ЧЕЧНЯ. В 1859 году российский император Александр II издает Указ о создании на Кавказе, где в то время влияние Российской империи становилось все больше, так называемых "горских школ". Именно с этого указа и началась история грозненской горской школы. "Горские" школы практически одновременно были открыты в городах Грозный, Усть-Лабинск, Майкоп и в Сухуме.
Открытие школ для горцев или "горских" школ на Кавказе во второй половине XIX века было важной частью имперской политики. О цели открытия этих школ существуют разные мнения . Одни считают, что такие школы были призваны способствовать "обрусению" кавказских народов, другие - что в подобных школах горские народы пытались "европеизировать", сделать "непонятных" горцев более покладистыми. Были и такие, кто считает, что школы открывали попросту потому, что население Кавказа в основной своей массе было "безграмотным". Какой бы не была цель открытия "горских" школ на Кавказе, факт остается фактом — именно в них росли и воспитывались те, кто впоследствии стали первой интеллигенцией среди представителей своих народов.
В начале июня 1862 г. барон П. К. Услар открыл в крепости Грозной временную экспериментальную школу. 25 молодых чеченцев, избранных Усларом из числа муталимов, при содействии Кеди Досова и муллы Янгульбая Хасанова обучались новой чеченской грамматике. Преподавание грамматики чеченского языка вели Кеди Досов и Янгульбай Хасанов, а два русских писаря учили писать.
Услар считал, что учитель горской школы должен хорошо владеть русским языком и родным языком горцев. Особое внимание уделялось переводу текстов с русского языка на чеченский. Обучение чтению и письму на чеченском языке осуществлялось по букварю К. Досова " Нохчийн жуз ". Занятия проходили успешно.
В письме к А. Берже 25 июня 1862 г. П. К. Услар писал о высокой эффективности обучения родной грамоте: " Чеченская письменность сотворила такие чудеса, которых я и не ожидал. 1-го июня только Кадий и Мулла ( Досов и Хасанов) вернулись в Грозную; вчера 24 июня, мне представлено было 25 человек чеченцев, из числа которых 14 читают уже по-чеченски так же хорошо и свободно, как мы с Вами по-русски. Заметьте, при этом, что ни один из них имеет читать по-русски, следовательно, вновь составленная азбука была для них совершенно неизвестна. Испытание было произведено в присутствии и М. Кундухова. Если этот трехнедельный результат покажется сомнительным для тифлисских самозванцев-филологов, то предлагаю им командировать сюда кого-нибудь для удостоверения на самом месте: в случае преувеличения с моей стороны берусь заплатить прогоны и огромный штраф ".
Занятия в школе продолжались около семи недель. За время обучения в школе все научились свободно читать и писать на родном языке