых-историков, являются одним из древних народов мира, а чеченский язык относится к числу языков, чьи следы запечатлены в древнейших цивилизациях нашей планеты: Аккада, Шумера, Митанни, Урарту, Кавказская Албания (Страбон, Гай Плиний Секунд, Г. Гамрекели, А. Джавахишвили, Р. Автандилян, К. Чокаев В. Марр, Н. Волкова, А. Чикобава и другие). Позже их следы обнаружены и в Аланском царстве. Подтверждает это существование названий многих топонимов и гидронимов Передней Азии и Закавказья, имеющих ярко выраженный протовайнахский лексический пласт (Аранцхи, Ерасхи, Арин Берд, Нахичеван, Андиа Бена, Арцах, Хой и т.д.).

 

Исторически сложилось так, что на волне миграционных процессов проточеченцы заселились на Кавказе на стыке двух цивилизаций – Европы и Азии, Запада и Востока, и образовали свою политико-территориальную этническую организацию, называемую ныне Чеченской Республикой. Проживая веками на этой территории, чеченцы показали себя воинственным, но миролюбивым народом, обладающим феноменальными чертами и характером, уникальными этническими традициями и менталитетом, обычаями и культурой. Конечно, их формирование не могло происходить без определенного влияния Запада и Востока, но в постоянной борьбе и справедливых войнах с агрессорами они сумели сохранить свои обычаи, язык, культуру, высоко оцененные соседними племенами и исследователями.

 

Невозможно представить этнического чеченца без свободолюбия, задатков рыцаря, без привычек джентльмена, дипломата, мужественного заступника, истинного верующего, надежного друга и гостеприимного хозяина, и без всего того, что проповедует ислам, который призывает жить по совести, стремиться к душевной чистоте и высокой нравственности, быть богобоязненными. Поэтому не случайно то, что чеченцы приняли ислам не насильственным, а добровольным путем. Их обычаи, традиции, нравственность отвечали канонам ислама и были шире, чем любой светский, общественный закон. Надо полагать, что такая идеология поведения назначалась всему человечеству. Но люди, не выдержавшие столь высоких нравственных идеологических требований, отошли от первородного адамовского, единоязыкового человечества к отдельным, собственным общественным группам, образовавших этнические племена. Надо признать, что одним из народов, наиболее сохранившим в веках эти требования, является чеченский, представители которого несут в себе этническое понятие «нохчалла», и включают в свой быт все известные демократические принципы гуманизма и миролюбия. Это свидетельствует о его уникальности. Ведь известный в России этнограф Ян Чеснов не случайно, а объективно сказал, что «чеченцем быть трудно». Так и называется его одна научная работа по этнографической истории.

 

«Живите по совести», – завещал в своих проповедях Пророк Нох (Ной) (мир ему). Мы живем в постоянно меняющемся мире, где меняются и общественные ценности. «О, времена, о, нравы!», – говорили древние. Это свидетельствует, что по мере изменения эпох меняются нравы, а вместе с ними и традиции, и ментальность, и их оценка. Сегодня на наших улицах яркими красками блистают нарядно одетые юноши, девушки и т. д. Все чаще среди них заметны девушки, одетые в исламские одежды, привлекающие модным содержанием и национальным колоритом. Глядя на одежду девушек, вершиной которой является платок, нельзя не восхищаться и не радоваться красотой целомудрия, вызывающей эстетические отношения мужчин (да и женщин), воспитанных на почитании и уважении этнических традиций нахов. Связано это не только с их религиозными чувствами, но прежде всего с высоким положением платка в женской одежде, в предметах женского туалета и значимости порядочной женщины. Платки чеченки носили и до принятия ислама, и его носитель имел неоспоримое уважение в обществе. Свидетельство тому – классический пример брошенного платка между сражающимися горцами. Этот платок был для них предметом, оберегающим не только голову, но и честь соплеменницы. Этот фактор заставлял нахов прекращать борьбу во имя сохранения чести и доброго имени женщины, хранительницы очага, обладательницы целомудрия и добродетели.

 

Длительно проживая в г. Свердловске (ныне – Екатеринбург), я часто становился свидетелем того, как на светских мероприятиях при исполнении танца чеченцами присутствующие одобрительно одаривали танцующих отличительными, особыми аплодисментами. А ведь в этой столице Урала было немало кавказцев, чей танец также именовался «лезгинкой». Но среди всех кавказских плясок чеченцами «лезгинка» (родной для них танец) исполнялась узнаваемо неистово, ритмично, экспрессивно, захватывающе, грациозно… Но при этом нахский традиционный танец отличается эстетическим существом действительности. В чеченской «лезгинке» чеченская девушка, словно белая лебедь, стройная, как кипарис, горделиво плывет, изящно изгибая стан и плавно ведя руками. Ее преследует по кругу партнер, то идя за ней, то стремительно преграждая ей путь, сначала широко распластав руки, словно крылья орла, движением руки показывает своей партнерше, куда и как ей повернуться. При этом партнер не забывает о необходимости эстетического отношения к чести партнерши: считается позорным в танце прикосновение мужчины к женщине, даже если они родственники; ни одно движение в чеченском танце не делается неосознанно, спонтанно. Этот танец, перенятый многими соседними племенами и прозванный «лезгинкой», по своему азарту, духу исполнения, ритму движений, эстетическому восприятию не имеет аналогов в мире танца и по праву называют флагманом мирового танца: ему аплодировали на всех континентах планеты.

 

Отрадно отметить еще одно традиционное явление чеченского общества. Многие верующие чеченцы коллективно, совместно, в традиционно отличительной одежде посещают тезет (похороны). И его отличительная особенность в том, что там родственникам умершего не только выражают соболезнование и моральную поддержку, но и просят у Всевышнего Творца простить грехи умершего. Это свидетельствует об осознании каждым верующим предстоящего Судного дня и своей ответственности перед Всевышним.

Известно, что одной из главных ячеек общества является семья. Созданию семьи в чеченском обществе всегда придают важное значение. Обычно знакомство девушки и юноши происходит у родника или у родственников девушки. Чеченские традиции предписывали юноше и девушке общаться в присутствии свидетелей. И то, что обычно встречи и знакомства происходили возле сельского родника, имеет особый смысл. «Во-первых, – пишет М. Ахмадов, – каждая девушка должна была регулярно ходить к роднику, и ее не нужно было звать туда. Поэтому ухаживающий за ней юноша всегда мог ее там видеть. Во-вторых, считалось, что возле безостановочно бегущей чистой, прозрачной воды зарождаются такие же чистые, светлые взаимоотношения, создававшие эстетически нравственную основу чеченской семьи».

Приведу еще один пример такой эстетической традиции.

 

В 1913 году царской администрацией были арестованы и отправлены в глубь России, г. Калугу, одиннадцать чеченских авлияов во главе с Баматгери Митаевым (1овда) из села Автуры якобы за связь с абреком Зелимханом. Подобно женам декабристов, одна из жен арестантов поехала навестить мужа и взяла с собой грудного ребенка. Получилось так, что когда она шла по улице города, по этой же улице вели арестованных чеченцев. Она, следуя чеченской этике и эстетике, даже и в глубине России не потеряла уважение и скромность к этнической традиции, положила завернутого в одеяло младенца на край улицы и стыдливо отошла в сторону. Стражник, ведущий арестантов, заметив эстетическую нравственность взаимоотношений «лиц кавказской национальности», прослезился и позволил одному из арестантов поблагодарить женщину за уважение к ним и к традиции: тот вложил червонец у изголовья младенца в одеяло.

Чеченские традиции имеют эстетические отношения в жизни. На их основе воспитываются высоконравственные чувства справедливости и любви к Отчизне, родителям и ближним, уважения старших, женщин и детей, уважения добрососедских отношений и отношений к Создателю. Поэтому о них с добрым словом говорили такие именитые люди – художники слова и мыслители, как А. Дюма, К. Пластов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Добролюбов, А. Шавхелишвили, Ф. Энгельс и другие. Об этих традициях и их высоком авторитете свидетельствуют и факты, имевшие место, когда черкесы и другие народы Кавказа отдавали своих сыновей на воспитание чеченцам. Эти традиции можно увидеть и в произведениях чеченских классиков М. Мамакаева, С. Бадуева, А. Айдамирова, Х. Ошаева. С. Арсанова, современных писателей и поэтов У. Яричева, Н. Пашаева, Ш. Рашидова, Азима Юсупова, М. Бексултанова, У. Юсупова и других.

 

Сайд-Эми Лулуев




checheninfo.ru



Добавить комментарий

Артур Беркут
Артур Беркут от 14 декабря 2012 19:31
кровь и Германия едины!

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"