Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Последний бой майора Акаева


Просмотров: 3 452Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Последний бой майора Акаева

В канун Дня Красной Армии, 22 февраля 1944 года, в селение Закан-Юрт  Зане Акаевой пришло письмо с фронта от сына. “Мама, я уже командир штурмового авиаполка, награжден двумя орденами. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда: спасал ленинградцев от голодной смерти. А теперь со своими боевыми товарищами гоним немецких оккупантов. Знайте, я защищаю вас, я всегда с вами. Но если суждено будет умереть, то умру за свою Родину героем...” Письмо безграмотной Зане читал тот самый офицер, который на рассвете следующего дня вытолкнул удивленную и растерянную мать героя прикладом автомата из родного дома. Как товарный эшелон добрался до далекого Казахстана, Зана не помнила. Всю дорогу ее била лихорадка. Тяжело переживая разлуку с родиной, мать командира полка, советского летчика, решила написать письмо Сталину. Проходили недели, месяцы... Ответа не было


Даша Акаев родился в селении Шалажи Урус-Мартановского района в апреле 1910 года в семье бойца легендарной “Дикой дивизии” Ибрагима Акаева. Он закончил школу-интернат и ФЗУ в Ростове -на- Дону. Работая слесарем на заводе Ростсельмаш, юноша в свободное время посещал аэроклуб. Когда в январе 1931 года на 1Х съезде комсомола был брошен клич: “Комсомолец, - на самолет!”, Даша одним из первых поступил в объединенную школу пилотов города Бийска. Успешно окончив ее, в 1933 году получил назначение в Закавказскую сельхозавиацию. Поближе к дому.

 

То было время торжества техники и высоких скоростей. Летчики завоевывали все новые высоты и осваивали дальние перелеты. Даша тоже решил совершить дальний перелет. Выполняя сельхозработы, он самовольно изменил маршрут и на бреющем полете трижды пролетел над родным селом и, к великому удивлению переполошившихся односельчан, посадил свою крылатую машину на краю села. За этот самовольный перелет на Дашу наложили дисциплинарное взыскание, но, учитывая, что он, проложив на небольшом самолете воздушный коридор через Кавказский Хребет, и при этом проявил отвагу, решили просить военкомат направить его в специальную летную школу в Одессе, где он получил в 1934 году первую аттестацию военного пилота.

 

Уже в следующем году Даша стал военным пилотом морской авиации, дислоцируемой в Ейске на берегу Азовского моря. Но настоящему асу тесно было на водных Азовских просторах, и он написал письмо тем, кто, на его взгляд, мог понять это лучше, чем в Кремле. Знаменитым летчикам - Водопьянову и Громову - Даша и обязан тем, что вскоре после своего письма будет приглашен в Хабаровск. Так он станет летчиком авиа эскадрильи Амурской Краснознаменной военной флотилии и возглавит экипаж гидросамолета. В мае 1937 года Акаева принимают в члены ВКП(б) и выдвигают на руководящую комсомольскую работу. Страна, говоря языком военных, была “на марше”. Она была нацелена вперед и выше, казалось, светлое будущее уже совсем рядом, за следующим поворотом...

 

Началась Великая Отечественная война, и старший лейтенант Акаев подал рапорт с просьбой немедленно отправить его на фронт. Однако командование Амурской флотилии не спешило расставаться с опытным мастером дневных и ночных полетов. Акаева назначают заместителем командира 3-й авиаэскадрильи. Враг стремительно приближался к Москве. Гитлеровские войска заняли Волоколамск, нависла угроза над столицей. Даша Акаев настоятельно требует отправки на фронт, но вновь получает категоричный отказ: Вы не рядовой, а командир...” - объяснили ему. Акаев вспылил: “Согласен на разжалование. Пошлите рядовым! Страна в опасности, а я отсиживаюсь здесь, в глубоком тылу. Рожденный летать, ползать не может!”

 

Наконец командование сдалось. Акаеву подписали аттестацию: Откомандировать в Действующую армию для изучения опыта Отечественной войны. Не до “изучения опыта” оказалось старшему лейтенанту, который 31 января прибыл в распоряжение Краснознаменного Балтийского Флота, а уже 2 февраля начал боевые вылеты. Только за первый день их было три. За четыре дня в феврале Акаев произвел 12 боевых вылетов в ночное время, за что был представлен к ордену Красной Звезды. Опыт Акаева стал достоянием не только 58-й Отдельной авиа эскадрильи, но и многих авиаподразделений. Небо не знало таких штурмовых атак по вражеским позициям. В сентябре 1943 года Акаеву присваивают внеочередное звание майора и назначают командиром 35-го Штурмового авиаполка. 

 

В газете “Правда” за 18 января 1944 года так и писали: “Штурмовики майора Акаева, несмотря на низкую облачность и плохую видимость, организованно подходили к цели и точно поражали ее. Первым в воздух поднялся майор Акаев. Уничтожил четыре зенитных автомата, затем поджег танк, взорвал бронемашину, землянку с солдатами и офицерами. Командование дивизии за блестящее выполнение боевых заданий представило майора Акаева к ордену “Александр Невский”, а фронтовая газета “Летчик Балтики” от12 февраля 1944 года в статье  «Майор Даша Акаев в бою» писала: «Мы часто читаем в газетах сообщения с фронтового аэродрома. С первого дня нашего наступления на Ленинградском фронте летчики этой части активно взаимодействуют с наземными войсками. И всегда с летчиками их командир майор Даша Акаев». “Пусть смерть боится меня, а не я ее!” - решил он еще во время первых вылетов и следовал этому правилу неуклонно. Он стал летчиком высочайшего класса. Смело и виртуозно водил большие группы самолетов на штурм войск противника, его укреплений... Мастерски овладел методом бомбометания с пикированием. Тонны разящего груза сбрасывал он на головы врагов. 

 

И вот наступил этот день. 25 февраля 1944 года. Когда он вернулся с очередного успешно завершенного боевого вылета боевые друзья заметили в командире разительную перемену. Он был чем-то глубоко подавлен; помрачнел, замкнулся, смотрел вокруг себя отрешенно, безучастно. Тайна раскрылась только в начале марта, когда официально было сообщено по радио о тотальной депортации в Казахстан чеченского и ингушского народов. Акаев же узнал об этой чудовищной акции на второй день после трагедии. Возвращаясь с дальнего боевого задания, по своей командирской рации Даша услышал сообщение в новостях англоязычной радиостанции о поголовном выселении как врагов народа чеченцев и ингушей. Даша не помнил, как добрался до своей землянки. Умный и рассудительный, он понимал, что бессмысленно обращаться в правительство... С тех пор, как умер отец, это был самый тяжелый удар в его жизни. Было что-то унизительное в этой несуразности, в том, что его народ выселила армия, которой он, Даша Акаев, готов отдать жизнь в любую минуту. И как теперь быть ему? Что предпринять?.. Даша вспомнил, как отец всегда напутствовал его, провожая в дальнюю дорогу: “К1ант, (сын),  какое бы горе ни свалилось на тебя, помни: нет места ни на земле, ни в небе, где нет Аллаха. Он пошлет тебе только то, что ты сможешь вынести. На Него уповай, и Он не оставит тебя. Храни имя чеченца ”.  Находясь на передовой, я защищаю Родину, а значит - свой народ, свою землю.... В бой! –решил майор.

 

К товарищам он вышел, как всегда, собранный, подтянутый. Четко и ясно объяснил задачу и чисто по-человечески добавил: “Ребята, не впервой, конечно, летим, и редко возвращаемся без потерь. Этот штурм будет тяжелым. Потому говорю вам: кто сомневается, может не лететь”. Ему не дали договорить. Всем строем шагнули вперед. А штурман Трохачев сказал не по уставу: “Командир, не надо слов. Веди нас в бой”. “С Богом!..” - ответил командир.

 

То был жестокий и беспощадный бой. Последний бой командира Акаева. Взрывы невиданной силы сотрясали землю. Взрывные волны достигали “Илов”. Некоторые были изрешечены зенитками и рассыпались в воздухе, как головешки. Казалось, в небе стало тесно. Подбитые или таранившие друг друга самолеты вспыхивали, как бенгальские огни, и тотчас устремлялись вниз, волоча за собой хвост огненной кометой, обращающейся в черный шлейф дыма... А там, внизу, все горело... Полыхало... Сотрясалось...Аэродрома больше не было - сплошное бушующее пламя. Неприступный фашистский аэродром стратегического назначения был стерт с лица земли. В момент штурма загорелся и самолет командира, он упал в районе аэродрома...  В этом жестоком бою чудом остались в живых только два летчика - майор Реутов и младший лейтенант Давиташвили. Да и они попали в плен, из которого были освобождены лишь в 1945 году. 

 

Восемь героев этого незабываемого штурма пали смертью храбрых, но остались забытыми Родиной. Золотая звезда Героя Советского Союза не была отлита и для легендарного командира, майора Акаева. Посмертно представленный к этому высокому званию, он был вычеркнут из списка, как чеченец, представитель депортированного народа. Подвиг командира и всех, кто пал вместе с ним, обеспечив Советской Армии победоносное наступление на Берлин, предали забвению: пятая графа Даши Акаева оказалась роковой не только для него, но и для всех, кто, не задумываясь, пошел за своим командиром в огонь.

 

Военно-исторический очерк Степана Кашурко о летчике Даша Окаеве 

 




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"