Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Папаха - символ чести, мужественности и достоинства чеченцев и ингушей.


Просмотров: 22 364Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Папаха - символ чести, мужественности и достоинства чеченцев и ингушей.

Аннотация: описаны генезис, эволюция папахи, ее покрой, способы и манера ношения, культ и этическая культура чеченцев и ингушей. 

 

Обычно у вайнахов возникают вопросы, когда все-таки появилась папаха в обиходе горцев и каким образом. Мой отец Мохьмад-Хаджи из с. Элистанжи рассказывал мне услышанную им еще в юности легенду, связанную с этим почитаемым в народе головным убором и причиной его культа.

 

Когда-то, еще в VII веке, чеченцы пожелавшие принять ислам, пешком отправились в священный город Мекку и встретились там с пророком Мухаммадом (с.а.в.с.), чтобы именно он благословил их на новую веру – ислам. Пророк Муххамад, (с.а.в.с.) крайний удивленный и опечаленный видом странников, а особенно разбитыми, окровавленными от долгого странствия ногами, подарил им каракулевые шкурки, чтобы они обернули ими ноги для обратного пути. Приняв дар, чеченцы решили, что недостойно обертывать ноги такими красивыми шкурками, да еще принятыми от такого великого человека как Мухаммад (с.а.в.с.). Из них, решили они сшить высокие шапки, которые нужно носить с гордостью, достоинством.  С тех пор этот вид почетного красивого головного убора носится вайнахами с особым пиететом.

 

В народе говорят: «На горце должны привлекать особое внимание два элемента одежды – головной убор и обувь. Папаха должна быть идеального покроя, так как уважающий тебя человек смотрит тебе в лицо, соответственно видит головной убор. Человек неискренний обычно смотрит тебе в ноги, поэтому обувь должна быть качественной и начищенной до блеска».   

 

Самой важной и престижной частью комплекса мужской одежды была шапка во всех ее формах, какие существовали на Кавказе. Много чеченских и ингушских шуток, народных игр, свадебных и похоронных обычаев связано с шапкой. Головной убор во все времена являлся самым необходимым и наиболее устойчивым элементом горского костюма. Он был символом мужественности и о достоинстве горца судили по его головному убору. Об этом свидетельствуют присущие чеченцам и ингушам различные пословицы и поговорки, зафиксированные нами в ходе полевой работы. «Мужчина должен беречь две вещи - папаху и имя. Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем». «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся со своей папахой». Но говорили и так: «Не всегда пышная папаха украшает умную голову». «Шапку носят не  для  тепла, а для чести», - говорили еще старики. И поэтому она должна была быть у вайнаха  самой лучшей, на шапку не жалели денег, и уважающий себя мужчина появлялся на людях в папахе. Носилась она повсюду. Ее не принято было снимать даже в гостях или в помещении- холодно ли там или жарко, а также передавать для  ношения  другому лицу.

 

Когда умирал мужчина, вещи его полагалось раздавать близким родственникам, но головные уборы покойного не дарили никому – носили их в семье, если  были сыновья и братья, если  их не было – преподносили самому уважаемому мужчине своего тайпа. Следуя тому обычаю, папаху своего покойного отца ношу я. К шапке привыкали с детства. Хочется особо отметить, что для вайнахов ценнее не было подарка, чем папаха.

 

Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что тоже  способствовало обычаю постоянно носить головной убор. А женщины, согласно адату, не имеют права носить (надевать) мужской головной убор кроме войлочной шляпы, надеваемой во время сельхозработ в поле. В народе также существует примета, что сестра не может надеть папаху брата, так как в этом случае брат может потерять свое счастье.

 

По нашему полевому материалу, никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор. Он имел не только утилитарное, но часто и сакральное значение. Подобное отношение к шапке возникло на Кавказе в древности и сохраняется в наше время.

 

Согласно полевым этнографическим материалам, у вайнахов установлены головные уборы следующих типов: кхакхан, месал куй - меховая шапка, холхазан, сурам  куй – каракулевая шапка, жа1уьнан куй - пастушечья шапка. Чеченцы и кисты называли шапку - куй, ингуши - кий, грузины - куди.  По мнению Ив. Джавахишвили, грузинское куди (шапка) и персидское худ одно и то же слово, что означат шлем, т. е. железная шапка. Этот термин означал шапки и в древней Персии, отмечает он [1].

 

Существует и другое мнение, что чеч. куй заимствовано из грузинского языка. Эту  точку зрения мы не разделяем.

 

Мы согласны с А.Д. Вагаповым, который пишет, что куй «шапка», общенах.  (*кау > *кеу- // *коу-: чеч.   диал.   куьй,  куьда  <  *куди,  инг.  кий,  ц.-туш.  куд).  Источником  слова считается груз. kudi «шапка». Однако на почве нахских языков фонетически невозможен переход куд(и) > куй. Поэтому привлекаем к сравнению и.-е. материал: *(s)keu- «покрывать, покрытие», прагерм. *kudhia, иран. *xauda «шапка, шлем», перс. xoi, xod «шлем». Данные факты свидетельствуют, что интересующий нас –д-, скорее  всего, расширитель корня кув- // куй-, как  в  и.-е. *(s)neu- «вить», *(s)noud- «витое; узелок», перс. нэй «камыш», соответствующих чеч. нуй «веник», нуьйда «плетеная пуговка». Так что вопрос о заимствовании чеч. куй из груз. яз. остается открытым. А что касается названия сурам: сурам-куй  «каракулевая шапка», его происхождение  неясно. 

 

Возможно, связано с тадж. сур «сорт каракуля коричневого цвета со светло-золотистыми концами волоса». И далее вот как Вагапов объясняет происхождение термина холхаз «каракуль» «Собственно чеченское. В первой части - хуол – «серый» (чам. ххолу-), хъал – «кожа», осет. хал – «тонкая кожа». Во второй части – основа – хаз, соответствующая лезг. хаз «мех», таб., цах. хаз, удин. хез «мех», лак. хаз.  «хорьковый мех». Эти формы Г. Климов выводит из азербайджанского, в котором хаз также означает мех (СКЯ 149). Однако последнее само идет из иранских языков, ср., в частности, перс. хаз  «хорек, мех хорька», курд. хеz «мех, шкура». Далее география распространения этой основы расширяется за счет др.-рус. хъзъ  «мех, кожа» хозь «сафьян», рус. хоз «дубленая козья кожа» [2]. Но сур на чеченском языке означает еще войско. Значит, можно предположить, что сурам куй – это шапка воина.

 

Как и  у  других  народов Кавказа, у чеченцев и ингушей  головные уборы  типологически разделялись по двум признакам - материалу и форме. Головные уборы различной формы, изготовленные целиком из меха, относятся к первому типу, а ко второму - шапки с меховым околышем и головкой из сукна или бархата, оба типа этих шапок называют папахой.

 

По этому поводу Е.Н. Студенецкая пишет: «Материалом для изготовления папах служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи делали из овчины с длинным ворсом  наружу, часто  подбивая  их  овчиной с подстриженной шерстью. Такие папахи были теплее, лучше защищали от  дождя и  снега, стекавших с длинного меха. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

 

Длинношерстные папахи делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой, длинной и кудрявой шерстью или козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными.

 

Вообще же для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль. Каракулевые шапки называли  «бухарскими».  Ценились  также  папахи из меха калмыцких овец. «У него пять  шапок,  все  из  калмыцкого   барашка,  он  изнашивает  их,  кланяясь гостям». Эта хвала не только гостеприимству, но и богатству» [3].

 

В  Чечне  шапки   делали  довольно  высокими,  расширенными   кверху, с выступающим над бархатным или суконным донышком околышем. В Ингушетии высота папахи чуть пониже чеченской. Это, видимо, связано с влиянием покроя шапок в соседней с ней Осетии. По мнению авторов А.Г. Булатовой, С.Ш.Гаджиевой, Г.А.Сергеевой, в 20-х годах XX века по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша, например, 19 см, ширина основания - 20, верха - 26 см), шьются они из мерлушки или каракуля  с  матерчатым верхом. Папаху эту все народы  Дагестана называют «бухарской» (имея в виду то, что каракуль, из которого она большей частью шилась, привозится из Средней Азии). Головка таких папах делалась из сукна или бархата ярких тонов. Особенно ценилась папаха  из золотистого бухарского каракуля.

 

Аварцы Салатавии и лезгины считали  эту  папаху  чеченской,  кумыки и даргинцы называли ее «осетинской», а лакцы - «цудахарской» (вероятно, потому, что мастерами - шапочниками были, в основном, цудахарцы). Возможно, в Дагестан она проникла с Северного Кавказа. Такая папаха была парадной формой головного убора, ее носили чаще  молодые люди, которые иногда имели несколько  покрышек  из разноцветной ткани для донышка и часто их меняли. Такая шапка состояла как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки, сшитой  по   форме головы, и прикрепленной к ней с внешней стороны (в нижней части) высокого (16-18см) и широкого к верху (27 см) мехового околыша [4].

 

Кавказская каракулевая папаха со слегка расширенным кверху околышем (с течением времени высота ее понемногу увеличивалась) была и остается самым  излюбленным головным убором чеченских и ингушских стариков. Ими также носилась шапка из овчины, которую русские называли папахой. Форма ее  менялась в  разные периоды и имела свои отличия от шапок других народов.

 

Издревле в Чечне  существовал культ головного убора как женского, так и мужского. Например, чеченец, охранявший какой-либо объект, мог оставить шапку и уйти домой пообедать – никто ее не трогал, ибо понимал, что будет иметь дело с хозяином. Снять с кого-либо папаху означало смертельную ссору; если горец снимал шапку и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все. «Сорвать или сбить с чей-нибудь головы шапку считалось великим оскорблением,  таким же, как  отрезать  рукав платья женщины»,- говорил  мой отец Магомед-Хаджи Гарсаев. 

 

Если человек снял шапку и попросил что-нибудь, считалось неприличным отказать ему в просьбе, но зато обращавшийся таким образом пользовался в народе нехорошей  славой. «Кера  куй  биттина хилла церан иза» - «Им это досталось в руки битьем шапки», - говорили о таких [5].

 

Даже во время огненного, экспрессивного, быстрого танца чеченец не должен был ронять головной убор. Еще один удивительный обычай чеченцев, связанный с головным убором: папаха ее владельца могла заменить его во время свидания с девушкой. Каким образом? Если чеченский парень по некоторым обстоятельствам не мог попасть на свидание к девушке, он посылал туда своего близкого друга, вручив ему свой головной убор. В этом случае папаха напоминала девушке о любимом, она чувствовала его присутствие, разговор друга воспринимался ею как очень приятная беседа со своим женихом.

 

Шапка у чеченцев была и, по правде говоря, до сих пор остается символом чести, достоинства или «культа».

 

Это подтверждают и некоторые трагические случаи из жизни вайнахов во время их пребывания в ссылке в Средней Азии. Подготовленные абсурдной информацией сотрудников НКВД о том, что высланные на территории Казахстана и Киргизии чеченцы и ингуши - рогатые людоеды, представители местного населения, бывало, из любопытства пытались сорвать со спецпереселенцев высокие папахи и обнаружить под ними пресловутые рога. Завершались такие инциденты либо жестокой дракой, либо убийством, т.к. вайнахи не понимали действий казахов и считали это посягательством на свою честь.

 

По этому поводу здесь позволительно привести один трагичный для чеченцев случай. Во время празднования чеченцами Курбан-байрам в г. Алга Казахстана, на это мероприятие явился комендант города, казах по национальности, и начал вести провокационные в отношении чеченцев речи: «Празднуете байрам? Разве вы мусульмане? Предатели, убийцы. У вас под папахами рога! А ну-ка, покажите их мне! – и начал срывать шапки с голов уважаемых старцев. Его попытался осадить элистанжинец Джанаралиев Жалавди, предупредив, что если он коснется его головного убора, будет принесен в жертву во имя Аллаха в честь праздника. Проигнорировав сказанное, комендант кинулся к его папахе, но мощным ударом кулака был сбит с ног. Дальше произошло немыслимое: доведенный до отчаяния самым унизительным для него действием коменданта, Жалавди зарезал его. За это он получил 25 лет тюрьмы.

 

Сколько чеченцев и ингушей были тогда заключены в тюрьмы, пытаясь отстоять свое достоинство!

Сегодня мы все видим, как чеченские руководители всех рангов носят папахи, не снимая, что  символизирует национальную честь  и гордость. До последнего дня   гордо носил шапку великий танцор Махмуд Эсамбаев, да и сейчас, проезжая новое третье кольцо автодороги в   Москве,   можно увидеть памятник   над  его  могилой, где  он увековечен, конечно же, в своей папахе.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Джавахишвили  И.А.  Материалы к истории материальной культуры грузинского народа  – Тбилиси, 1962. III – IУ. С. 129.

2. Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеченского языка // Lingua–universum –Назрань,2009.С. 32.

3. Студенецкая Е.Н. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа  - М.,1968. С. 113.

4. Булатова А.Г.,Гаджиева С.Ш.,Сергеева Г.А.Одежда народов Дагестана-Пущино, 2001.С.86

5. Арсалиев  Ш. М-Х.  Этнопедагогика чеченцев  – М., 2007. С. 243.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"