Мультипортал о Чеченской Республике

ЧЕЧНЯ. Нашха и Керста-Аьккха - ВАЙНКЕРТ


Просмотров: 307Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

ЧЕЧНЯ. Нашха и Керста-Аьккха - ВАЙНКЕРТ

Амин Тесаев. Историк, научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики. Автор трех монографий.

ЧЕЧНЯ. К XV в. в результате войн и миграций аккинское общество чеченцев было представлено в трех историко-географических областях: 1) Ара-Аьккха или Аух (Равнинная Акка); 2) КерстаАьккха (Христианская или галанчожскаяАкка); 3) Лам-Аьккха (Горная или центральнокавказскаяАкка). Керста–Аьккха дословно переводится как “Христианская Акка”. Русским исследователям она была известна под именами “Керстен-Ах” и “Кiоло”. Название этой области указывало на существование мусульманской Акки, которой действительно являлась Ара–Акка, т.е. плоскостная Акка. Область Керста–Аьккха – она же галанчожскаяАкка, сформировалась в результате распада большой Нашхи в XIV-XV вв. Жителей Нашхи и Керста–Акки называли “ламкерста” (а также остальных чеченцев-христиан), т.е. “горными христианами”, поскольку здесь располагались два главных христианских центра чеченской страны. Термин “ламкерста” известен в этнографических исследованиях XIX в. как “ламкристы” или “ламкересты”. Еще в XIV в., согласно сведениям манускрипта католикоса Евфимия, христианские храмы располагались в землях “Нахче”, Тушетии и других областях чеченцев. Некоторые строения носили явно христианские названия. Например, башни Кирда (чеч. КIирда бIаьвнаш) означали “Воскресные” или “Воскресенские”. Как писал А. Вазар, наибольшая сохранность христианских храмов (по-видимому, после тимуровского похода) наблюдалась в Нашхе и Акке. Эти храмы ученый именовал “мозгIар” (ср.: груз. моцIкъвари – священник).

Кроме того, Нашха и Керста–Акка выступали также и в качестве административных центров чеченцев: есть основание полагать, что Мехк–Кхел (Суд-Страны, судебно-законодательный орган власти) располагался в Нашхе, а всенародные съезды (чеч.Мехк-Кхеташо – совещательно-законодательный орган) в XV в. проводились в Керста–Акке в местности “Муьйта-кхер”. На съездах решались вопросы взаимоотношений изолированных в горах чеченских обществ. Председатель съезда носил титул Муьйта и почитался за мудреца, разумные решения которого не оспаривались.

Считается также, что первыми распространителями христианства византийского толка в Чечне были сами греки, известные в преданиях под именем “джелти” (XI-XIII вв.). Некоторые строения, в частности, крепость ГIарби-гIала также считались построенными греками. Разумеется, башенное зодчество принадлежало самим чеченцам. Однако, по-видимому, зажиточные чеченцы также охотно прибегали к услугам греческих каменщиков.

Католические миссионеры, явившиеся в Нашху со стороны Ассинского ущелья, по-видимому, были представлены не только в Галанчоже, но и в с. Терхе, где обнаруживаются католические изображения крестов и лилий на стенах башен [109, c. 48-49]. Изгнание католической миссии из Нашхи возглавил чеченский предводитель из аккинского общества Воккхал, прозванный в народе “грозой фиренгов”.

Согласно утверждению Л.П. Семенова, наиболее сильному грузинскому влиянию страна чеченцев подверглась в правление царицы Тамары (на рубеже XII-XIII вв.) и Георгия Блистательного (1-я пол. XIV в.). К этому периоду относится воздвижение ряда христианских памятников на территории Ассинского ущелья. Главным фактором, выступившим в пользу усиления влияния Грузии на чеченские общества, стал, по нашему мнению, брак Тамары и широко представленного в чеченской устной традиции Давида-Сослана, которого известный нартовед В.И. Абаев, по нашему мнению, справедливо отождествляет с предводителем нартов – Сосланом (чеч.СесканСолса). Став соправителем Грузии, Солса способствовал фактической унии Грузии и Чечни, заключению духовного и политического союза, что, по-видимому, и привело к проникновению религиозного влияния грузинской православной церкви в Чечню, сопровождавшемуся распространением грузинской письменности. Что касается Георгия Блистательного и его преемников (Давида, Баграта и др.), то аспекты взаимоотношений Грузии и Чечни при его правлении изложены нами в нашей работе, посвященной вопросу становления государства Симсим, в которой мы указываем на союзнический характер этих отношений, направленных против экспансии кочевников Золотой Орды, а позднее – Тимура.

А.И. Шавхелишвили сообщает о религиозном влиянии Грузии на Чечню вплоть до XVI в. «Культурные центры в Чечено-Ингушском нагорье, – пишет ученый, – куда проникало и распространялось влияние Грузии, находились в Ассинском и Аргунском ущельях. Здесь сохранились древние христианские храмы, архитектура и строительный материал которых говорит о том, что христианство в Чечено-Ингушетию проникло именно из Грузии». По утверждению исследователя, камень для этих храмов также доставлялся из Грузии [24, c. 132-133]. Остается добавить, что в Грузии действительно располагалось владение Жалети или Джалет, откуда, по-видимому, и осуществлялась религиозная миссия греков-джалетов (чеч. джелти, груз. бердзен).

В.С. Миллер, описывая христианские памятники Нашхи и Аргунского ущелья, писал: «В башне аула Хайбах (Нашхойского общества Аргунского округа) мы заметили плиты с крестами в двух местах… Выше на севере в Большой Чечне, по достоверному свидетельству, при входе в Аргунское ущелье, близ аула Атаги и Чахкери, на том месте, где построена крепость Воздвиженская, найден был большой каменный крест, похожий формой на древний грузинский, с углублением для иконы…» [24, c. 134; 112, c. 6-7]. В труде “Материалы по археологии Кавказа” В. Миллер также указывал на подобные кресты на многих башнях в Чечне.

Христианское влияние отразилось и на языке чеченцев. Вот лишь некоторые примеры (чеч./груз.): 1) килс / (греч.) эклесия – церковь, 2) хIоллам / алами (предмет религ. культа), 3) мозгIар / мцыри – монах, 4) пIераск / параскеви (от имени Св. Прасковьи) – пятница, 5) шуот / шабати – суббота, 6) кIира / квира – воскресенье, неделя, 7) оршот / оршабати – понедельник, 8) джIара, жIара, джIай, жей, жIай / джвари – крест, 9) марха / мархва – пост, 10) жоьжахати / джоджохети – ад, 11) ялсамани / самотхе – рай.

Источник: Вайн Керт



checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Время в Грозном

   

Календарь новостей

«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Смотреть все новости

Это интересно

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"