Мультипортал о Чеченской Республике

Ташу-Хаджи Саясановский. ЖЗЛ


Просмотров: 12 412Комментариев: 1

Ташу-Хаджи Саясановский. ЖЗЛПараллельно с последними годами жизнедеятельности Бейбулата Таймиева начинается активная политическая деятельность другого известного духовного и военного лидера чеченского народа – имама Чечни Ташу - хаджи Саясановского.

 

Уроженец селения Эндери, он вынужден был покинуть родовое село, после того, как по распоряжению проконсула Кавказа из села были выдворены все жители чеченцы, составляющие большинство здесь и переселиться во внутреннюю область Чечни.

 

В отличие от Бейбулата Таймиева, Ташу - хаджи по сегодняшний день остается в чеченском обществе самым популярным не только как герой войны, но и как религиозный деятель, в обществе воспринимается в ранге святого, и его могила являет собой как бы центр накшбандия в Чечне. Он является муршидом известного дагестанского шейха суфизма Магомеда Ярагинского, соратником первого имама Дагестана Гази - Магомеда Гимринского, второго имама Гамзат - бека, и сотоварищем третьего имама Дагестана Шамиля.

 

В российском кавказоведении имя Ташу - хаджи датируется 1834 годом, однако в Военно-историческом архиве РФ впервые его имя упоминается в 1830 году. В истории Чечни он овеян многочисленными легендами, где выяснить историческую правду приходиться порой в соприкосновении многочисленными другими фактами из многочисленных источников.

 

Ташу- хаджи выступает вместе с дагестанским имамом Гази - Магомедом, и после его героической смерти продолжает оказывать содействие новому лидеру Дагестана Гамзат – Беку, приемнику Гази- Магомеда на посту имама Дагестана. В 1834 году, когда от рук своих кровников погибает Гамзат - Бек, Ташу - хаджи фактически становиться одним из реальных кандидатов на пост имама Дагестана. Его выступление на похоронах имама Гамзат - Бека было воспринято как предвыборный призыв к чеченцам и дагестанцам в деле объединения против единого врага, однако раздробив лагерь его сторонников по национальному признаку (Ташу - хаджи поддерживали андийцы, кумыки и чеченцы – каждой национальной элите предлагалось выбрать своего собственного кандидата, так чеченцам предлагалось выдвинуть в качестве кандидата Уди - муллу из Шуани, андийцам Саида – муллу, и т.д.) и тем самым без проблем провозгласили на основе единства аварцев и даргинцев новым имамом Дагестана Шамиля Гимринского.  Неудача, постигшая в Дагестане, заставило Ташу - хаджи вернуться в Чечню и заняться вплотную проблемами организации отпора российским войскам.

 

На всеобщем съезде чеченского народа созванного им в 1834 году и прошедшего в селении Майртуп, Ташу - хаджи, избирается лидером Чечни в качестве имама. Следует заметить, что ранг имама в Чечне и в Дагестане в тот период, имел различный характер. В Дагестане ранг имама, это не только религиозный вождь, но он же становиться и всеобщим лидером, что способствовало централизации действий против русских. В Чечне, где ислам к тому времени еще не утвердился даже в нескольких высокогорных обществах – Чеберлой, Майсты, Мялхи, статус имама все-таки был ограничен именно религиозными рамками, другое дело, что Ташу – хаджи удалось вывести это на более новый уровень, и связано это его личными качествами. Ему удалось, убедить большинство чеченцев, необходимости единения, не только по этническому признаку, но и принятию единого исламского судопроизводства – шариата, что до него казалось почти не выполнимым, так как доминирующим законом среди чеченцев был адат - обычное горское право (передаваемое из поколения в поколений в устном виде, через старейшин обществ). 

 

Впервые после шейха Мансура, религиозное знамя становиться приоритетным в борьбе с русскими (имамы Авко, и Магомед Майртупский, были чересчур локальны в своей деятельности, говорить о все чеченском характере, не приходиться. Так как противники Бейбулата Таймиева, не раз демонстрировали свое полное не подчинение имамам). Это позволила ему фактически объединить усилия чеченцев и совместно с имамом Шамилем высокогорной части Дагестана, что, несомненно, давало преимущество в отпоре врага.

 

Принятие шариата не было встречено с воодушевлением со стороны чеченцев, но это был не совет, и не просьба, со стороны Ташу-хаджи в жесткой форме был выставлен ультиматум, и перед реальной угрозой со стороны России, чеченцы согласились с ним.

 

Именно по его настоянию, на съезде было принято решение формирование постоянно действующего отряда из представителей каждого села. И что немаловажно, съезд по своей сути должен был продемонстрировать единство чеченского общества перед угрозой полной колонизации Чечни Россией.

 

При этом Ташу - хаджи не мог не понимать, что без поддержки со стороны Дагестана, участь чеченцев обречена. И уже в 1835 году он встречается с имамом Дагестана Шамилем, и они договариваются о координации своих действий. Более того, имам Шамиль, в своих письменных обращениях ставит имя Ташу – хаджи первым в своих совместных обращениях, - «Мы, имам Хаджи - Ташу, Шамиль….»62подчеркивая свое уважение к нему не только как лидеру Чечни, но и в духовном ранге. На протяжении двух лет чеченцы и общества Нагорного Дагестана, борются вместе против российского продвижения на Северо- Восточный Кавказе.

 

Но уже в 1837 году, имам Шамиль становиться единоличным лидером, и Ташу - хаджи соглашается с этим. Так в своем приказе он запрещает Ташу-хаджи покидать с. Тилитль. Таким образом утверждать о полном признании Ташу-хаджи Шамиля своим имамом. Но это не давало еще повода имаму Шамилю автоматически объявлять себя имамом Чечни. Как это делают многие историки, изучающие кавказский период, называя имама Шамиля имамом Чечни и Дагестана чуть ли не с 1834 года, так же как не были имамами Чечни, ни Гази-Магомед, ни Гамзат – Бек, оба они были имамами только Дагестана. 

 

Имам Шамиль становиться имамом Чечни только 8 марта 1840 года на всеобщем съезде чеченского народа в с. Урус - Мартан. И соответственно с этого момента можно говорить о нем как об имаме Чечни и Дагестана. И происходит это также под влиянием Ташу - хаджи, и его ближайших сторонников Шуаиб – муллы и Джеватхана, которым удается убедить в необходимости в координации действий с Дагестаном. Имам Шамиль появляется в Чечне после сокрушительного поражения в с. Ахульго в 1839 году (так хорошо описанное в работе будущего Военного Министра Российской империи Д.А. Милютиным64), с двумя сотоварищами, ни кому не нужный в Дагестане. Униженный и оскорбленный еще вчерашними своими соратниками, он обращается за помощью к Ташу-хаджи в Чечню. И именно здесь начинается новая страница имама Шамиля, именно здесь в Чечне, он становиться тем, кем его узнали в мире, по мнению русского генерала Клюки-фон Клугенау «виновницей «возвышения Шамиля являлась Чечня, и здесь закладываются основы его теократического государства – имамат, именно - здесь в Чечне, он основывает свою столицу, и даже после разгрома в 1845 году Воронцовым, во время Даргинского сражения66 (данная экспедиция организованная исключительно по указке Петербурга, не учитывающая местные обстоятельства, было трагедией русской армии, где были убиты три генерала, и несколько тысяч потерь убитыми и ранеными), он переносит столицу не в Дагестан, а заново строит его в Чечне в с. Ведено.

 

Однако в Чечне интересы Шамиля сталкиваются с неизмеримой популярностью Ташу-хаджи. Это, конечно, не могло долго продолжаться и осенью происходит полный разрыв отношений между ними. При этом Ташу - хаджи вплоть до своей смерти в 1843 года, ни сам и ни своим сторонникам не позволяет переходить дорогу имаму Шамилю, более того, любые попытки стравить его с имамом он пресекает, ставя борьбу с русскими на первый план. Он умирает, в конце 1843 года пытаясь не позволить потопить в крови Чеберлоевское общество, которое объявило Шамилю, что они отказываются ему подчиняться, и, зная намерения имама, он просит разрешить ему убедить их словом. Получив разрешение от имама, он отправляется в высокогорную Чечню, но по дороге умирает. Так заканчивается жизнь человека, которому суждено было остаться в Чечне и после смерти, его религиозное братство самое большое из всех чеченских вирдов накшбандийского тариката, и независимо от тариката и вирда, его и сегодня называют уважительно «Великий шейх», «Большой хаджа».





checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Будайчи
Будайчи от 3 марта 2016 17:53

Чеченский историк Дауев Саламу Ахмедович, более 20 лет занимающийся изучением чеченского общества, его истории, культуры, обычаев и традиций, говоря о Ташав-Хаджи, утверждает, что еще до того, как в дагестанском ауле Гимры в 1828-ом году объявился первый имам Гази-Мухаммед, в Чечне обосновался "ставший впоследствии союзником Шамиля кумык Ташав-Хаджи. Он происходил из кумыкского с. Эндери... 

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ НОВОСТЕЙ:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru       checheninfo.ru

Календарь новостей

«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Смотреть все новости

Это интересно

ЭТО ОБСУЖДАЮТ В СЕТИ

Добрро пожаловать в ЧР

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"