Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

«Водитель милосердия» на встрече молодежного клуба блоггеров Чечни.


Просмотров: 2 029Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

 Новое интервью водителя "доброго-маршрутного такси" Мусы Дадаева

 

Муса Дадаев принял участие во встрече молодежного клуба блоггеров и журналистов Чечни. От «водителя милосердия» молодежь требовала рассказать, какими же были чеченцы раньше и какие они сегодня!

 

Рассказывает чеченец Муса Дадаев 

 

«Я хочу заметить, что моему поколению  повезло застать тех людей, которые были настоящими мужчинами. Это примерно ровесники моего деда. Даже не ровесники моего отца. Мы видели их взаимоотношения между собой. Мы видели их отношение к окружающему миру», – говорит Муса.

 

«Как вы считаете, что в нашей жизни самое важное и интересное? – спрашивает Муса. – Безусловно, после религии. Это взаимоотношения между людьми. Если человек умеет строить взаимоотношения, то он карьеру хорошую сделает, в учебе преуспеет, в семье у него будет мир и спокойствие. Будет большой круг общения. Но если он не умеет выстраивать взаимоотношения, каким бы грамотным, образованным он ни был, у него проблемы будут всегда. Самое главное в нашей жизни – это взаимоотношения.

 

Я долгое время жил за пределами Чечни. Появлялись друзья русские, которые восхищались нами, чеченцами. Они говорили – какие вы молодцы. Но мы не принимали этот комплимент в свой адрес. Я им отвечал – я такой не потому что я Муса, а я такой потому, что я чеченец. И я не самый лучший из чеченцев. Лучшие и способные остались в республике. А те, кто меньше всего на что-то способен, приехали сюда.

 

Говорить, что мы лучше других национальностей – это не правильно! Но быть лучше  – это правильно! И в спорте, и в учебе, и в поведении, и во всем. Мы в свою молодость всегда и везде, на различных конкурсах и соревнованиях, всегда доказывали, что мы лучшие. Это нам давалось не именно из-за того, что мы чеченцы, а мы работали над этим, тренировались, учились, много читали. В разговоре с людьми других национальностей, чтобы они понимали, что мы не хуже них. Что мы грамотные, начитанные и т.д. Вот этим мы доказывали, и получали от этого удовольствие.

 

Если у нас есть деньги, здоровье, знания, это тоже не означает что мы чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, кавказцы. Если мы начинаем в своем поведении проявлять нормы и правила поведения кавказцев, вот тут тогда появляется национальность, уважение друг к другу.

 

Мы нравились всем в прошлом. Вы все много читали, много знаете… Приведу несколько примеров. Возьмем  одежду терских казаков. Сразу, как они поселились на берегу, они сразу переняли нашу одежду, оружие стали также носить. Вот сейчас возьмем любое кино и увидим там много сходств с нашими народами. Молодому поколению это, наверно, не заметно, так как вы не видели, что было лет 30 назад.

 

Наверное, поэтому не обращаете внимания. Посмотрим на актеров, героев фильмов. Многое, что мы там видим, этого раньше не было, а сейчас есть. Это начинается от быта, внешности, одежды. Коротко стриженые бороды, бритые головы. Когда здороваются, обнимаются. В Москву, Санкт-Петербург, куда ни поехать, видим, как, здороваясь, русские парни обнимаются. А было время, когда мы были в армии, то тогда этого не было. Надо действительно жить так, чтобы люди тянулись к нам, а не отталкивались.

 

Я нашу нацию узнал больше по тем материалам, что писали о нас представители других национальностей. Это записки офицеров, которые принимали участие в покорении Кавказа. Лермонтова, Пушкина. Нам все, что в нас есть, нам это кажется нормальным, и мы на это не обращаем внимание.

 

А представители друг национальностей в нас замечали какие-то отличительные особенности. И это им резко бросалось в глаза. И поэтому они про это писали. С их слов я начал оглядываться на себя, рядом на окружающих меня людей, и искать то, что они писали в то время о нас. И то, что мне удалось в них увидеть, узнать, я пытался в себе сохранить и кому-то еще передать. Очень хорошо было написано одним офицером, который принимал участие в покорении Кавказа. Эта книга была 1904 года издания.

 

Там каждую национальность он описывает. Он описывает базар в Тифлисе. И по продавцам, то есть по товарам, которыми они торгуют, можно было определить их национальность. Если человек продает хорошего скакуна, то он кабардинец. Хорошие тряпки – армяне. Сушеные фрукты – азербайджанцы, хорошие украшения из серебра, золота и меди – дагестанцы, папаха хорошего покроя или оружие – чеченцы. Это уже характеризовало. И я выискивал все хорошее, что отличало нас от всех остальных и запоминал.

 

То объявление в маршрутном такси – это минимум, через который нельзя перешагивать. Те категории людей, которые там перечислены, если мы дальше этого уйдем, то можно двумя словами определить поведение человека. Нет ничего святого! Это капля того, что было в нас в то время.

 

Я помню, когда мы возвращались в Чечню с депортации с Казахстана (насильственное выселение чеченцев в середине 20 века) и начали обустраиваться здесь. В каждом селе каждый человек начинал строиться. За период депортации наши дома, которые мы невольно оставили, претерпевали ухудшение состояния. Вернувшись, мы старались улучшить свои дома.

 

Как только человек начинал себе строительство и ремонт жилья, без всякого приглашения, каждый, кто в селе, заканчивал с утра свои дела и шли на помощь. Без всякого приглашения. А тот хозяин, который строил, не давал поднимать даже на один ряд выше кирпичей, чем у соседей. Во-первых, из уважения к тем, кто пришел помогать. Чтобы они меньше трудились. Во-вторых,  из-за уважения к соседу не строил выше дом. Если как-то все же получалось обратное, то в то время это считалось неуважением. Вот до какой степени это было.

 

Наши предки по природе своей, по характеру, по натуре своей, были аскетами. Вели очень скромный образ жизни. И в пище, и во всем были умеренны. Но, не смотря на это, они тоже искали материальные ресурсы. Но не для того, чтобы много поесть или шикарно одеться. А для того, чтобы помочь тому, кто в этом нуждается. Они старались не выделятся абсолютно ничем от соседей своих.

 

Жизнь, конечно, была сложнее, в одиночку было сложно строить дом, не говоря уже о башнях. Конечно, нужна была помощь. И жили все, как одна община. Взаимопомощь была развита очень сильно. И это, конечно, нам помогло «выжить» и в Казахстане, и когда мы вернулись, и во время войны. Но как только мы начали получать материальные средства и стали способны самостоятельно строить дом, я заметил, мы стали дальше друг от друга. Это стало нас отдалять.

 

Хотя я считаю, что это должно было бы сближать. Допустим, если у меня с материальными средствами сегодня тяжело, я не могу себе позволить лишний раз съездить к брату, другу, знакомому и т.д. Потому что я должен быть занят в поиске материальных средств. А если они у меня есть, почему не позволить это? Для чего они мне тогда нужны? Они нужны мне для того, чтобы я больше мог общаться, мог оказывать помощь, сходить к больному в больницу, сходить на похороны и т.д.  Это я ни для кого Америку не открываю. Я помню те времена, когда нам было плохо. Мы были очень близкими и родными.

 

Мы своих обычаев, традиций придерживались не менее жестко, чем представители любого рыцарского ордена. Где бы не находился человек, он не мог переступать правила поведения. Мужчина может быть бедным, плохо одетым, физически слабым. Ни это определяло настоящего мужчину. А определяло, является ли его образ жизни согласно нашим нормам.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"