ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. О создании Грозненского авиапредприятия вспоминает Хусейн Евмурзаев:
Первые самолета в небе Грозного появились в 1925 году,– рассказывает он. – Под руководством П. Свириденко прилетали экспедиции, с целью уничтожения азиатской саранчи в плавнях реки Кумы. Вторая авиахимическая экспедиция по борьбе с азиатской саранчой была организована в 1926 году под руководством Б. Пухова.
А чуть позже, весной 1930 года, осоавиахимовская молодежь города Грозного подготовила площадку, пригодную для приема и выпуска самолетов. В июле 1932 года строительный отряд «Грознефти» построил здание аэровокзала, бензохранилище, засеял травами летное поле и сделал ограждение территории. Так началось создание в республике аэропорта, который в народе до сих пор именуется как «Старый аэропорт».
17 февраля 1938 года на базе аэродрома г. Грозного был создан 221 авиаотряд специального применения – «Грозненское авиапредприятие», которое явилось одним из первых на Северном Кавказе.
На самолетах Р-5 и ПО-2 начали совершать вылеты для перевозки почты, оказания срочной медицинской помощи, а также для применения авиации в народном хозяйстве.
В 1941-1945 г.г. личный состав 221 авиаотряда принимал активное участие в защите Родины в Великой Отечественной войне.
В начале 60-х годов у нас появились самолеты Як-12, вертолеты Ка-15, Ка-18. Пассажирские перевозки стали выполняться на самолетах Ан-24. В 1968 г. в г. Москву начал летать 110 местный самолет АН-10, а с 1972 г. – реактивный Як-40. В 1966-1970 годы впервые наши авиаторы начали обрабатывать сельскохозяйственные угодья.
За сельхозавиацией Грозненского авиаотряда были закреплены: Дагестан, Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария. Также нашей авиацией выполнялись работы в Калмыкии, Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях, на Украине, Туркмении, Казахстане, Узбекистане. За 1976-1980 г.г. было обработано более 5 млн. гектаров. И в этом немалая заслуга экипажей самолетов Ан-2, где командирами самолетов были: В. Винницкий, Х. Евмурзаев, В. Сулханишвили, А. Дарсигов, И. Мамакаев, В. Гоконаев, Х. Исаханов, Н. Цебаев и др. Многие из них за добросовестный труд были удостоены Государственных наград СССР.
В 1977 г. в Грозном было начато строительство современнейшего аэропорта, одного из крупнейших на юге России. Его плановая пропускная способность составляла 600 пассажиров в час. В Грозненский Объединенный авиаотряд поступили новые самолеты Ту-134А. В период освоения самолетов Ту-134А было подготовлено более 30 экипажей, которые возглавляли: Ю. Самсонов,В. Наприенко, Х. Евмурзаев, М. Хашагульгов. Х. Эдельханов, Р. Алиев, Х.Салгириев, Р. Дадагов, Д. Григоращенко и др. Большую помощь в становлении молодых командиров оказал один из опытнейших пилот-инструкторов самолета Ту-134А Э. Хакимов.
Пилоты Грозненского авиаотряда выполняли более 40 рейсов в неделю в различные города и республики СССР. В 80-х годах авиапарк Грозненского авиапредприятия насчитывал 7 самолетов ТУ-134А и 34 самолета АН-2.
В 1985 году к 40-летию со дня Победы был введен в эксплуатацию нынешний аэровокзальный комплекс.
При поддержке Главы ЧР Рамзана Кадырова восстановление аэропорта «Грозный», разрушенного в период известных событий, было завершено в кратчайшие сроки.
5 октября 2006 года самолетом Ту-134А был выполнен первый технический рейс.
8 марта 2007 года, что символично – в Международный женский день – было возобновлено регулярное воздушное сообщение по маршруту «Москва-Грозный-Москва».
Сейчас мы переживаем свое второе рождение, – сказал Хасан в нашей беседе.– Первоначально авиаперевозками из Грозного и обратно занималось унитарное предприятие «Вайнах-Авиа», которое осуществляло лишь наземное обслуживание самолетов. Авиарейсы же на этот период совершались авиакомпаниями «Дагестанские авиалинии» и «Дон-Авиа». Однако, уже в июле 2007 года распоряжением Правительства ЧР и благодаря Главе Чеченской Республики Рамзана Кадырова создается авиакомпания «Грозный -Авиа». Ее учредителем выступает Региональный Общественный Фонд имени первого Президента ЧР А-Х. Кадырова.
С июня 2008 года «Грозный- Авиа» начал регулярные рейсы Грозный-Москва-Грозный. В настоящее время в будничные дни совершаются по одному, а в выходные – по два рейсы в Москву и обратно. Есть также в неделю один рейс в Турцию.
В наши дни «Грозный-Авиа» – один из самых современных аэродромных комплексов на Юге страны, важнейший объект грузопассажирских перевозок не только для Чеченской Республики, но и для всего Северного Кавказа. «Вайнах-Авиа» имеет 6 самолетов ЯК-42, а также хорошо подготовленные летные экипажи.
Вторыми пилотами, зарекомендовавшими себя как опытные профессионалы летного дела, являются Умар Алдамов, Ахмед Абдулазиев, Лечи Исмаилов Ларина Евмурзаева, командир воздушного судна ЯК-42 Сергей Плешков и другие. Среди 28 стюардесс – 18 чеченок. Все они прошли в Москве специальные курсы подготовки, овладели профессиональными навыками обслуживания пассажиров воздушного лайнера, – отметил Хасан.
В истории чеченского народа известны имена летчиков-чеченцев, которые в годы Великой Отечественной войны на воздушных истребителях, защищая от врагов Родину, наносили удары по врагам. Это командир штурмовика, майор Д. Акаев из с. Закан-Юрт, летчики: Супьян Магомадов из Хамби-Ирзе, А. Ахмадов, А. Имадаев…
А также народ гордится своими дочерями-летчицами Лялей Насухановой, летавшей на военных истребителях, и Лариной Евмурзаевой – пилотом гражданской авиации, в настоящее время летающей пока в качестве второго пилота!
Наша справка: 45 лет своей жизни Хусейн Евмурзаев посвятил летному делу. Он в свое время успешно окончил Кременчукское летное училище гражданской авиации, затем Ленинградскую академию гражданской авиации. Работал пилотом в аэропорту Грозный, управляя авиалайнерами трех типов АН-24, ЯК-42, ТУ-134. На ТУ-134 летал в качестве командира. Несколько лет проработал в должности «летный директор». После ухода на пенсию, перешел на наземную работу. В данное время он заместитель генерального директора по безопасности полетов в авиакомпании «Грозный-Авиа».
ДАГЕСТАН. В Дагестане по требованию прокуратуры закрыли зоопарк «Лесная усадьба»
ДАГЕСТАН. Жителей Дагестана предупредили о видеофиксации непристегнутых
Ю.ОСЕТИЯ. Азербайджан. Армения. Грузия. Что мешает торговле на Южном Кавказе. Главное
Минздрав Газы озвучил число погибших в результате ударов Израиля
ЧЕЧНЯ. В ст. Каргалинская вследствие пожара семья осталась без крыши над головой
ЧЕЧНЯ. В рамках проекта «Чистая страна» в региональных детских садах провели экоуроки
ЧЕЧНЯ. В регионе призвали водителей ТС - экстремалов кататься в специально отведенных местах
ЧЕЧНЯ. В чеченской столице пройдет опрос среди жителей о создании нового района им. Владимира Путина
ЧЕЧНЯ. В Грозном родным погибших в СВО вручили звания Героя ЧР
ЧЕЧНЯ. В республике в рамках нацпроекта в 2024 году установят 5 камер фотовидеофиксации
С 1 апреля для получения водительских прав начнут требовать СНИЛС
ЧЕЧНЯ. VK & ЧР: В Грозном прошел семинар для представителей СМИ
ЧЕЧНЯ. С 1 апреля Отделение СФР по ЧР проиндексирует социальные пенсии жителей региона