Мультипортал о Чеченской Республике

"Чеченские казаки" из Ведено.


Просмотров: 6 256Комментариев: 1
"Чеченские казаки" из Ведено.

В чеченских аулах было много русских людей, которые женились на чеченках и обзаводились там хозяйством. К чеченцам уходили крепостные крестьяне, в одиночку и группами бежали к ним солдаты и казаки во время Кавказской войны. Среди чеченцев они всегда находили приют и гостеприимство. 

 

Уходя к горцам, солдаты и казаки этим самым выражали свой протест против колониальной войны русского царизма. Особенно много бежало солдат в 40-е годы прошлого века. В 1843-1845 годы только в ауле Дарго было около 500, а в Ведено около 300 русских беглых солдат, одетых в черкески и живших «довольно хорошо». Ружья и пушки они забросили, стали заниматься мирным трудом. На берегах озера Казеной-Ам находилось селение, основанное беглыми солдатами. Среди них было много слесарей, кузнецов, плотников и других ремесленников, передававших накопленный опыт чеченцам. Они занимались также огородничеством, рыболовством, а «выпекали для себя хлеб такой, что окрестные жители смотрели на него как на лакомство». Живя во многих чеченских аулах, «солдаты большею частью женаты были на чеченках, но есть (там) и русские женщины».

 

Некто В.А. Инсарский, побывавший в 1859 году на Кавказе и в крепости Грозной, впоследствии писал: «Вместе с покорением Восточного Кавказа стали почти ежедневно являться в наш лагерь русские выходцы из горских аулов. Они оказались частью захваченными в плен русскими солдатами, а частию, и даже большею, нашими перебежчиками в аулы... Почти все выходцы приволокли с собой приобретённых в аулах жён и кучи детей. Они рассказывали, что по распоряжению Шамиля русские селились в аулах отдельными слободами и пользовались свободой относительно своей веры и обычаев».

 

Для крепостных крестьян Притеречных районов горы и Каспий были местами избавления от помещичьей кабалы. В одном из документов за 1848 год читаем, что некоторые крестьяне селения Парубочево помещика Калустова бежали к горцам и нарочно попадали к ним в плен. Так, крестьянин Зайцев в 1842 году направился в лес как будто за вениками и там по договорённости с горцами ушёл в горы.

 

«Все обстоятельства захвата в плен Зайцева, – говорится в следственном деле, – заставляют невольно подозревать о добровольном его переходе к горцам с тем намерением, чтобы после, дав за себя выкуп и освободясь от плена, мог иметь право отойти на свободу от помещика». В то время существовало правило, согласно которому крепостной крестьянин, попавший в плен к горцам, а затем выкупленный у них, получал от помещика вольную.

 

Крепостные крестьяне тайными путями бежали на Кавказ из центральных районов России, Украины и других мест. В 1848 году из Полтавской губернии бежал крепостной помещицы Песковой Черныш. Более десяти лет он прожил у чеченцев, пока не попал на длительный срок в Грозненский тюремный замок.69 Были случаи, когда к горцам бежали выходцы из казаков – офицеры царской службы. Вот один любопытный пример.

 

В 1961 году М.О. Косвен впервые опубликовал архивный документ «Дело сотника Атарщикова»70. С.С.Атарщиков родился в 1807 году в станице Наурской и ещё ребёнком был отдан своим отцом на воспитание в кумыкское селение. В самом раннем детстве, – показывал на следствии Атарщиков, – я был отдан на воспитание в мирный кумыкский аул отцом моим, который, служа переводчиком, желал и меня приготовить к той же должности. Обучаясь там несколько лет татарскому (кумыкскому – Н.Г.) и чеченскому языкам, я невольно сроднился с бытом, нравами и обычаями горцев». Изучив арабский, кумыкский и чеченский языки, Атарщиков начал в 1823 году военную службу в качестве переводчика. За 16 лет военной службы он побывал в Дагестане, Чечне, Петербурге, Польше, был приставом карачаевского народа, сотником Лабинского полка. В то же время в казачьих линейных полках служили офицерами братья Атарщикова.

 

На правом фланге Кавказской линии Атарщиков познакомился и подружился со знатными горцами. Его тянуло в горы. В сентябре 1841 года вместе с двумя станичными казаками, адыгейскими узденями и абазинским князем Лоовым он бежал к горцам. Через несколько месяцев Атарщиков «раскаялся» в своём поступке и снова возвратился на линию.

 

Николай I приказал в порядке наказания отправить его на военную службу в Финляндию. Узнав об этом, Атарщиков снова и навсегда бежал в горы. Там он принял магометанство, женился на дочери ногайского узденя, но в 1845 году был убит беглым казаком.

 

В горы бежали терские казаки, особенно старообрядцы, не признававшие царской власти. Казак станицы Червлённой Яхнотов, человек в своей среде грамотный, вместе с другими пятью казаками в 1849 году бежал в горы, в аул Дарго к Шамилю. На своём пути они получали пищу и ночлег у чеченцев. Шамиль встретил беглецов приветливо и велел отвести их в русскую от имама «вольную бумагу», казаки ушли к снеговым горам и поселились в урочище Ратли, где построили себе саклю и обзавелись хозяйством. В то же лето прибыло ещё 3 казака из станиц Червлённой и Щедринской. Осенью того же года к Яхонтову бежало ещё 8 казаков и казачек. Вскоре они поселились ближе к аулу Дарго, где соорудили сакли и начали изготавливать кадушки и другие изделия для обмена на чеченскую кукурузу. В то же время они поддерживали связи с терскими станицами через кунаков-чеченцев. Одному из беглецов – Василию Митрошкину наскучила жизнь в горах, он тайно покинул саклю и отправился в родную станицу. С ним поступили сурово: по распоряжению наместника Кавказа Митрошкина наказали 150 ударами розг и отдали под надзор местного начальства.

 

В 1851 году в горы бежали ещё 13 казаков и казачек из станицы Калиновской, 4 из Алхан-Юртовской, несколько человек из Мекенской, а с ними фельдшер полка Киреев и унтер-офицер Сырников. В небольшом посёлке возле Дарго оказалось 34 человека казаков и казачек, которые вырубали лес, засеивали кукурузное поле, выращивали на огородах овощи. Но вскоре посёлок стал распадаться. Несколько казаков и казачек ушли в русскую слободу к беглым солдатам, остальные же снова возвратились в станицы. В 1852 году с ведома Шамиля Яхонтов уходит в станицу Червлённую, по-видимому, с целью переманить казаков в горы. Его до Терека провожали три чеченца. В Червлённой Яхонтов был выдан царским властям. За побег к горцам его присудили к расстрелу. Меру наказания заменили, и Яхонтова «за послание к старообрядцам, наполненное дерзкими, нелепыми толкованиями о государе-императоре, наказать шпицрутенами через пятьсот человек два раза и сослать в арестантские роты инженерного войска бессрочно»73. А фельдшера Киреева, пойманного на Тереке в 1852 году, расстреляли.

 

Известен другой случай, когда в 1851 году 20 казаков с женами и детьми пришли в Дарго-Ведено и просили у Шамиля земли, чтобы поселиться в горах. Шамиль указал им место в Батлухе, но наибы «не выполнили воли имама, и казаки разбежались».

 

Казаки-староверы бежали в горы в знак протеста за преследование их со стороны официальных властей. Они не хотели признавать императоров, но признавали царей, поскольку последние исповедовали «настоящую» веру.

 

Характерно, что ещё в 1829 году, когда чеченцы согласились принять подданство России, они поставили одно из условий: «Не требуйте только выдачи от нас русских, которые приняли нашу веру». Горцы терпимо относились к инаковерцам, жившим в их среде, не мешали им свободно исповедовать православную или католическую веру.

 

Немало поляков, участников польского восстания 1830-1831 годов, было сослано в Сибирь или в действующую кавказскую армию. В знак протеста против колониальной политики российского царизма многие из них уходили к горцам и Шамилю. Когда в 1859 году Северо-Восточный Кавказ оказался во власти царских войск, поляки снова попали в плен, «и на лицах их было написано, что возвращение их к нам не приносило им радости».

 

Многочисленные побеги русских солдат, казаков, крестьян настолько беспокоили русское командование и самого царя, что от имени последнего издавались приказы и воззвания с призывом к бежавшим возвратиться обратно78. Современные этнографы утверждают, что бежавшие солдаты после Кавказской войны вблизи селения Шатой образовали значительные поселения под названием Большая и Малая Варанда, «обитатели которой до сих пор почитаются русскими, хотя они давно очеченились и почти ничем не отличаются от коренных жителей».




checheninfo.ru



Добавить комментарий

Вячеслав
Вячеслав от 30 сентября 2019 23:59
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Из вашего текста (цитат) очевидно, что беглые солдаты очеченились и стали почти ничем не отличается от местных жителей. Казацкое войско было всегда особым родом войск и к регулярной армии никакого отношения не имели.
Далее является некорректным говорить, что казаки были чеченскими (смотреть название статьи), они носили название по месту своего происхождения/дислокации. В данном случае это позволительно только, если статьей хотели подчеркнуть теплые добрососедские отношения между казаками и чеченцами.

НА ЛЕНТАХ НОВОСТЕЙ:

ЧТО ЧИТАЮТ:

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ НОВОСТЕЙ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru       checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"