Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Шарип Мадалаевич Тазуев. (1890-1968).


Просмотров: 3 161Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Шарип Мадалаевич Тазуев. (1890-1968).

ЧЕЧНЯ. Жители Чеченской Республики справедливо гордятся своим национальным героем, отважным храбрецом, славным сыном Харачоя, абреком Зелимханом. В самом начале ХХ века он наводил ужас  на царских опричников угнетавших малограмотных горцев. За его поимку были объявлены многочисленные награды, против него выставлялись целые отряды оснащенные пушками и пулеметами. Легендарный Зелимхан самоотверженно вступал  с ними в бой и всегда уходил невредимым. Зелимхан Гушмазуков не был разбойником, он не грабил людей, не наживал богатства. Он был народным мстителем. Защищал униженных и обездоленных. Был ярым сторонником справедливости, пока пуля злодея не настигла его. Однако Гушмазуков Зелимхан не единственный герой из Харачоя оставивший неизгладимый след в истории чеченского народа. К сожалению, про них мало кто вспоминает. Хотя каждый из них достоин нашей светлой памяти.

Во второй половине XIX века был еще один славный сын Харачоя вспыхнувший яркой звездой на небосклоне чеченской истории. Это был второй имам Чечни и Дагестана - Тоза Акмирзаев. 24 мая 1865 года в месте именуемом Кхеташонан-Корта  он был всенародно объявлен имамом Чечни и Дагестана. Бедный крестьянин, восставший против коварных интриг и бесчеловечного гнета царской России. Это было время, когда горцы Кавказа устав от многолетней борьбы за свою свободу толпами повалили в Турцию в поисках счастливой жизни. Но в Турции их никто не ждал. И вернуться в отчий края им уже не разрешалось. Бедолаги погибали под перекрестным артиллерийским огнем турецких и российских войск. Против этого оголтелого цинизма выступил второй имам Чечни и Дагестана  с оружием в руках. Тоза Акмирзаев был храбрецом, смелым воином, прекрасным оратором, ученым-богословом.

В самые сжатые сроки ему удалось собрать отряды  доблестных  воинов из близлежащих сел Харачоя, Элистанжи, Хой и поднять восстание против  царских войск, чьи коварные провокации послужили причиной кровавой пляски смертей на границе двух государств. Вскоре восстание охватило всю Чечню. Воины Тозы Акмирзаева громили войска царской России осевшие в Чечне, совершали набеги на укрепленные крепости, смело вступали в бой с карательными отрядами, брали в плен высокопоставленных офицеров. И слава о них молниеносно разнеслась по горам Кавказа. Но вскоре восстание было подавлено. Полковник Головачев руководивший подавлением мятежа, привлек к своим войскам дагестанскую милицию. Да и местных предателей оказалось немало, спешивших выслужиться перед Головачевым и наместником Кавказа Лорис-Меликовым.

 Тоза Акмирзаев и семнадцать его сподвижников были приговорены к смертной казни. Многие участники восстания были арестованы. Но  смертную казнь  отменили, опасаясь новых волнений и второй имам Чечни и Дагестана вместе со своими соратниками был приговорен к 12 годам каторжных работ. Но Тоза Акмирзаев впоследствии был убит, там на каторге. Видимо сатрапам не по душе было красноречие второго имама Чечни и Дагестана. До конца дней своих Тоза Акмирзаев оставался верным сыном чеченского народа. Он поднял священное знамя газавата во имя гражданских прав  и  свободы чеченского народа. И вопреки всем страданиям нес это знамя высоко подняв голову, не сломясь под жестокими ударами судьбы. Тоза Акмирзаев сложил голову,  не предавая светлые идеалы свободы. И потому достоин нашей памяти. Мы вправе гордиться славным сыном Харачоя, вторым имамом Чечни и Дагестана Тозой Акмирзаевым. Он как настоящий къонах пал в борьбе за свободу и независимость нашего народа.

К счастью у Тозы Акмирзаева в живых остался сын. Звали его - Мадалай. Он не пошел по стопам отца. Во-первых, в момент гибели отца он был еще очень мал. А когда Мадалай подрос, настали уже другие времена, и он занялся торговлей. В конце XIX века в России купечество набирало  силу, как-то незаметно вторглось оно и в жизнь горцев. Со временем и хозяйство Мадалая разрослось. Он имел торговые лавки в Ведено, в Харачое, в Эшалхатой  да и в других горных селениях. Но главным своим богатством Мадалай считал своего сына Шарипа. 

Шарип Мадалаевич Тазуев родился в 1890 году в с. Харачой Веденского округа Терской области. Мальчик рос не по годам умным и смышленым. Когда Шарипу исполнилось пять лет, отец отдал его на учебу в медресе. Когда наследник подрос, сумел его пристроить в светскую школу в Ведено. Старый Мадалай думал, что повзрослев, Шарип станет хорошим купцом. Но юношу всегда тянуло к книгам, и особого интереса к торговой деятельности отца он не проявлял. Успешно закончив школу, Шарип заявил, что хочет стать учителем. Отец перечить не стал, хотя учителей в их роду, да и во всей округе среди чеченцев тогда еще не было.

Профессию учителя Шарип Тазуев приобретал в Тифлисе. Там была  духовная семинария готовившая кавказцев к педагогической деятельности. Учился юноша хорошо. Он был усидчивым и прилежным студентом. Тянулся к знаниям. Увлекался точными науками. Но и художественную литературу читал с упоением. Шарипу Тазуеву было 21 год, когда он на отлично закончив Тифлисскую духовную семинарию  в 1911 году, вернулся домой дипломированным специалистом. Работать начал в сельском медрессе. Но вскоре молва о талантливом педагоге разлетелась по всей Чечне. И состоятельные чеченцы стали привозить к нему своих отпрысков, чтобы молодой педагог обучил их светской грамоте.

Справедливости ради следует отметить, что вначале ХХ века чеченцы активнее стали тянуться к грамоте. Состоятельные чеченцы создавали частные школы, чтобы детвора коренной национальности могла приобщиться к знаниям. Одной из таких школ была в старинном чеченском селении Автуры. Богослов Али Митаев на свои собственные сбережения создал такую школу у себя дома. Молва о талантливом педагоге из Ведено  дошла и до него. Знаменитый ученый и богослов Али Митаев пригласил прославленного педагога в свою частную школу преподавателем, установив солидное жалование. Несколько лет Шарип Тазуев весьма благотворно трудился в автуринской школе, обучая юных чеченцев грамоте. Время показало, что труды молодого учителя не прошли даром. Он вырастил достойную смену, настоящих патриотов родной земли, стойких по духу и не по годам мудрых по разуму.

С установлением Советской власти у Шарипа Тазуева работы меньше не стало. Он работал одновременно в двух школах. В детском приюте  и в медресе. Следует отметить, что медресе в Чеченской Республике действовали до середины 30-х годов ХХ века. И наш герой безукоризненно владел знаниями, как на чеченском языке, так и на арабском. Виртуозно вел преподавание на обоих языках. Ведь знания всегда остаются знаниями, на каком бы языке они не преподносились. Главное, чтобы это делалось талантливо и от души, как того требуют непреложные законы педагогической науки. А Шарип Тазуев действительно был педагогом от бога. Он к любому уроку готовился как к серьезному экзамену, к каждому ребенку имел индивидуальный подход, стремился развивать у детей творческое отношение ко всем предметам. И это давало свои результаты. Ученики без всякой зубрежки запоминали лекции своего любимого педагога, и на его уроки ходили как на веселые мероприятия. К слову, ученики очень любили своего педагога Шарипа Мадалаевича за широту души, за доброту отзычивого сердца, за человеческое отношение к своим юным друзьям. А иначе своих учеников Тазуев Шарип Мадалаевич  не называл. Он любил их. Ко всем относился без лишней строгости.  Однако фамильярности не допускал.  Незыблемые правила чеченской этики соблюдал неукоснительно и учеников своих с малых лет приучал к обычаям и традициям отважных предков.

Мало кто из чеченской ребятни до прихода Советской власти водил хороводы вокруг новогодней елки. Чеченцы встречали Новый год еще в древние времена, однако делалось это совсем в другое время, да и празднование проходило без елки, в рамках национальных традиций присущим чеченскому народу. А Шарип Мадалаевич Тазуев в самом начале 20-х годов прошлого столетия на свои собственные деньги приобрел елку для школы, в которой работал,  и вместе с учениками украсил ее разноцветными игрушками. Пожалуй, это был самый веселый Новый год, запомнившийся на всю оставшуюся жизнь благодарными учениками Шарипа Маладаевича Тазуева. Впрочем, это не единственное пожертвование Шарипа Тазуева из своего скудного учительского заработка.

С установлением Советской власти творческая интеллигенция чеченского народа мечтала о создании своей национальной газеты на родном языке. Однако власти республики не выделяли финансы на это, вроде бы нужное дело, а без  денег любое доброе начинание застывает на нулевом цикле. Так было и с национальной газетой. Чиновники считали, что для такой маленькой области как Чеченская достаточно одной газеты  как «Грозненский рабочий». Но инициаторы  не желали отказаться от затеи создания национальной газеты на родном языке и решили собрать деньги на это благое дело. Деньги собрали  с божьей помощью. А в списках собиравших деньги для издания газеты на родном языке фамилия Тазуева Шарипа Мадалаевича стояла одна из первых. Таким образом, благодаря душевной щедрости и патриотизму таких неравнодушных людей как наш герой у чеченцев появилась своя первая газета на родном языке в 1923 году. Таким многранным и увлеченным человеком был славный сын Харачоя, один из первых учителей чеченцев  Тазуев Шарип Мадалаевич.

В первые годы  советской власти, большевики весь свой пыл направили на ликвидацию неграмотности среди  населения. Этому способствовали и декреты издававшиеся в Кремле, начиная с 1918 года.  26 декабря 1919 года было принято важное постановление «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Не остались без внимания и национальные окраины России. Терский областной совет еще в марте 1918 года учредил Отдел народного образования. А с 1922 года широкое распространение по всей Чеченской автономной области получили ликбезы, избы-читальни, клубы, библиотеки. Однако всего этого оказалось очень мало. Чеченцы, особенно жители горных аулов, недоверчиво относились ко всем этим новшествам и в 20-е годы ХХ века столетия грамотность населения Чечни, да и всей России  тоже оставалась на очень низком уровне. Тогда и решили в федеральном центре ввести на местах рабочие факультеты. Первый рабфак был создан в 1919 году на базе Московского института имени Плеханова. В нем обучались молодые люди 15-16 лет, рабоче-крестьянского происхождения. Их  готовили для дальнейшего поступления в вузы.

 Нововедение дало свои блистательные результаты. И потому рабфаки стали распорстраняться по всей стране. В Грозном первый рабфак появился в 1922 году на базе нефтяного института. Шарип Мадалаевич Тазуев стал одним из первых преподавателей чеченского рабфака. За 13 лет его работы в этом учебном заведении перед ним прошли десятки тысячи учеников. Многие из них стали заметными фигурами в истории чеченского народа. Одни только яркие имена  талантливых учеников говорят о многом. Учениками блестящего педагога Шарипа Тазуева были Нурди Музаев, Арби Мамакаев, Ахмед Ведзижев, Муслим Гайрбеков, Хаси Вахаев, Хамид Дукузов, Усама Кагерманов, Герой Советского Союза Хаваж-Бауди Магомед-Мирзоев и  многие, многие другие. В каждого из них талантливый педагог вложил частичку своей трепетной души. И, наверное, в том, что эти люди стали патриотами родного отечества немалая заслуга их прославленного педагога Шарипа Мадалаевича Тазуева.

Вместе с тем, Тазуев Ш.М. не ограничивался добросовестным трудом  на педагогическом поприще. Он является автором первых учебников для чеченских школьников. В 1925 году чеченский алфавит был переведен на латиницу. И потому Шарипу Тазуеву пришлось в 1933 году издать свой букварь, используя латинскую графику. Кроме того он готовит книгу «Красный крестьянин» («ЦIен ахархо») в помощь взрослому населению Чечни желающим освоить азы грамоты. В 1938 году Чечено-Ингушская АССР переходит на кириллицу. И в 1940 году Тазуев Ш.М. выпускает новый букварь уже на основе кириллицы. Это добротная, яркая, красочная работа сделанная с душой, думая о неокрепших детских умах. Букварь был доступен и привлекателен для детей младших классов, чего, к великому сожалению не скажешь о сегодняшних витиевато-замудреных учебниках для школьников начальных классов. 

Шарип Мадалаевич Тазуев был превосходным педагогом и великим тружеником. Он искренне любил свою профессию. Готов был трудиться не смыкая глаз и днем и ночь. Вне всяких сомнений, если бы не вынужденный перерыв на долгих 13 лет, трудно себе представить, каких бы высот достиг этот всесторонне развитый человек в своем благородном труде!? 

23 февраля 1944 года Шарип Мадалаевич Тазуев был признан как весь чеченский народ «врагом народа» и сослан  в Среднюю Азию и Казахстан. Как и всему многострадальному чеченскому народу, ему пришлось пережить тяготы дальней дороги, холод, голод, мучительное бесправие, потерю близких и родных. Но он не сломался. Тазуев Шарип Мадалаевич был тихим, спокойным, весьма сдержанным интеллигентом. Но характером обладал стойким и непоколебимым. Трудности вынужденного переселения чеченского народа в феврале 1944 года сделали его сильнее духом, тверже характером и зорче разумом. И там, в далеком Казахстане, в казахском селе Иллийское Алма-Атинской области при первой же возможности  учитель из Чечено-Ингушетии устроился работать в местную школу математиком. И там старался как можно больше чеченских и ингушских детей привлечь к учебе, дать им знания, подготовить к суровым реалиям нелегкой жизни.

Как и все чеченцы Шарип Мадалаевич Тазуев вернулся в отчий край в 1957 году. В том же 1957 году принял самое активное участие в переиздании своего букваря, внес дополнения, избавил учебник от ненужных словесных нагромождений. С присущей ему дотошностью  работал над каждой страницей, придавая учебнику  желанную филигранность. 

Долгие годы работал Шарип Мадалаевич Тазуев в Харачоевской восьмилетней школе Веденского района Чечено-Ингушетии. Обучал детей  дорогих  своему сердцу односельчан основам математике. До сих пор по Веденскому району гуляют легенды, что ученики Тазуева Шарипа Мадалаевича были самыми сильными по знаниям  математики и, не раз брали первые места в олимпиадах, как района, так и республики. 

Шарип Мадалаевич Тазуев внес неоценимый вклад в дело ликвидации неграмотности среди населения Чечено-Ингушетии. Вся его жизнь была направлена на приобщение представителей родного народа к свету знаний, добру и милосердию. Он был доблестным  воином просвещения, боролся с тьмой и невежеством. Вдохновлял молодежь на добрые дела и беззаветную любовь к Отечеству. Вся его жизнь яркий пример тяжкого труда и самоотверженного служения родному народу. Беззаветное служение народу, было оценено и в 1967 году Тазуеву Ш.М. было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Чечено-Ингушской АССР». Умер Тазуев Шарип Мадалаевич 12 марта 1968 года. Похоронен в Ведено, где он жил в последние годы своей  жизни.

Аза Газиева



checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"