Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Президент Академии наук ЧР призвал дагестанского этнографа Тимура Айтберова не фальсифицировать историю


Просмотров: 21 918Комментариев: 137
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Шахрудин Гапуров: «Господин Айтберов нарушил незыблемые критерии Школы кавказоведов»
ЧЕЧНЯ. - Почему мы до сих пор молчали? Мы ждали четкого и аргументированного ответа, так как в Дагестане сегодня прекрасная историческая школа и мы надеялись на реакцию наших коллег, - пояснил в беседе с корреспондентом ИА «Чечня Сегодня» Шахрудин Гапуров. - Дорогой Тимур Магомедович неправ во многих вещах. Есть вещи, которые затрагивают честь, достоинство и историческую память. Тимур Магомедович просто перевирает многие факты и фальсифицирует данные. К сожалению, исправлений не последовало. Поэтому мы пошли на это интервью.

Президент Академии наук ЧР добавил, что между чеченцами и дагестанцами веками складывались братские отношения и ему бы не хотелось, чтобы историки писали, печатали и давали интервью, где хоть в малейшей степени выражается неуважение к тому или иному народу, а также затрагивается историческая память.


- Это не способствует укреплению наших связей,- пояснил Ш. Гапуров. - В Дагестане с советских времен была самая сильная Школа кавказоведов. Основоположниками ее были такие талантливые историки, как Хаджи-Мурад Хашаев, Семён Бушуев, Хидир Рамазанов, Расул Магомедов. Эти люди занимались историей Кавказа XVIII –Х1Х вв. и взаимоотношениями дагестанцев и чеченцев, а особенно Кавказской войной. Для этих людей существовало несколько критериев: 1. Историческая объективность – говорить и писать только то, что они могут подтвердить документально и то, что они знают; 2. Уважительное отношение к каждому народу – особенно уважительно они относились к чеченцам; 3. Уважительное отношение к исторической памяти любого народа. К сожалению, интервью кандидата исторических наук ДГУ Тимура Магомедовича Айтберова не отвечает этим критериям. Господин Айтберов является специалистом по этнографии, по дагестанскому средневековью, востоковедом, но он не специалист по истории Кавказа X1Х века. Тем более он не занимался изучением темы Кавказской войны. А вот в этом интервью он рассуждает именно об истории Дагестана, Чечни и российско-кавказских отношениях первой половины XIX века и Кавказской войне. То есть о вещах, в которых он плохо разбирается. В результате, глядя на вопросы журналиста и ответы историка, видно, что они друг друга не понимают. Вопрос – один, ответ - совершенно другой. И, в целом, ответы носят очень возмутительный, провокационный характер. Вот эти незыблемые вещи для талантливых историков Дагестана, которые я назвал, кардинально нарушены в интервью господина Айтберова.


Большая Чечня не входила ни в какое дагестанское политическое образование


В своем интервью Тимуру Магомедовичу задают вопрос о внутриполитических образованиях на территории Чечни к началу Кавказской войны.


Хочу пояснить, что Кавказская война началась в 1818 году и продолжалась она на Северо-Восточном Кавказе до 1859 года. Т. Айтберов отвечает, что до начала Кавказской войны территория современной Чечни до реки Аргун входила в дагестанское политическое образование и называлась «Большая Чечня». Ни история, ни историческая география не знают такого дагестанского политического образования как «Большая Чечня». Ничего подобного в истории не существовало.


Чечня – исторически в дореволюционных изданиях делилась на две части: Большая Чечня и Малая Чечня. Большая Чечня – это территория к северу от Аргуна. Малая Чечня к югу – это современный Урус-Мартановский и Ачхой-Мартановский районы. Никогда Большая Чечня не входила ни в какое дагестанское политическое образование. Ни один метр чеченской земли никогда, до вхождения Чечни в Россию, не входил во владение ни кабардинских князей, ни дагестанских феодалов.


Какая была обстановка до начала 19 века? Что такое политическое образование?


Это что-то вроде независимого ханства или княжества. К началу Кавказской войны ни на территории Чечни, ни на территории Дагестана не было никаких самостоятельных политических образований, которые могли претендовать на владение чужими территориями. Объясню почему.


В 1806 году в Дагестан были введены российские войска. Большая часть дагестанских феодалов изъявила покорность России, а в 1813 году в результате русско-иранской войны был заключен так называемый Гюлистанский мирный договор. По нему Дагестан, с точки зрения международного права, объявлялся частью России. Многие дагестанские ханы, как, например, Аслан-хан Кюринский, Шамхал Тарковский, приняли российскую власть. Они поступили на службу в российскую армию. Им дали воинские звания и им сохранили внутреннее управление своими территориями. Никакой внешнеполитической самостоятельности у них не было. Над ними стоял прочный контроль российских офицеров.


К каждому дагестанскому владельцу были приставлены российские офицеры. А вот те дагестанские ханы, которые не признали российскую власть - Султан Ахмед-хан Аварский, Сурхай-хан Казикумухский и другие – они были лишены своих владений и лишены своих ханских званий.


Ермолов, который был наместником Кавказа с 1816 года, вообще очень плохо относился к дагестанским ханам. Он считал возмутительными жестокости и систему угнетения, которые дагестанские ханы применяли по отношению к зависимым крестьянам. Он был убежден, что ханы своим существованием позорят Россию. Поэтому он при малейшей возможности лишал дагестанских ханов их званий и владений. Представьте себе, если даже такой представитель крепостнической России и человек недемократических взглядов, как Ермолов, считал власть дагестанских ханов нетерпимой и позором для России, каково было положение зависимых крестьян там? С 1813 года дагестанские владельцы все были под властью России, а те, кто не подчинился – в бегах.


В 1807 году в Чечне начинает устанавливаться российская административная власть на всей равнинной территории. Чечня тоже считается теперь входящей в состав России. Каким образом дагестанские ханы, которые сами в составе России лишены практически всех прав, могли иметь права на какие-то территории Чечни? То, что утверждает господин Айтберов в своем интервью - абсолютная нелепость. Это свидетельствует о том, что он не знает историю.


Турловы не владели землями и зависимыми крестьянами


Теперь поговорим о роли семьи Турловых, о которых идет речь в интервью Тимура Айтберова.


В начале нашей эры до нашествия крупных кочевников, особенно монголо-татар, на центральном Кавказе чеченцы (согласно древнеармянским источникам их тогда называли «нахчи») считались ведущей политической силой.


Нахчи было много. В первом тысячелетии до нашей эры у нахчи было даже свое государство, но в XIII веке под ударами монголо-татар чеченцы отступили в горы, так как это была огромная сила, с которой чеченцы ничего не могли сделать. Отступали в современный Галанчожский район, Аргунское ущелье и на территории, которые сегодня называют «Нохчи Мохк».


В этот период на чеченской равнине утвердилась «Золотая Орда». После распада «Золотой Орды», пока чеченцы в XVI-XVII веках не начали возвращаться на свои земли вплоть до Терека, здесь какое-то время хозяйничали кабардинские и дагестанские феодалы. Но чеченцы постепенно возвращались на свои земли и укрепляли свои территории и семьи. Из-за того, что они 300-400 лет были в горах, феодалам среди чеченцев неоткуда было появиться. То есть, из-за нехватки земли в горах, богатых людей среди чеченцев не было, поэтому у нас не было своих крупных феодалов. Это потом они появятся во второй половине XVIII века по Тереку – это князья Кагермановы, Алхастовы, Эльдаровы. Это были «средней руки» феодалы, которым давали землю за службу России. А в общинах нужны были люди, которые решали бы межобщинные вопросы, которые занимались бы судебными тяжбами. И вот тогда чеченцы стали приглашать кабардинских и дагестанских феодалов в качестве наемных управляющих. Им за это платили.


А почему приглашали их, а не ставили своих? Дело в том, что если бы ставили чеченцев, то сместить их за неправомерные действия или несправедливость было бы не так-то просто. За чеченцем всегда стоит род, тейп и родственники. А тут достаточно было этого кабардинского или дагестанского феодала выгнать. Бывали случаи, что их и убивали. Турловы именно из таких приглашенных управителей.


В советское время, когда партийная идеология требовала, чтобы везде у всех народов были феодалы и классовые расслоение, появились такие утверждения о якобы феодальных владениях Турловых. Любое феодальное владение подразумевает две вещи: земля в собственности и зависимые крестьяне. Ни того, ни другого у Турловых не было. Все этнографы и историки, изучающие Кавказ, отмечали феодальный строй в Осетии, Кабарде, Дагестане, но в Чечне они не нашли ни зависимых людей, ни князей, ни феодалов. Когда они спрашивали у чеченцев об этом, чеченцы отвечали: «Мы все свободны, мы все равны!». Не было среди чеченцев феодально-зависимых ни от Турловых, ни от кабардинских феодалов. Это все выдумки, которые были порождены в русле партийной советской идеологии.


Вы можете представить себе чеченское село, в котором не говорят на чеченском?


В интервью есть еще один интересный момент, где Тимур Магомедович утверждает, что «во многих чеченских селах жители говорили на кумыкском, а в некоторых селах даже не знали чеченского языка». Это якобы доказательство тому, что чеченцы были зависимы от кумыкских князей. Это мнение Тимура Магомедовича. Я думаю, что он знает и понимает, что говорит чисто провокационные вещи. В целом, его интервью носит очень провокационный и возмутительный характер.


Кумыкский (тюркский) язык был языком межнационального общения на всем Северном Кавказе, в том числе его знали и в Чечне. Но в своих родных селах, конечно, все чеченцы знали свой родной язык и говорили на нем. Вы представьте себе село, в котором якобы не знают чеченского языка. Точно также не было ни в Дагестане, ни в Кабарде или в Осетии ни одного селения, где не говорили бы на родном языке. Поэтому господин Айтберов в данном случае глубоко ошибается.


У чеченцев был Имам шейх Мансур


Далее журналист задает вопрос Тимуру Магомедовичу, в котором спрашивает: «А вообще, имелись ли какие-либо кровавые эпизоды истребления чеченских имамов царскими наместниками на тот период?». На что господин Айтберов отвечает: «Имамами были Газимухаммад, Гамзат и Шамиль, а остальные назывались дибирами и муллами».


У чеченцев был Имам шейх Мансур - первый имам на Северном Кавказе. Газимухамед, Шамиль, Гамзат -Бек – это были дагестанские имамы. Лишь в 1840 году Шамиль будет объявлен еще и чеченским имамом. А Имама Мансура называли Имамом Кавказа.


Имам Мансур был реформатором от ислама: он утверждал ислам и шариат на Северном Кавказе, особенно среди чеченцев. Он призывал людей к самосовершенствованию, к отказу от кровной мести, от употребления алкоголя и табака, призывал людей быть толерантными. Он никогда не призывал сделать мусульманами представителей иных религий. Он не объявлял газават (священную войну, - прим. автора).


В 1785 году царские войска под командованием полковника де Пиери пришли в Алды – родное село Шейха Мансура – и сожгли его. Сожжённым был и дом Мансура. Тогда его звали Ушурма. Население отступило в горы, а у горцев была такая тактика: пришел противник и на него нападали лишь когда он отступал. Чеченцы сильны были в лесном бою. Во время отступления отряд Пиери был истреблен.


После разгрома под Кизляром, Имам Мансур ушел в Кабарду. Был поддержан кабардинцами, его поддерживала и большая часть дагестанцев. Затем он ушел в Закубанье. В 1791 году он в Анапе раненным попал в плен. Подчеркиваю, что раненным он попал в плен. По приказу Екатерины II он был вывезен в Петербург и заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1794 году Имам Мансур умер и похоронен на Преображенской горе. Других имамов у чеченцев не было до появления Имама Алибека-Хаджи Алдамова в 1877 году.


Был в первой трети XIX века военно-политический лидер Чечни – Бейбулат Таймиев, но он был светский человек. Он не был богословом и не объявлял себя имамом.


Поэтому вопрос, который адресован дагестанскому историку о кровавом истреблении чеченских имамов, очень странный. А ответ еще более странный. Айтберов вообще не говорит о чеченских имамах. Он говорит: «Да, имамами были вот эти три человека: Газимухаммад, Гамзат и Шамиль, а остальные…..». Остальные - кто: дагестанцы, чеченцы или все население Северного Кавказа? Понимаете, насколько неопределенно звучит ответ? Чьи дибиры и муллы – дагестанцев, чеченцев, кабардинцев? Абсолютно непонятно.


Дальше Тимур Магомедович говорит: «Хотя в русских источниках об этом пишется обтекаемо, но я знаю, что они очень издевались над людьми в тех местах, в том числе над женщинами». О ком идет речь? Муллы издевались или русские солдаты?


Вопрос о женщинах на Кавказе – очень и очень деликатный, его нельзя трогать


Почти на протяжении всего интервью Тимур Магомедович неоднократно говорит о кавказских женщинах. К примеру строка: «Я знаю, что там и в других районах Северного Кавказа, особенно при Ермолове, царские офицеры намеренно оскорбляли честь девушек мусульманок. Имам защитил их, показал, что мы – дагестанцы, с нами чеченцы, мы за свою честь постоим».


Есть у любого народа очень деликатные вопросы и вопрос о женщинах в том числе. Совершенно непонятно, почему его все время поднимает господин Айтберов.


Чеченцы всегда были сами в состоянии защитить честь и достоинство своих женщин. Это безусловно! Никогда ни одна женщина не пострадала от руки захватчиков, пока был жив хоть один чеченский мужчина в любом селении. Никогда чеченцы не звали на помощь, чтобы защитить свою честь и достоинство, а также честь и достоинство своих женщин.


Мы можем провести простейший пример. 15 сентября 1819 года, как известно, было уничтожено население чеченского селения Дади-Юрт. 40 женщин попало в плен. Их на пароме перевозили на противоположный берег Терека. Так вот, чтобы их не коснулась чужая мужская рука, эти 40 женщин вместе с солдатами, прыгнули в бурные воды Терека и погибли, защищая свое достоинство.


Да, когда царские войска захватывали дагестанские аулы и чеченские села, какое-то количество женщин попадало в плен. Да, есть сведения, что действительно их затем по приказу Ермолова отдавали офицерам и они становились женами офицеров и казаков. Такой факт был и в чеченских селах, и в дагестанских. Например, есть сведения, что после взятия селения Гимры в 1832 году, сотни дагестанских женщин, может их и меньше было, были отданы казакам. Это случилось после того, как были уничтожены все мужчины в этом селении. Дагестанцы тоже всегда с честью и достоинством защищали своих женщин, также как и чеченцы.


Я не могу понять, зачем Айтберов все время поднимает этот очень деликатный и болезненный, особенно для горцев, вопрос. Он же тоже горец! Нельзя трогать такие вещи. Это очень болезненные страницы Кавказской войны.


До начала Кавказской войны чеченцы были военно-политическими союзниками России


Господин Айтберов очень плохо знает историю Кавказа и чеченскую историю.


В конце XVI века в Москве появилось первое Посольство чеченцев. Наши предки не заканчивали дипломатических академий, но в той политической ситуации, которая была на Кавказе, они неплохо разбирались. Они пришли к выводу, что в борьбе между Ираном, Турцией и Россией за Северный Кавказ, им лучше опереться на Россию.


Чеченская делегация была принята царем. Через год присылают первый русско-чеченский договор о том, что чеченцы принимаются в подданство России. С этого времени чеченцы участвуют во многих военных кампаниях на стороне России. Почти всегда сопровождают русские войска. Участвуют в русско-турецких сражениях, в том числе в турецкой войне 1735-1739 годов.


В XVII -XVIII веках, вплоть до начала Кавказской войны, у России на Северном Кавказе не было более верных военно-политических союзников, чем чеченцы. Да, конечно, бывали разные моменты: военные стычки, конфликты, недопонимания. Но такое даже в семьях между братьями бывает. Все разрешалось посредством народной дипломатии. Поэтому в течение многих веков чеченцы и русские жили мирно и шел процесс постепенного сближения чеченцев и России.


К концу XVIII века, особенно в результате соглашений, подписанных между чеченцами и российской властью, на рубеже 1770-1780 х годов, Чечня по российским источникам уже считалась в составе России. Не были чеченцы до начала Кавказской войны противниками России, наоборот, всегда выступали за союз, взаимопонимание и добрососедство с Россией. Но в 1818 году приходит Ермолов, он то наместником Кавказа был назначен еще в 1816 году, но спустя два года начал претворять в жизнь свой план покорения Северного Кавказа. И первый пункт в этом плане – строительство крепости Грозная и перенос военной линии с Терека на Сунжу.


Ермолов желал говорить только с чеченскими старейшинами


Ермолов в 1816 году, когда ехал из Санкт-Петербурга в центр кавказского наместничества – Тифлис, по пути знакомился с наиболее авторитетными князьями и авторитетными людьми на тех или иных территориях.


В Кабарде он встречался с кабардинскими феодалами – прежде всего с валием Кабарды Кучуком Джанхотовым. Вы думаете, из чеченских представителей он с кем хотел встретиться – с Турловыми? Нет! Он попросил устроить ему встречу во Владикавказе с военно-политическим лидером того времени Бейбулатом Таймиевым. Почему? Потому что знал, что нет ни у кого больше в Чечне политического веса, авторитета и влияния, кроме него. Ермолов вернул ему офицерское звание и жалование.


В 1818 году, когда Ермолов готовился переправиться из Червленой через Терек, ему надо было, чтобы по российским солдатам на переправе не стреляли. Моста тогда не было. Он потребовал для переговоров привести к нему наиболее авторитетных чеченских представителей. Ему назвали Турловых.


Возьмите записки Ермолова, документы того времени, в них он ответил, что ему не нужны никакие Турловы. «Приведите мне чеченских старейшин!», - заявил Ермолов.


Если бы Турловы, как утверждает Айтберов, имели бы в Чечне вес и влияние, Ермолов, который прекрасно знал обстановку, с кем бы разговаривал? Конечно с Турловыми бы в таком случае. А он решил говорить с чеченскими старейшинами.


Шамиль прибыл в Чечню как гость, а не как имам


Ермолов начинает строить Крепость Грозную. Договориться с ним чеченцам не удается, как до этого бывало.


Затем Ермолов сжигает Старую Сунжу на фоне бытового конфликта. Отряд российских солдат пришел закупать продовольствие в Старую Сунжу, а там была повозка с двумя волами. Чеченец в этих волах узнал своих пропавших быков. Он начал их тянуть к себе, говоря, что это его быки. Солдат начал сопротивляться, «старосунженский» чеченец его убил. Все! Был отдан приказ начальником штаба Вельяминовым Старую Сунжу - сжечь. И с этого времени чеченцы уходят с берегов Сунжи и поднимают восстание, к которому присоединяются Дагестан и Кабарда. Вот так началось противостояние России и чеченцев, начинается Кавказская война.


А до этого с XVI века чеченцы были военно-политическими союзниками России, а вовсе не были врагами России.


В 1839 году царские войска штурмовали последний оплот Шамиля в Дагестане – селение Ахульго. Там прошли большие бои и были большие потери с обеих сторон. И перед последним штурмом Шамиль с группой своих мюридов спустились в пропасть и перебрались на чеченскую территорию.


Во-первых, Имамат в Чечне провозглашен лишь в 1840 году, а здесь события происходят в 1839 году. Не являлась Чечня в 1839 году частью Имамата. Не было здесь никакой имамской власти.


А какая была? Равнину контролировала Россия, а вот в горной части, начиная с 1830-х годов, фактическим правителем и имамом был святой Устаз Ташу-Хаджи Саясановский. Именно Ташу-Хаджи Саясановский утвердил в Чечне ислам и шариат. Он являлся до 1840 года, пока не провозгласили Шамиля - имамом, фактическим правителем Чечни.


Шамиля чеченцы приняли в селении Зандак не как главу имамата, так как в Чечне имамата тогда еще не было, его приняли как гостя, как представителя дружеского, братского, дагестанского народа, который нуждался в помощи. Он был ранен.


К нему на встречу пришел Ташу-Хаджи. Он отвез Шамиля в селение Беной, Ножай-Юртовского района. Почти месяц Шамиль являлся гостем старшего брата своего будущего наиба Байсангура Беноевского. В его доме его лечили. Когда Шамиль вылечился, он переехал в Шатойский район.


К Шамилю стали приходить его будущие соратники. В их числе: Шуаип Центороевский, Джаватхан, Иса Гендергеноевский. Вот Иса Гендергеноевский 8 марта 1840 года организовал съезд чеченцев в Урус-Мартане.


К этому времени Чечня была похожа на котел, который готов был взорваться. В Чечне в те годы начальником был генерал Пулло – необычайно жестокий человек. Каждый год по несколько раз он устраивал карательные рейды против чеченцев. Это одна сторона.


Вторая – он запретил какую-либо торговлю между горной и равнинной Чечней. В горной Чечне были скотоводы, на равнине земледельцы и между ними был обмен: с равнины шло зерно в горные районы, а на равнину с гор - продукты скотоводства. В горных районах, после запрета генерала Пулло, создалась тяжелая ситуация. Последней каплей была попытка разоружить чеченцев.


Представьте себе XIX век: от чеченцев требуют сдать оружие, которое для любого горца имеет большое значение – это был символ достоинства. Вот после этого Чечня была готова взорваться от действий генерала Пулло.


В это время проходит съезд чеченцев в Урус-Мартане, и чеченцы избирают Шамиля – имамом. Таким образом, в марте 1840 года он становится Имамом Чечни и Дагестана, а Чечня входит в его государство Имамат. Но он-то пришел в Чечню годом раньше и как гость, а не как имам. К великому сожалению, наш Тимур Магомедович опять намеренно или нет, но фальсифицирует историю.


Увеличению чеченского населения Кавказская война и Шамиль не могли способствовать


Представьте себе - с 1818 года в Чечне идет кровавая Кавказская война. А с 1840 года основные военные действия происходят именно на территории Чечни.


Царские войска военные операции совершали, в основном, зимой и во время захвата селений не жалели никого. Мирное население при наступлении войск уходило в леса в лютые морозы. Тут погибало огромное количество людей.


К началу XIX века чеченское население было приблизительно 200 – 240 тысяч человек. Прошло более 40 лет: чеченского населения к концу Кавказской войны стало 150 тысяч человек. За такой промежуток времени же наоборот должно было население увеличиться хоть на 10 тысяч человек, а оно уменьшилось на более чем 100 тысяч.


Мы не обвиняем в этом Шамиля, потому что люди погибало в военных действиях и во время военных действий. Но увеличению чеченского населения Кавказская война и Шамиль не могли способствовать. Это война. Во время войны огромные количества людей погибали.


Чеченцев прославили славные сыны их народа


В годы Кавказской войны и чеченцы, и дагестанцы в освободительной борьбе проявили исключительное мужество и храбрость. И этим прославили себя. Но у чеченцев уже с конца ХVIII века были известные политические и религиозные деятели, которые заявили на весь мир о чеченском народе. К примеру, в XVIII веке чеченцев прославил Шейх Мансур, затем в 30-е годы XIX века - Бейбулат Таймиев.


Шамиль тоже широко был известен в России и за рубежом. В течение многих десятилетий дагестанцы и чеченцы вместе отстаивали свою свободу, землю, религию. Сражались под руководством Шамиля.


В современной же истории чеченский народ прославили Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, который остановил войну в Чечне и с помощью дипломатии вернул былую славу российско-чеченским, кавказско-чеченским взаимоотношениям. Его путь продолжил Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров, который восстановил и возродил Чеченскую Республику, дорожит братскими и добрососедскими отношениями со всеми кавказскими народами. Он приходит на помощь представителям не только своего народа, но и других.


Что касается утверждения Т. Айтберова о том, что чеченские наибы сдавались в плен.


Начиная с середины 50-х годов XIX века, когда стало совершенно очевидным, что Россия победила в Кавказской войне и Шамиль проиграл, чеченские и дагестанские наибы стали переходить на российскую сторону. Очень тонкую политику в этом деле вел тогдашний наместник Кавказа Барятинский – он каждому наибу, который сдавался, давал деньги, покупал дом, оставлял должность. Чем все потерять, естественно, наибы переходили на российскую сторону.


Но при этом я хотел бы отметить одно: единственный наиб, который не сдался в плен и который продолжал воевать за свободу до конца, был Байсангур Беноевский – чеченец.


Обращаясь к дагестанским коллегам, хотелось бы отметить, что мы всегда открыты к конструктивному диалогу. Давайте подобными вещами, как это интервью Айтберова Тимура Магомедовича, не будем оскорблять память наших предков, которые дружили веками, глубоко уважали друг друга и отстаивали вместе честь и достоинство, свободу как чеченцев, так и дагестанцев. Нас связывают многовековые узы культурных, экономических и родственных связей. Давайте, в первую очередь, помнить об этом.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

Тахо
Тахо от 11 октября 2021 18:03
Почему о документах написано? Он ведь привел документы. Я уважаю свое прошлое, какое бы оно ни было. Народы появляются, поддаются чему-то извне и становятся сильными со временем. Это не позор. Позор – не принять истину.
Вот вот
Вот вот от 5 января 2022 12:42
Во всей этой истории с "дагестанским образованием" интересно только, а именно каким образом "дагестанское образование" умудрилось подчинить себе Чечню и Чеченцев? Воистину, загадка тысячилетия!


"Главное народонаселение Чечни — чеченцы. Это чисто демократический народ. У них нет ни князей, ни дворян, ни крестьян, ни даже отдельного духовного сословия. Все равны. Все невежественны. Все фанатики магометане. Все дети природы. Они делятся на общества. Все долинное пространство от Фортанги и до Аксая обитается сунженскими чеченцами. Р. Гойта делит их на две части: западную — Малая Чечня и восточную — Большая Чечня. К последним относятся области Мичика. Гудермеса и Качкалыковского хребта. На юго-восток от них лежит Ичкерия, между Хулхулау и Аксаем. Здесь-то и находятся Ведено и Дарго. Восточнее от Ичкерии лежат Аух и Салатавия. Между Аухом и Аксаем расположилось общество Зандак, а у верховьев Яман-Су-Беной. На границе между Салатау, Аухом и Ичкерией лежат знаменитые Самсырские леса и хутора. К юго-западу от Ичкерии, в самых диких и непроходимых местах, у верховьев Шаро-Аргун [11]расположилось общество Чаберлой, а еще западнее — Шатой, Шаро, Чанти, Ахо, Пшехо и др."
КОВАЛЕВСКИЙ П. И.
ВОССТАНИЕ ЧЕЧНИ И ДАГЕСТАНА В 1877-1878 гг.

«Имам отныне беден и не имущ, как все его окружающие. Но сейчас это не имеет значение. 
Едва отдохнув, он осматривает дороги, укрепляет доступы на Гуниб, ставит завалы, копает рвы. Его штаба не хватает даже для руководства работами. 
Дебир Андийский, да Дебир Хунзахский, Нур-Магомет Согратлинский, одноглазый и однорукий Байсунгур Беноевский да два сына - вот весь его штаб. ...»
(П. Павленко «Шамиль» ДагГосИздат 1942 год.)

"Чеченцы (нохчий, вайнах) — один из самых крупных народов среди множества малочисленных горских племён Северного Кавказа… Наиболее активными и сильными противниками царского правительства при завоевании Северного Кавказа справедливо считались чеченцы и в этой борьбе горцев чеченцы играли выдающуюся роль, поставляя главные боевые силы и продовольствие для "газавата" (священной войны). Это сопротивление явилось для буржуазных авторов формальным основаниям для распространения лживой характеристики чеченцев, как "дикарей" и прирождённых разбойников. Серьёзного научного исследования чеченцев сделано не было и до настоящего времени они остаются в ряду наименее изученных кавказских яфетидов."
(БСЭ, т. 61, 1934 год)

"По официальным данным, население Чечни с 1847 года по 1850 год уменьшилось в два с лишним раза, а с 1860 к моменту революции (т.е. 1917) — почти вчетверо..."

Энциклопедический словарь "Гранат" ( т. 58, изд. 7, Москва, ОГИЗ, 1940, с. 183)
Саид
Саид от 5 января 2022 21:23
Цитата: Тахо
Почему о документах написано? Он ведь привел документы. Я уважаю свое прошлое, какое бы оно ни было. Народы появляются, поддаются чему-то извне и становятся сильными со временем. Это не позор. Позор – не принять истину.

Какую "истину" должны принять чеченцы? Что мы аварцам, кумыки...дань платили. Мы должны принять ваши рассказы о том,  что мы вашими холопами и рабами  были? Что вся Чечня вам подвластна была?  Мы должны принять что 70% воевавших в КВ были аварцам?  Можете нам стоит принять в качестве "истины" великое и несокрушимое аварское каганатсво, частью которого являлась и Чечня?  Что именно мы должны принять, в качестве ",истины"?
Хорошо мы примем эту вашу "истину" обо всем этом,  вы нам только расскажите одно, как вы нас себе подчинили!
Dron
Dron от 6 января 2022 13:09
Они любят рассказывать друг другу небылицы про то, что чуть ли не вся Чечня  когда-то им принадлежала. Но прикол в том, что если посмотреть на карту Дагестана в этническом-земельном разрезе, то все становится очевидными. Самый крупный народ в их республике (аварцы) имеет самое худшее земельное положение)) Только три народа среди них имееют выгодное положение по земле: ногайцы, кумыки и лезгины. У лезгин часть земель это равниа и горы, а у кумыков и ногайцев вся равнина в их Странегор. А аварцы у них зажаты в горах, имея выход на равнину только через земли их соседей. Вот и вопрос! Как же так получилось? И только два ответа. Либо лезгины, кумыки и ногайцы вытеснили аварцев в горы и заняли их земли. Либо аварцы вообще никогда не имели отношения к равнине.  
Вот вам и Каганат...)))7
1919
1919 от 11 января 2022 11:09
Цитата: Тахо
Почему о документах написано? Он ведь привел документы. Я уважаю свое прошлое, какое бы оно ни было. Народы появляются, поддаются чему-то извне и становятся сильными со временем. Это не позор. Позор – не принять истину.

Если это не секрет, придоставь эти документы, "которые он привел". Можешь сюда скинуть хотябы пару этих "документов",  в которых обо всем этом говорится. 
Такое ощущение, что только вам доступны и известны все эти "супер тайные документы", и никто кроме вас об этих документах не в курсе. 
Ждём ДОКУМЕНТЫ.
Ваше
Ваше от 17 января 2022 01:53
Вообще не понимаю эту тему с присягами. Особенно тех, которые пытаются нас упрекать этими присягами. 
Чеченцы эти присяги приносили от безысходности, когда руские полчища до тла сжигали наши села, после чего там оставались женщины, дети, старики и израненные. Что они могли сделать? Из двух зол выбирали меньшее. И то только для отвода глаз подписывали их, чтобы после вновь поднять восстания. Что в итоге и происходило. 
У нас каждая "присяга", подписывалась только после ожесточённых сражений. У тех же ингущей была одна присяга на века. 

FTyy
FTyy от 17 января 2022 13:57
О походе царских войск в Чечню в 1732 г.
"Поднялось самое отчаянное и беспокойное из горских племён - чеченцы. Они то рассыпались по своим лесам, то скапливались в массы. Принц (Людвиг Гессен-Гомбургский) же бездействовал, засев в Тарках. Наконец один из привезенных им с собою иностранных генералов - генерал-лейтенант Дуглас, начальствовавший на Сулаке, должно быть, воин храбрый, хотя совсем незнакомый с условиями горской войны, не вытерпел положения, становившегося позорным, и решил разгромить Чечню. К сожалению, он вообразил, что может действовать на основании правил и предписаний европейской стратегии. Чеченцы на первых же порах обманули его. Как только прошла весть о предстоящей экспедиции, все скопища чеченцев рассеялись. Успокоившийся Дуглас не пошел сам, а послал вместо себя с пятьюстами солдат привезённого принцем Людвигом полковника Коха. Тот пошёл, забрался в непроходимые лесные дебри Чечни, и отряд был разгромлен так, что пришлось думать уже не о победах, а о том, чтобы уносить подобру-поздорову ноги... Одних только убитых в отряде Коха было 200 человек...
Впечатление этого поражения было таково, что горцы потеряли всякое уважение к русским, да и не одни горцы: крымские татары, действовавшие заодно с турками, тоже поняли, что у русских сильной руки на Кавказе нет".
//А.А.Каспари "Покоренный Кавказ". С.-Петербург, 1904 год.//
Аслан
Аслан от 19 января 2022 23:56
Цитата: Ваше
Вообще не понимаю эту тему с присягами. Особенно тех, которые пытаются нас упрекать этими присягами. 
Чеченцы эти присяги приносили от безысходности, когда руские полчища до тла сжигали наши села, после чего там оставались женщины, дети, старики и израненные. Что они могли сделать? Из двух зол выбирали меньшее. И то только для отвода глаз подписывали их, чтобы после вновь поднять восстания. Что в итоге и происходило. 
У нас каждая "присяга", подписывалась только после ожесточённых сражений. У тех же ингущей была одна присяга на века. 


Чеченцы этими присягами подтирались и дальше шли. 

"Чеченцы, однако, неизменно относились к этим присягам как к необходимой, но пустой формальности, при более благоприятном соотношении сил ни к чему их не обязывающей. К тому же жестокость войск порождала у населения не только и не столько страх, сколько ненависть, чувство мести и желание реванша. В абреках же, способных собрать вокруг себя ватагу удальцов, никогда не было недостатка. Проходило немного времени и “умиротворенная” Чечня вновь давала о себе знать очередными набегами, нападениями на армейские посты и т.п. Русские власти реагировали новыми карательными акциями в наказание за “вероломство”. Круг замыкался.
_________________________________________
ЧЕЧЕНЦЫ В ВОССТАНИЯХ И ВОЙНАХ ХVIII-ХIX ВЕКОВ 
Кудрявцев Алексей Викторович.

К управлению начальника левого фланга Кавказской линии отнесено пространство ограниченное главным хребтом гор и реками Андийское Койсу, Сулаком и Каспийским морем, а также реками Терек, Асса и Даут-Мартаном, главное население этого пространства чеченское племя, самое буйное, самое сильное и воинственное из всех кавказских народов. 
_________________________ 
Александр Павлович Пулло — начальник левого фланга Кавказской линии (Чечня и Дагестан), 1840г. 

Аслан
Аслан от 20 января 2022 00:04

"Шамиль проявляет большую активность в этом году, и он вынужден к этому так как мы принимаем меры которые должны рано или поздно разрушить его влияние и оторвать от него чеченцев, без которых он ни чего не будет значить."
_________________________ 
(Михаил Сергеевич Воронцов — Главнокомандующий царскими войсками на Северном Кавказе с 1840 по 1850 годы.)


"Виновницей возвышения имама Шамиля являлась Чечня. Здесь закладываются основы теократического исламского государства — Имамата, именно здесь в Чечне он основывает будущую столицу, и даже после ее разгрома в 1845 году кавказским наместником М.С Воронцовым во время Даргинского сражения, он переносит столицу не в Дагестан, а опять строит ее в Чечне, в Ведено."
_________________________ 
(Клюки-фон-Клугенау — Командующий царскими войсками в Северном Дагестане (Авария))
ASDa
ASDa от 24 января 2022 02:59
"У чеченцев нет и никогда не было своих князей, или каких-нибудь других владетелей: все равны. Личные достоинства и богатство одни могут дать преимущество; власти, кроме права сильного, никакой над собой не признают"
(Материалы по истории Дагестана и Чечни.Т. III. Часть 1. 1801-1839 гг.
Том подготовлен к печати Г.Е. Грюмберг и С.К. Бушуевым. Махачкала: 1940 г)

"Чеченцы, бесспорно, храбрейший народ в Восточных горах. Походы в их земли всегда стоили нам огромных кровавых жертв. Но это племя никогда не проникалось мюридизмом вполне. Из всех горцев они одни заставили Шамиля, правившего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, народных повинностях и обрядовой строгости веры...
....Чеченцы являются утонченно вежливыми хозяевами и гостями. …нахчийцы/чеченцы отличаются самым радушным гостеприимством. Каждый старается окружить гостя тем материальным довольствием, какого сам не имеет ни в годовые праздники, ни в торжественные минуты для своего семейства". 
Во время битвы на реке Сунже 4 июля 1785 года был ранен и пленён воевавший на стороне русских 20-летний грузинский князь П. Багратион. Однако, по сообщению академика П.Г. Буткова, раненому унтер-офицеру (позже – генерал от инфантерии) была оказана медицинская помощь, и в знак уважения за мужество, проявленное в бою, тот был доставлен на противоположный берег и возвращён противнику без каких-либо условий 

Н.Ф. Дубровин. ( Дубровин. "История войны и владычества русских на Кавказе". 1871г.)
Лема
Лема от 3 февраля 2022 20:59
«Нам пришлось вести самую тяжелую войну в Чечне, покрытой вековыми лесами. Сборным пунктом чеченцы избрали Герменчук, имам лично привел им на помощь восемьсот конных лезгин. Чеченцам было предложено сдаться. Они отвечали: "Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских - пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили - не покорясь чужой власти". Тогда было приказано атаковать селение со всех сторон. Открылась бешеная пальба, вспыхнули огнем крайние сакли. Разорвались первые зажигательные снаряды, потом они перестали рваться. Позже наши узнали, что чеченцы, ложась на них, тушили трубки, прежде чем огонь сообщался с порохом. Огонь мало по малу охватил все дома. Чеченцы запели предсмертную песню. Вдруг из догоравшей сакли выскочила человеческая фигура и чеченец с кинжалом бросился на наших. Моздокский казак Атарщиков всадил ему штык в грудь. Такая картина повторилась несколько раз. Из горящих руин выползли 6 лезгин, чудом оставшихся в живых. Их тут же отнесли на перевязку. Ни один чеченец не сдался живым».
(Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России)
Вот вот
Вот вот от 8 февраля 2022 21:24
Цитата: 1919
Цитата: Тахо
Почему о документах написано? Он ведь привел документы. Я уважаю свое прошлое, какое бы оно ни было. Народы появляются, поддаются чему-то извне и становятся сильными со временем. Это не позор. Позор – не принять истину.

Если это не секрет, придоставь эти документы, "которые он привел". Можешь сюда скинуть хотябы пару этих "документов",  в которых обо всем этом говорится. 
Такое ощущение, что только вам доступны и известны все эти "супер тайные документы", и никто кроме вас об этих документах не в курсе. 
Ждём ДОКУМЕНТЫ.

Какие ещё документы?)  Максимум что они могут придьявить, так это писанина Лаудаева. Он у них главный лидер и любимчик. 
С ними, в частности с аварцам, на тему истории говорить бесполезно. О чём с ними говорить, если они на полном серезе верят, что древние авары и нынешние аварцы Дагестана это одно и тоже. Они искренни пологают, что древние государство Аварские каганат создали дагестанские аварцы. Доказательство у них тоже имеются. Это созвучие АВАРы АВАРцы. А отсюдого следует АВАРы=АВАРцы.

Ну это же очевидно. Жесть до)))
Дон
Дон от 24 февраля 2022 14:55
"Одинь день как другой, что было вчера - повторится завтра; везде горы, везде лес, а чеченцы злы и неутомимы в драке."
(Ф.Ф. Торнау. Воспоминание о Кавказе и Грузии.)

"В 1859 г. чеченцы были побеждены, но не покорены. Они были покорены, но не смерились. Они смерились, но не примирились, пожар потух, но под пепельным покровом таился большой огонь, пробивавшийся значительными искрами и даже огненными языками..."
(П.И. Ковалевский. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 - 1878 но.)
Боб
Боб от 21 марта 2022 13:11
Кто-нибудь из их Дагестана, хоть один дагестанец может назвать месяц, год и век, в котором мы им день платили? Где и когда состоялось сражение, в котором они нас победили и заставили себе подчиница чеченцев? 

"Сами не имея много хлеба, чеченцы, живущие на равнине, кормили множество нищих, спускавшихся с гор за подаянием. Ежегодно через Осман-Юрт от сентября до апреля и позже, – говорит Клингер, – проходило до четырехсот человек нищих, полунагих тавлинцев, старых и молодых, мужчин, женщин и детей. Собравшись артелями от девяти до десяти человек, они обходили аулы, испрашивая подаяния ударами в бубен с припевом текста из Корана. Некоторые нанимались работать без платы, за кусок хлеба, за дневное пропитание или собирали черемшу, различные ягоды, которые выменивали на муку. В особенности жалки были толпы этих несчастных зимой, в сильный холод, когда они, лишенные всякой одежды, скитались из аула в аул. В каждом чеченском селении были установлены особые дни в году, когда жители приносили к мечети пищу для раздачи ее бедным.
Чеченцы, сами ощущавшие недостаток припасов, смотрели с неприязнью на толпы тавлинцев, будучи обязаны их подкармливать. Неловкость тавлинцев, их трусость и нахальство, часто выражавшиеся шуточными насмешками, возбуждали в чеченцах презрение к этим бродягам, зимой народ считал их присутствие особенно обременительным и тяжелым для себя."

(Народы населяющие Кавказ. Том 1 . Дубровин Николай Федорович. 1871.)

И это те, кто с нас брал дань....)

Умар
Умар от 31 марта 2022 14:10
"Погибая,чеченцы наносили противнику столь сильный урон, что противник отступал, неся многократные потери. При необходимости сохранения своего народа, чеченцы уходили с равнинных земель в горы. Если силы противника были слишком велики, то его удерживали в предгорьях, где война была уже иная, а чеченцы оказывались в лучшей позиции."
( Роберт Андраникович Автандилян «Чеченский вопрос по-новому».)
«Чеченский архив (Сборник материалов по истории чеченского народа)». Вып. 1. Сост.: Ш. Ю. Саралиев З. М.-С. Мусаев, И. З. Хатуев, С.-Х. М. Нунуев, Р. А. Кадиев. Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2011. С. 280



"Эти чеченцы – сильнейший и опаснейший народ. Сверх того, ему вспомоществуют и соседние народы. И не потому, что они любят чеченцев и ненавидят нас, а из боязни, что чеченцы, попав под власть русских, повлекут и их за собой под тяжелую русскую ладонь. Что там Кабарда? Конечно, кабардинцы своими несносными шалостями вызывают на бой, но я их должен пока терпеть, ибо занят гораздо опаснейшими злодеями – чеченцами. При укусе змеи жало комаров не так уж чувствительно. Спокойствие и безопасность в крае могут быть тогда, когда будут заняты земли по правому берегу нижнего течения Терека." 

(А.П. Ермолов, генерал от инфантерии и генерал от артиллерии, главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года). Письма к А. А. Закревскому. 1812–1828//С6. Русского Исторического Общества. СПб.,1890. Т. 73.).

"В 40—50 годах вывозили уже десятии орудий, но чеченцы не обращая на них внимания, не прекращали в самом близком расстоянии убийственного винтовочного огня, врывались с шашками в батареи, отрезывали лошадей, захватывали орудия или подвозили свои пушки, обмениваясь с нами ядрами."
 // А. Зиссерманъ «Матерiалы для исторiи Кавказской войны». / «Русскiй Вестникъ». Журналъ литературный и политическiй издаваемый М. Катковымъ. Томъ сто первый. Москва: Въ Университетской Тип., 1872. С. 431

" В дошамилевское и шамилевское время чеченцы были чисто военным сословием."
(// В. В. Маркович «В лесах Ичкерии». / Записки Кавказскаго Отдела Императорскаго Русскаго Географическаго общества. Тифлисъ: Грузинск. Издат. Товарищества, Мартиросьянца, 1897. С. 28)
Умар.
Умар. от 31 марта 2022 16:45
"Чеченцев как своих врагов мы старались всеми мерами унижать и даже их достоинства обращать в недостатки. ... Мы их так порочили потому только, что они не хотели плясать по нашей дудке...». 
( В. Ф. Цветкова «Историческое прошлое чеченского народа и его переоценка в условиях перестройки и на рубеже XX − XXI вв.». / Альманах современной науки и образования. № 6 (13): в 2-х ч. Ч. II. Тамбов: «Грамота», 2008. С. 202.)
Умар
Умар от 31 марта 2022 16:59
"Чеченцы высокого роста, с резкими чертами лица, быстрым решительным взглядом. Они поражают своей подвижностью, проворством, ловкостью. 
На войне они кидаются в середину колонны, начинается ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны как тигры. 
Кровь опьяняла их, омрачала рассудок, глаза их загорались фосфорическим блеском, движения становились еще более ловки и быстры; из гортани вылетали звуки, напоминающие скорее рычание тигра, чем голос человека"
 
(В.А.Потто, «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях», т. 2, С-Пб, 1887).
НахВу
НахВу от 1 апреля 2022 01:59
«Чечня занимала важное стратегическое положение, и там больше думали о наступательной тактике. Долго воевавшие на Кавказе генералы считали Чечню одновременно бастионом Шамиля и его ахиллесовой пятой. На нее приходилась львиная доля поставлявшегося во владения Шамиля продовольствия, и оттуда же поступали лучшие бойцы армии имама. Кроме того, Чечня прикрывала «мягкое подбрюшье» Дагестана (хотя этот момент не был должным образом оценен русскими еще целое десятилетие). Лишить имама такой опоры означало больше чем наполовину обеспечить победу над ним.»
(Гаммер Моше «//Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана//» Часть седьмая. Тактика топора. Глава семнадцатая. Малая Чечня.)
НахВу
НахВу от 1 апреля 2022 02:09
«В Дагестане война велась в горах, а в Чечне — в лесах. Лишь в Верхней Чечне обстановка была схожей с дагестанской. Таким образом, Чечня и Дагестан представляли собой самостоятельные театры военных действий, которые требовали своей, порой диаметрально противоположной тактики…
Из двух театров чеченский был более тяжелым, именно там русские терпели главные поражения и несли наибольшие потери…
…Сколь ни яростными были чеченские кампании, где за каждым кустом таился снайпер и где потери русских были просто ужасными, сама земля не выглядела чуждой. На ней росли трава и деревья, текли ручьи — это был свой, знакомый мир.»
(Часть первая.
Расстановка сил. Глава первая.)
Гаммер Моше
«Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана»)
SS
SS от 1 апреля 2022 10:51
«Нельзя было желать более губительной погоды для чеченцев. Со дня выступления своего из Грозной и до возвращения, холод продолжался довольно жестокий. Кроме глубокого в Чечне снега, морозы постоянно держались от 8 до 12 градусов, наконец, гололедица, продолжавшаяся 4 дня, покрыв льдом деревья и все растения, лишили последнего средства продовольствия скот, в то время, как сено осталось или в деревнях или в степи. Две сие крайности довольно сильны, чтобы покорить любой другой народ, но едва поколебали несколько чеченцев. Упорство их неимоверное. » 
(Дубровин Н. Ф. »История войны и владычества», т. VI, кн 1, Санкт-Петербург, 1888г, с 527)
Берзло
Берзло от 2 апреля 2022 22:58
"Чеченцы, видя неминуемую гибель, дрались как львы; с налитыми кровью глазами они в одной руке держали шашку, в другой пистолет, в зубах кинжал. Кругом царила смерь..."
(А.П. Фролов. Генерал-майор Слепцов. Стр.79.)
Берзло
Берзло от 2 апреля 2022 23:19
"Чеченцы из ружья стреляют метко. Имеют исправное оружие и сражаются большей частью пешие. В сражении защищаются с отчаянной храбростью, которую можно назвать ожесточением: ибо никогда не отдаются в плен. Хотябы один оставался против двадцати."

(С.Броневский. \\ Новейшая география исторические известия о Кавказе. Часть 2. 1832 год.)
Берзло
Берзло от 2 апреля 2022 23:37
«…иногда сотня казаков не решалась напасть на небольшую горсть чеченцев – абреков и вступить с ними в рукопашный бой, зная, что они дорого продадут свои жизни и ни за что не сдадутся» 
(Природа и население России.Ред. В. Битнер. 1906 г.)
Рон
Рон от 6 апреля 2022 17:54
Цитата: Аслан
Цитата: Ваше
Вообще не понимаю эту тему с присягами. Особенно тех, которые пытаются нас упрекать этими присягами. 
Чеченцы эти присяги приносили от безысходности, когда руские полчища до тла сжигали наши села, после чего там оставались женщины, дети, старики и израненные. Что они могли сделать? Из двух зол выбирали меньшее. И то только для отвода глаз подписывали их, чтобы после вновь поднять восстания. Что в итоге и происходило. 
У нас каждая "присяга", подписывалась только после ожесточённых сражений. У тех же ингущей была одна присяга на века. 


Чеченцы этими присягами подтирались и дальше шли. 

"Чеченцы, однако, неизменно относились к этим присягам как к необходимой, но пустой формальности, при более благоприятном соотношении сил ни к чему их не обязывающей. К тому же жестокость войск порождала у населения не только и не столько страх, сколько ненависть, чувство мести и желание реванша. В абреках же, способных собрать вокруг себя ватагу удальцов, никогда не было недостатка. Проходило немного времени и “умиротворенная” Чечня вновь давала о себе знать очередными набегами, нападениями на армейские посты и т.п. Русские власти реагировали новыми карательными акциями в наказание за “вероломство”. Круг замыкался.
_________________________________________
ЧЕЧЕНЦЫ В ВОССТАНИЯХ И ВОЙНАХ ХVIII-ХIX ВЕКОВ 
Кудрявцев Алексей Викторович.

К управлению начальника левого фланга Кавказской линии отнесено пространство ограниченное главным хребтом гор и реками Андийское Койсу, Сулаком и Каспийским морем, а также реками Терек, Асса и Даут-Мартаном, главное население этого пространства чеченское племя, самое буйное, самое сильное и воинственное из всех кавказских народов. 
_________________________ 
Александр Павлович Пулло — начальник левого фланга Кавказской линии (Чечня и Дагестан), 1840г. 


Так в этом то и дело. Наш народ от полнейшей безисходности подписывал эти филькины грамоты, в то время как у тех же ингушей все происходило на добровольной основе. У нас ситуация была просто катастрофической. Наш народ сопротивлялся как мог, нес просто страшные потери. Но даже в такой ситуации Чеченцы делали это только на время, чтобы набраться сил и дальше вести сопротивление. На практике именно так и происходило.. 
Чеченцы в той войне занимали лидирующию роль. Именно наш народ был авангарде той бойне. Именно наш народ понес самые большие потери в той войне. 
И после этого кто-то смеет нашему народу предявлять претензии??
Так
Адам
Адам от 7 апреля 2022 05:16
Рон, Здесь важно подчеркнуть один важный момент, что у нас потери были именно НАРОДНЫЕ в то время как у русни потери были исключительно ВОЕННЫМИ. Я имею ввиду что Чеченцы целиком и полностью были задействованны в Кавказской войне: от детей женщин до стариков. Тоесть у нас в боях учасвовали во многих случаяне небоевые отряды, а обычные жители наших сел и аулов, которые защищались как могли.  Соответсвенно и потери были среди обычного населения непосредсвенно неявлявшихся частью военных и боевых отрядов. А у руских в войне учасвовали професиаонльные до зубов вооружонные банды именуемые царской армиеей. русня в Чечне проявлялся крайний жестокость по отношению к Чеченцам. Царская администрация применялся очень жёсткий пресс для удержания Чечни по контролем, так как повстанческий настрой среди Чеченцев был просто запредельным. Поэтому они так грубо действовали. Много ли на Кавказе мест, где они так действовали? Именно как в Чечне? Один этот факт говорит о многом.
И поэтому вызывает удивления когда нас пытаются в чем-то упрекнуть. Особенно когда это делаю народы вроде ингушей, которые о войне и народном сопротивление если и знают, то только из своих мифов и легенд.
Абу
Абу от 8 апреля 2022 22:17
«…Горец может иметь какие угодно пороки (а есть ли народ без упрека в этом отношении?), но одному он всегда был чужд: чеченец никогда не являлся рабом и неизменно отстаивал свою честь и достоинство. Ему легче умереть, чем поступиться тем или другим. Смерть для него не страшна».
(В.И. Немирович-Данченко, очерк «Вдоль Чечни», в газете «Русские Ведомости», №№27 и 32 за 1888 г.)
Абу
Абу от 8 апреля 2022 22:29
"Да — пусть трус не рождается, а в результате рождается множество храбрецов. Понятно, конечно, что чеченское бесстрашие имеет и минусы, оборачивается и жестокостью. Недаром так навязчиво у них звучит самоотождествление с волчьими повадками и сутью. Иной раз становится и страшно, вспоминаются и Древний Рим (вспоенным волчицей). и спартанцы-волки, разбойные викинги и даже их фашистские последователи, среди них, по слухам, чеченец, ставший майором СС…  И все же, и все же,… И греки, и римляне, и викинги дали миру демократию, право, свободу… И будущий мир без их и чеченского опыта невозможен… Если лезгины учат выживанию народа, во что бы то ни стало, то чеченцы учат нас личной смерти ради общего, ради сохранения чести и права. Выживание, конечно, необходимо, . но и без сохранения человеческого качества мир смертельно заболеет и скоро умрет. И потому нам нужно учиться и у этого народа!…» 
В. и Л. Сокирко. Восточный Кавказ. Часть 4. Чеченцы. 1979г.)
Абу
Абу от 8 апреля 2022 22:35
‘.. Большую часть дня продолжалось сражение самое упорное, и ни в одном доселе случае не имели мы столь значительные потери, ибо кроме офицеров, простиралось оное убитыми и ранеными до двухсот человек… Женщин и детей взято в плен до, но гораздо больше вырезано было или погибло от действия артиллерии. Солдатам досталась добыча богатая. Селение состояло из 200 домов. 14 сентября разорено до основания»  (Ермолов А. П. »Записки» с 338-339)
Абу
Абу от 8 апреля 2022 22:40
"…Если бы не было причин для раздоров в их среде, Чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: «Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы» 
(Иоганн Бларамберг, «Кавказская рукопись»)
СаидЭмин
СаидЭмин от 10 апреля 2022 23:03
»Во время своей независимости Чеченцы, в противоположность Черкесам, не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управляющихся народными собраниями, все были абсолютно равны. Мы все уздени (т.е. свободные, равные), говорят теперь Чеченцы.»   

(Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Эфрона. т. XXXVIII A, Санкт- Петербург, 1903г.)

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"