Мультипортал о Чеченской Республике

Белгатой (Веденский район). Время и люди.

Просмотров: 3 089 Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Белгатой (Веденский район). Время и люди.Белгатой - село в Веденском районе на юго-востоке Чеченской Республики. Напрямую (по карте) расстояние до села от г. Грозного – 58 км, от г. Гудермеса – 42 км, от г. Хасавюрта – 41 км, от плоскостного с. Белгатой – 41 км. Село связывает граверная дорога с районным центром Ведено длиной 21 км, а также с селами Центорой – 5 км, Дарго – 10 км, Ялхой-Мохк – 21 км. Длина села примерно 2 км, ширина – 1 км, т.е. площадь села 2 кв. км. Численность населения - 621 человек (2011 г.).

 

Село Белгатой является административным центром муниципального образования «сельское поселение Белгатойское».

 

Белгатой – типичное горное чеченское село, коих в горной Чечне свыше сотни. Но в отличие от других сел, Белгатой имеет и свои особенности.

 

Считается, что основателем села является некий Хасай, сын Хавра. Предки Хавра, согласно сохранившимся до недавних пор записям, жили в горном местечке Нашха, что находится в горах около Урус-Мартана, вблизи Галанчожского озера. Предания об основании старейших сел горной Чечни говорят, что большинство этих сел основаны выходцами из Нашха в XIV-XVI вв. Автор этой статьи склонен считать, что причиной расселения предков этих сел из Нашха в труднодоступных лесистых горных ущельях является нашествие легендарного, известного своей жестокостью, среднеазиатского полководца Тимура, прозванного в народе Астаг1 Тимир (Хромой Тимур).

 

Центральная часть села, так называемый «мулк» (от арабского слова «мулкун» — владение, главная часть) составляет площадь примерно 1 кв. км. Здесь находится самая возвышенная часть села – «Юьртан корта». Здесь же находится и самая низкая часть «мулка», где построена мечеть. Мечеть расположена как бы на дне «воронки», куда со всей центральной усадьбы удобно стекаться народу. Та часть села, где, по преданиям, впервые поселился белгатоевец, и где теперь нет построек и осталась за чертой села, называется «Кхийре» (от старинного чеченского слова «кхийра» – чхар, боккха т1улг; большой камень). Здесь, по тем же преданиям, находился большой камень, около которого первые пришельцы воздвигли свой первый шалаш.

 

Часть села, откуда въезжают в село с западной стороны, называют «Айдаран-Мохк» по имени человека, которого звали Айдамир. Потомки Айдамира сейчас находятся в 5-7 коленах от него. Через овраг от Айдар-Мохк находится «Махьайн ирзе». Махьа – 6-й предок нынешнего жителя села Белгатой Душиева Рамзана. Есть и участки, которые получили свое название по виду рельефа. Например, «Боккхачу боьра», «1омен 1инчу». К югу от села находится участки «Шаьлган дукъ», «К1ачайн ирзе». Слово «ирзо» – арабского происхождения, от слова «арзун» – земля. Ирзо – это участок, где некогда был вырублен лес или кустарник для пахоты или для других нужд. В юго-восточной части села расположены участки «1умаран к1ажа», «Башлен 1инчу», «Сте ле 1ин» (от слов «овраг, где умирает жена»). По преданию, если кто из мужчин сделает мостик для перехода через этот овраг, то у него умирает скоро жена. Опасаясь этого, мостик здесь строят только мужчины, не имеющие жен. Последний раз это сделал ныне прикованный к постели Гилани Душиев. 

 

На востоке находится самая низкая часть села, плоскость «Мехкан дух» («конечность» или «крайний участок»), к северу – «Горсе» (от слова «гарс» – большой кол для стога сена). Наверно, в былые времена туда ходили, чтобы срубить «гарс». Ныне здесь – сельское пастбище. К югу от села находятся участки, где до 1944 года были хутора сельчан, так называемые «ирзош»: Байсолтанан ирзо, Селумханан ирзо, Товсалтанан ирзо, Илесан дукь, Гем-1елин к1отар, Саьлгин ирзо – прекрасный уголок для отдыха. Здесь из-под земли бьет чистый родник, протекает речка, соседствуют лес и прекрасная поляна, проходит граверная дорога на Дарго, в получасах ходьбы находятся и горы. А название свое получил ирзо от имени Саьлги, который некогда владел частью этой территории. Саьлги – 4-й предок ныне здравствующего Тимиралиева Эрзу. Такова вкратце топонимика села Белгатой.

 

Постоянный состав жителей 500 человек, в этническом, социальном и религиозном отношении белгатойцы практически однородны. В религиозном отношении население принадлежит к шафиитскому толку (мазх1абу) суннитского ислама. Жители села делятся на 10 родов (некъий), но даже самые дальние родственники сходятся в 10-15 коленах. Кстати, белгатойцы – один из редких тайпов, который сохранил сведения о своем генеалогическом древе. Практически каждый житель села знает свою «ветку» и степень родства с любым другим односельчанином, а у автора этой статьи есть запись почти всего «генеалогического древа» белгатойцев, за исключением немногих представителей данного тайпа, которые по разным причинам в XVIII-XX веках переселились в другие населенные пункты и практически потеряли связь со своим коренным селом.

 

А выходцы из с.Белгатой живут в полсотне населенных пунктов Чечни: в Дарго 500 семей, Ведено – около 1000 семей, в Аргуне – 200 семей, в Белгатое (Шалинский район) – 400 семей, в Гудермесе – 200 семей, в Урус-Мартане – 200 семей, в Ахкинчу-Борзое – 100 семей, в Шали, в Курчалое, в Илисхан-юрте и др. населенных пунктах. Много белгатоевцев живут также за пределами Чечни и бывшего Советского Союза.

 

О происхождении названия села ныне покойный Авторханов Шамсу рассказывал, что раньше, примерно до середины XVIII века село называлось Арсан-юрт, по имени легендарного жителя Арсана. Затем, в середине XVIII века, в селе была какая-то эпидемия, от которой умерло большинство жителей. Осталось в живых 5 мужчин и 7 женщин, которые, чтоб не погиб весь род, ушли из села кто-куда. Жители из соседних аулов считали, что в селе все вымерли. Появляться в селе считалось опасным. Но через определенное время некоторые из ушедших вернулись, и, когда из села поднялся дым, жители окрестных аулов сказали: «белларш г1евттина» («умершие воскресли»). И эти слова «белла г1евттинарш» - «белг1аттой» - сохранились на века. Есть еще одна легенда о происхождении названия села, но я ограничусь приведенной выше.

 

Жилые дома в селе одноэтажные, скромные, за исключением нескольких домов, у которых есть подвальные помещения. Но в апреле 1996 года, когда сюда пришла война, жилой фонд села сильно пострадал. Примерно половина домов или разрушена, или сожжена, а остальные дома сильно пострадали и им требуется ремонт. А строят дома сельчане в основном так. Воздвигают деревянный каркас, щели закрывают глиной и делают обмазку. Один дом в селе и сельская мечеть построены из камня. Мечеть наша считается одной из самых старых в республике. Она построена в 1770 году. Правда, несколько раз ее подремонтировали, изменили форму крыши. Вообще же первая мечеть была построена в конце XVII или в начале XVIII века. О ней сохранились устные сведения, передаваемые от одного поколения к следующему поколению. Затем, когда она пришла в негодность, была построена нынешняя каменная мечеть. Так что, мечеть в селе стоит примерно 300 лет. А мусульманская религия проникла в село 400 лет назад. У истоков ее распространения стоял Берса-шайх из соседнего села Курчалой. Позднее из села вышли довольно известные алимы Г1айсум-молла, Г1азмахьима, Г1ирмасолта, Ц1агара-хьаьжи, Заг1алов-молла, Эдилха-молла, Автарха, Къосум-хьаьжи и другие. Почти все они начинали свое образование в белгатойской мечети. В 27 селах Чечни жили приглашенные в качестве мулл представители из нашего села: в Тазен-Кала Ибахаев 1абдулхьалим, Тайпаев Мусха – в Гуни, Мадалов 1абдулмежид – в Эпа-Кале, Лорсанов Шех1ид – в Закан-юрте, Битиев Сайтарби – в Центорое и т.д.

 

Надо отметить, что, когда в 20-30-х годах XX века советской властью расстреливались представители мусульманского духовенства, белгатойцы сохранили своих сельчан. И только один из них, и то из-за своей неосторожности, поплатился своей жизнью. Это редкий в то время случай, когда все села были «очищены» от алимов, мулл и даже мало-мальски умеющих читать арабский текст. Правда, сейчас в селе только один человек с высшим духовным образованием и несколько человек со средним и не оконченным высшим образованием.

 

В селе среди постоянных жителей нет представителей других национальностей. Некоторые сельчане старшего поколения знают казахский, киргизский и другие восточные языки, помимо русского, которым владеют почти все.

 

В отличие от соседних сел, в Белгатое очень много родников и источников (до 40). Особенно хорош и обилен источник на месте, где жили предки Г1айсум-моллы. Его называют «Эрзан хи». Название его произошло от слова «Эрз» - камыш. Говорят, что на этом месте раньше рос камыш. Г1айсум-молла в середине ХIХ века переселился в село Агишты, где он умер и похоронен в 1879 году. Семья Сугаипа впоследствии переселилась в с. Шали, где он умер 1932 году и похоронен на шалинском кладбище, и над его могилой воздвигнут зих1арат. Сестра Сугаипа Хадижат похоронена в 1917 году в Белгатое и на ее могилу для почитания ходят сельчане в месяц рамазан.

 

О вирдах. В селе есть представители четырех вирдов. Самый представительный сугаиповский, затем – кунта-хаджийский, несколько человек почитают Бамат-гирихьаьжи и Ташов-хьаьжи (Воккха Хьаьжи). Взаимоотношения между представителями разных вирдов в селе бесконфликтные, спокойные.

 

В селе 7 кладбищ. Впрочем, на одном из кладбищ давно уже не хоронят, так как это считается опасным. Здесь похоронены предки сельчан, умершие в результате вышеупомянутой эпидемии. Надписи на памятниках (чуртах) свидетельствуют, что они сделаны в начале ХIХ века. А раньше ставили просто памятник без надписей. На одном из кладбищ похоронен известный Джумин Акхтулла. Надпись на чурте свидетельствует, что он умер в 1288 году мусульманского лунного календаря, что примерно соответствует 1871 году, (так как 1288 г. хиджры начался 23 марта 1871 г. и закончился 11 марта 1872 года). Здесь же похоронен и известный наиб имама Шамиля Бойсин Идал (или Эдил). Он умер в 1873 году. В литературе его иногда называют Эдил Веденский. Сосед мой, Юсуп Межидов, является его праправнуком.

 

Местность, где расположено село, - холмистая, за исключением участка Мехкан-Дух, площадью 25 гектаров. Впрочем, на этом участке ныне нет жилых домов, хотя до выселения в 1944 году здесь проживало три десятка семей.

 

Основное занятие местного населения – скотоводство и земледелие. Сеют здесь, в основном, кукурузу, картофель, лук, чеснок, фасоль и другие овощные и прочие культуры. Почва в селе – глинистая, малоплодородная. На участке Мехкан-Дух выросла бы и пшеница, но из-за проблем с уборкой ее не сеют. Летом и осенью на урожаи набегает много диких кабанов и охрана урожая от них – большая проблема для хозяев. Кроме кабанов здесь водятся волки, лисицы, дикие олени, зайцы, иногда можно встретить в лесу и медведя, рысь. В последнее время в связи с грузино-абхазской войной появились красные волки, но, надо полагать, что большинство хищных животных в связи с неспокойной ситуацией в горах, покинули наш край. Из домашних животных сельчане держат крупный рогатый скот, редко овец, коз, лошадей; из домашних птиц – кур, индюков, уток. Несколько семей держит пчел. В мае-сентябре часть немолочного скота перегоняют на горные пастбища.

 

Хотя специально садоводством занимается только несколько семей, фруктовые деревья имеются во дворе у каждой семьи. Чаще всего это яблони, груши, разные сорта слив, орехи, редко айва. В окрестностях села много диких фруктов. Их поедают в основном животные и птицы. Если бы построить сушилку, то много добра бы не пропадало даром. В нескольких километрах от села в лесу растет весной черемша. До выселения в 1944 году на реке Ясси, что протекает между селами Белгатой и Дарго, было с десяток водяных мельниц, которые приносили немалый доход хозяевам. Их владельцы считались самыми богатыми людьми в окрестности. Старожилы рассказывают, что на мельницы приезжали со своим зерном почти со всей Ичкерии. Сейчас на той речке нет ни одной мельницы, а неплохо было бы, если имелась бы хоть одна. Тем более, что в последние годы отсутствует свет. В данных условиях более подходила бы мельница, работающая через мотор. Как и в любом селе, есть у нас и мастера по дереву, по железу и прочим ремеслам. Например, плотник и кузнец Адуев Рамзан, жестянщик Мешаев Берса, садовод Бетилгириев Хожа и другие.

 

В прошлом село славилось своими мастерами по различным ремеслам. Х1оц1а и Сайданур были мастерами по производству пороха, обуви из кожи. Оча и Абу-бакар (Алмирзаевы) тоже были кузнецами. Абубакар делал также пистолеты. Тештиев Салтамурад готовил подковы для лошадей и занимался подковкой. К тому же он был очень искусным наездником и не раз выходил победителем конных состязаний в Ичкерии. Наша Сатабаев готовил телеги, которые очень ценились во всей округе. Чолиев Къах1ир готовил черепицу. Тимир-Али и Адул-Али Музалаевы, Байдара и Мудара Дохуевы были мастерами кузнечного дела: делали косы, топоры, лемехи, ножи, серпы, кинжалы и шашки и всякое другое. Плотниками были 1оду, Т1урлов и Абубакар Сугаиповы. Своеобразным терапевтом и хирургом был Даша Езидов. Дуска Гатиев был мастером по изготовлению ружей. В историю вошел изготовленный им «Дускайн топ», который до последних лет хранился в государственном музее г. Грозного. Большим любителем и знатоком истории и географии родного края был Шабазов Макшерип.

 

Все земли Белгатоя как и в соседних селах делятся на частные и общинные (для пастбищ). Мечетных земель в селе нет, но над этим надо подумать и выделить участок, тем более у мечети нет никаких других источников дохода. Сельчанам и имаму мечети предстоит поработать над уставом мечети, внести некоторые изменения.

 

Частные земли в селе обычно переходят по наследству. Если у умершего прямых наследников нет, то земля переходит к близким или дальним родственникам. Все эти факторы порождают у части населения большие затруднения. Сенокосные земли также имеют своих «владельцев». Но границы участков очень часто меняются и возникают споры, конфликтные ситуации. Эпизодически, из поколения в поколение повторяется спор о горных пастбищах с соседними селами Центорой и Тазен-Кала. В последний раз этот спор возник года два назад. Чуть-чуть не дошло до стычки. Вообще, земельный вопрос, как и во все времена, стоит очень остро. В разрешении этого вопроса нет четкой линии и государственного подхода. Если бы не было оттока части населения на равнину, то проблема земли стояла бы еще острее. Все это показывает, что наиболее крепкими в советское время оказались адатные нормы, определяющие систему общинного и частного владения и землепользования, несмотря на формальное обобществление частных участков. И в послесоветскую эпоху нормы старинного адата продолжают служить интересам горцев и во многом определяют их общественную жизнь, хозяйственную деятельность и образ мышления.

 

Турпал-Али Джамилов, имам мечети с. Белгатой


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Лента новостей


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 



Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"


ВАЖНО! О переходе на ЦИФРУ!

Переход на цифру

МЫ В ИНСТАГРАМ



Наша реклама

checheninfo.ru       checheninfo.ru

НАШИ ОПРОСЫ