Мультипортал о Чеченской Республике

ЧЕЧНЯ. Кожаная обувь вайнахов (типы, наименования, назначения)


Просмотров: 374Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

ЧЕЧНЯ.  Кожаная обувь вайнахов (типы, наименования, назначения)
ЧЕЧНЯ.  Обувь вайнахов, как и другие виды одежды, отличалась широким разнообразием, при этом мужская и женская обувь не различалась за исключением ее некоторых элементов. Женщины носили почти такие же виды обуви, что и мужчины, разве что количество наименований ее у женщин было больше. Она шилась преимущественно из кожи домашней и кустарной обработки, а также из войлока, тканей, вязалась из шерстяных ниток и валялась местными мастерами.

Обувью жителей горных и равнинных регионов были тIаьрсакан кIархаш – кожаная обувь без верха, мачаш – чусты, пошмакхаш – туфли без задников (на каблуке и без каблука), кожаные мягкие чувяки без подошв – маьхьсеш, наьIармачаш – обувь из сыромятины, калуош - галоши, хулчи – сандалии из плетёной кожи, калбанаш – лаптиевидная рабочая обувь из сыромятины и др.

Очень интересен материал, обнаруженный Е.И. Крупновым в результате археологических раскопок в Ингушетии, согласно которому в ХIV-ХVI вв. «ноги (женщин) были обуты в чувяки или сапожки на мягкой подошве из цветного сафьяна» [1].

Исходя из этого сообщения Е.И. Крупнова следует, что у вайнахов была высокая или короткая кожаная обувь. Подобную обувь шили обычно на одну ногу, т.е. не различая правой и левой. Она должна была быть прочной, легкой, удобной. «Обычно обувью служили чувяки. Женщины из богатых семей носили башмаки и туфли городского и местного производства, а также галоши» [2].

В повседневной жизни чеченцев, как в горах, так и на равнине, весной, летом и осенью широко использовалась мужская обувь кIархаш.

КIархаш « тапочки, чирики» (инг. маьчи, бац. борог, кист. кIарах) были обычной формы из козлиной или бараньей кожи, очень удобные при ходьбе. Такую обувь изготовляли сами горцы – мужчины не только из шкур домашних животных, но по сведениям Ю. Клапрота, из шкур косули и серны [3].

«Ее название собств. чеченское. Ближайшее соответствие имеем в каб. кIэрэхъ 'чирики, кожаные лапти', ахвах. кIархищ 'чувяки' (ср. чеченск. мн. кIархаш, кIархиш). Далее ср. авар. чарухъ 'чарыки', кум. чарыкъ, азер. чарыг 'лапти', перс. чорог 'обувь'. Слово может быть объяснено на материале нахских языков как суф. образование (суф. -х, ср. марха, дилха, зирх) от основы кIaр (> чIар > чIуор) 'кожа, шкура'. Буквально 'кожаная (обувь)', ср. семантически чеченск. наьIар-мача – то же» [4].

Об этом типе обуви пишет Л.Н. Толстой в своей повести «Хаджи-Мурат»: «… Садо и Хаджи-Мурат – оба молчали во все время, пока женщины тихо двигались в своих красных кожаных бесподошвенных чувяках…(ц1ен к1архаш – Л.Г.)».

Вайнахи пользовались также мягкой обувью – маьхьсеш, напоминающую чулок. Их носили как мужчины, так и женщины пожилого и старческого возраста. Маьхьсеш – летняя обувь. Но иногда для тепла внутрь их надевали войлочные или вязаные носки.

Термин маьхьсеш считается спорным. Некоторые исследователи считают, что маьхьсеш – это носки из мягкой кожи (сафьяна) без каблука, имеющие общий корень у всех народов Северного Кавказа (меси, мес, мест, маис, маьхсеш). Этот термин бытует и в Средней Азии, и в закавказье и, по мнению В.И. Абаева, является древнеиранским, восходящим к слову «овца» [5].

А.Д. Вагапов считает: «Название маьхьсеш - собств. чеченское. Ср. лак. махIси 'чувяк', авар. масгью-ачу 'легкая сафьяновая обувь', лезг. мясе-р-ар 'мягкие кавказские сапоги', ягноб. mahsi 'ичиги', шугн., ишкаш. massi ‘ичиги’, осет. mes 'мягкая сафьяновая обувь'» [6].

Наиболее распространена была в народе обувь из сыромятины – наьIармачаш, букв. обувь из шкуры крупного рогатого скота (инг. нехьара маьчеш // хIопхIоп // кIохази), но в зимних условиях холодная, потому для тепла вовнутрь клали сено, позже толстый шерстяной войлок. Легкая и мягкая обувь была широко распространена в горных районах. На особенности этой обуви обратила внимание Е.Н. Студенецкая. Она пишет, что обувь данного типа сшита из сыромятины, из одного куска, со швами на носке и заднике, с язычком и завязками у щиколотки. Ее надевали на босу ногу, подкладывая осоку или листья кукурузы, а иногда на носки [7].

Подобная обувь встречается в Хевсуретии, Сванетии, Пшавии, Кабарде.

Более просто делалась другая обувь – калбанаш (кист. калба, ср. груз. калмани – лаптевидная обувь из сыромятины). Для их изготовления брался кусок кожи, по краям которого делались отверстия для продергивания ремня-шнура. Ремни затягивались под или над щиколотками, кожа обволакивала ногу, и получался простейший вид обуви, не требующий для своего изготовления больших усилий.

Из сыромятины делались и хулчи, особого рода кожаные плетеные сандалии с подошвой из плетенного ремня наподобие русских поршней, набитые в нутрии соломой или травой, а также и симхье (бац. джани – бацбийская обувь из сыромятины) с волосяным покровом на подошве, чтобы при подъеме в горах не скользила нога, с этой же целью часто к обуви привязывали треугольные железные подковы в отличии от наьIармачаш.

По мнению А.Д. Вагапова «хулчи – горная обувь из ремней. Вайнах.: инг. хулчи. Видимо, одного ряда с лат. Calceus ‘обувь’, итал. Calza ‘чулок’, сербохорв . Хлача ‘чулок ’, хлаче ‘штаны’, словен. Hlac`a, hlac`e, укр. Холошi ‘штаны’, осет. K'alca ‘штаны’»[8].

Обувь этого типа встречается у осетин, карачаевцев, балкарцев, она была распространена и пользовалась успехом также у грузинских горцев – хевсуров, сванов, рачинцев, мтиулов, мохевцев, тушин, пшавов. Имеются данные о ее наличии в прошлом в Дагестане у аварцев. Видимо, простая, легкая и удобная для носки в горах обувь была местным изобретением и существовала у горцев Кавказа издавна.

Среди вайнахов широко использовались обувь - мачаш (инг. мачи). Она была распространена почти по всему Северному Кавказу и среди соседних грузинских горцев. Аналогичная обувь – мачий и башмакълар - встречается у кумыков [9], мачийлер – у кубачинцев, мачиял – у аварцев [10] и других. Сопоставляем с цез. мяч 'чувяк', авар. мачуйал, дарг. мачуйти 'чувяки', кум. мачийлер 'чувяки'. Ср. также афган. мачэна ‘туфля’, мочи 'сапожник', татск. мочи 'мягкие сапоги, ичиги', азер. мача 'мясо, покрывающее голень'. См. маьхьси.

Мачаш шили из кожи. Верх – из козьей или телячьей, а низ – из кожи крупного рогатого скота. К задней части их верха навощеной нитью пришивался кусочек кожи. Эту обувь шили из черной и красной кожи.
Чусты красного цвета носили молодые, а черного – замужние и пожилые женщины.
Таким образом, исследование показало, что из всех типов обуви, кожаная была более популярна и практична в носке, чем остальные ее типы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.    Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. – М., 1971. С. 94.
2.    Калоев Б.А. Чеченцы // Народы Кавказа. – М., 1960. Т. 1. С. 363:
3.    Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии. – Орджоникидзе, 1968. С. 158.
4.    Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеченского языка // Lingua-universum. – Назрань, 2009. С.33.
5.    Абаев В.И. Происхождение и культурное прошлое осетин по данным языка // Осетинский язык и фольклор. – М.; Л. 1949. т. 1. С. 171.
6.    Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеченского языка // Lingua-niversum. – Назрань, 2009. С. 33.
7.    Студенецкая Е.Н. Одежда чеченцев и ингушей в ХlХ – ХХ вв. // Новое и традиционное в культуре и быту народов Чечено-Ингушетии. – Грозный, 1985. С. 69.
8.    Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеченского языка // Lingua-universum. – Назрань, 2009. С. 34.
9.    Гаджиева С.Ш. Кумыки. – М., 1971. С. 236.
10.    Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана и Чечни // КЭС. – М., 1976. Вып. 6. С. 177.

Л.М. Гарсаев, М.М. Гарсаева




checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Время в Грозном

   

Календарь новостей

«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Смотреть все новости

Это интересно

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"