Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

1911 г. Краткая история становления авиасообщения в Чечне.


Просмотров: 902Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

1911 г. Краткая история становления авиасообщения в Чечне.

В газете «Грозненский рабочий». (1947.-21 мая) читаем в корреспонденции «Авиалиния Грозный – Москва (Первый рейс пассажирского самолета)»: Вчера (20 мая 1947 года. – А.К.) утром было особенно оживленно в центре Грозного у здания городского агентства аэропорта. На двух больших машинах рассаживаются пассажиры, провожающие. Грузятся вещи. Машины идут в аэропорт. 6 часов утра... На взлетной дорожке мощный ЛИ-2, пассажирский самолет только вчера прибывший из Москвы, а сегодня возвращается в столицу... Командир корабля рассказывает: «Трасса Грозный - Москва новая в числе воздушных магистралей Советской страны. В первый рейс мы возьмем 34 пассажира с грузом. Наш путь лежит через Минеральные Воды — Ростов-на-До­ну—Воронеж. Примерно в два часа дня мы приземлимся в Москве. Самолет все время будет связан по радио с Грозненским аэропортом...» (1947.- 21 мая).

 

Но выяснилось, что это были не первые полеты в г.Грозном. 20 мая 1947 года, как подтверждает исторический факт, было, оказывается, только восстановлено воздушное пассажирское сообщение гор.Грозного с Москвой, прерванное Великой Отечественной войной. Оказалось, что регулярная воздушная линия, связавшая Грозный с Москвой и Закавказьем, по маршруту Москва - Минеральные Воды - Грозный - Баку - Тбилиси, была открыта еще 3 мая 1927 года. Авиалинию обслуживали самолеты акционерного общества «Укрвоздухпуть» (Украинский воздушный путь).

 

Чечено-Ингушский авиаотряд гражданского воздушного флота был создан 17 февраля 1938 года. В республику прибыла группа специалистов командного летно-подъемного и инженерно-технического состава. Началось строительство местных воздушных линий и расширение иногородних трасс.

 

В 1980 году Грозный связан был прямыми трассами Аэрофлота с 30-ю крупными административно-промышленными центрами СССР, а внутри республики - с отдаленными районами. В Грозненском аэропорту приземлялись современные комфортабельные самолеты, как ТУ-154, ТУ-134, ЯК-40, АН-24 и АН-2. Это стало возможным благодаря окончанию строительства новой взлетно-посадочной полосы – части комплекса построенного в те годы нового аэропорта Грозного (Грозненский рабочий.- 1927.- 3 мая; 1981.- 1 окт.; Культурное строительство в Чечено-Ингушетии :(1942-1980гг.).- Грозный- 1985.- С.285). ...

 

Но и это еще, оказалось, не первые полеты в г.Грозном: они начались, как констатируют данные истории, еще в 1911 году, когда в нашем городе взлетел в небо первый самолет-моноплан конструкций немецкого инженера Граде, - управляемый летчиком Артемием Кацианом. И это было вот как.

 

Корреспондент грозненской газеты «Терский край» в номере от 18 сентября 1911 года так описывает этот самолет: «Моноплан принадле­жит к самой легчайшей конструкции в мире, что позволяет ему развить неимоверную скорость - более 100 верст в час, он весит только семь пудов, зато волшебно красив и может поднять одного пассажира». Проследим по выступлениям этой газеты, как проходил первый полет в Грозном. В газете «Терский край».-1911.- 3 мая дано краткое объявление: «8-го и 9-го мая на Грозненском треке (там, где до 1995 года был Центральный парк культуры и отдыха, а сейчас – Правительственный комплекс; даже изменили русло р.Сунжи для его строительства. – А.К.) будет катать авиатор на самолете»..

 

Но ни 8, ни 9 мая на Треке ничего не состоялось. Причиной являлась непомер­но большая плата, запрошенная городской управой за использование территории Трека. Вскоре за ярмарочной площадью, север­нее территории, до 2005 года занятой заводом «Красный молот», вла­делец лесопильного завода Ф.И.Крыликов по договору с авиатором Кацианом приступил к строительству аэродрома. К осенней ярмарке в сентябре аэродром был закончен. Его территория в шесть гектаров была огорожена высоким забором из горбыля, участок спланирован, поставлены ряды скамеек на кольях, отдельно - ложа городской управы. По городу расклеены афиши с портретом авиатора и его самолета.

 

5 сентября 1911 года «Терский край.-1911.- сообщала: «В воскресе­нье, 11сентября, на новом отстроенном аэ­родроме за ярмаркой состоится полет извест­ного авиатора Кациана Артемия на моноплане системы Граде, впервые в Грозном». Через неделю появи­лась такая информация: «Полет, назначенный на воскресенье, не со­стоялся из-за сильного ветра. Публика чуть не разнесла кассу, порядок установила полиция. Полет перенесен на 14 сентября, билеты действительны». Но и 14 сентября по­лет авиатора Кациана опять не состоялся из-за сильного ветра. 17 сентября газета не без иронии пишет: «Грозненцы приуныли; пла­кали наши денежки! Разве в Грозный на­стоящий авиатор при­летит?»

 

Терпение лопну­ло не только у публики, но и у Кациана, и он заявил: «В воскресенье, 18 сентября, летим обязательно, хотя бы мне пришлось сломать голову». Однако ветер и тут поломал планы организаторов зрелища. Так повторялось еще полторы недели. И только 27 сентября по­явилась заметка: «По­лет Кациана»: «Состо­ялся первый полет в Грозном Артемия Ка­циана. Публики было мало, грозненцы пере­стали верить авиато­ру, несмотря на белый флат, вывешенный в городском саду, озна­чающий, что можно ле­теть. Поднялся ветерок, публика заволнова­лась. Кациан, несмотря на пустую кассу, отва­жился лететь. Он про­делал один большой круг до Нефтянки и об­ратно за 2 - 3 минуты. Вокруг аэродрома сбе­жались смотреть тыся­чи людей, а в кассе продано билетов всего на 20 - 30 рублей».

 

После этого уже через день совершалось по нескольку полетов, и каждый раз аэродром был переполнен. Авиа­тор читал лекцию и объяснял устройство аэроплана, затем совер­шал взлет, делал два-три круга над самодельным аэродромом на высоте 200-300 метров. 8 октября, накануне последнего полета, «Терский край» под крупным заголовком «На волоске от смерти» пишет: «В аптекарском магазине (!) продали плохой бензин, и на ог­ромной высоте пропел­лер вдруг перестал вра­щаться. Авиатор спла­нировал в версте от аэ­родрома». Это сообщение собрало на послед­ний полет 9 октября тысячи зрителей, аэ­родром был переполнен, полет прошел успешно.

 

Заводчик Крыликов отлично погрел руки на этих полетах. При­быль позволила ему по­строить на Граничной улице двухэтажный дом с мансардой. Стоит он и поныне (правда, до неузнаваемости перестроенный. – А.К.) по проспекту Победы, №18, напоминая о первом полете самолета в Грозном. В этом доме сегодня авиа и железнодорожная кассы и различные магазины.

 

Кстати, Артемий Кациан занимался и благотворительностью: в ответ на призыв руководителей первой горской школы он отдал в фонд помощи учащимся часть своих гонораров за выступления в нашем городе.

 

Из книги: А. Кусаев. "Мой Грозный"




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"