Мультипортал о Чеченской Республике

ЧЕЧНЯ. Кур-харс – древний вайнахский женский головной убор


Просмотров: 81Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

ЧЕЧНЯ. Кур-харс – древний вайнахский женский головной убор
ЧЕЧНЯ. Из вайнахских женских головных уборов представляет большой интерес ингушский кур-харс. На Северном Кавказе он на сегодняшний день выявлен только среди ингушей. Курс-харс был далеко не у всех и, как отмечает Е.И. Крупнов, его носили лишь женщины из зажиточных семей. По мнению Л.П.  Семенова, ингушские женщины носили этот головной убор с ХVII века до начала ХIХ века, а Е. Крупнов считал, что с ХV по ХVII  век [1, 73]. Видимо, этот вопрос должен стать предметом дальнейшего исследования хотя бы потому, что в 1990-1991 гг. археолог Р.А. Арсанукаев выявил этот тип головного убора и в склепах Майсты Горной Чечни.

Глядя на него, человек, видевший его впервые, приходил в изумление. Е.И. Крупнов, Л.П. Семенов, В.Б. Виноградов [2] и другие исследователи в результате раскопок представили нам различающиеся между собой формы кур-харса. По сей день сохранилась его архаичная форма – ингушская шапочка – кий, которая нашла распространение у ряда народов Северного Кавказа.

Как рассказывала 90-летняя Ашата Балгаева родом из с. Элистанжи, она сама не видела указанный головной убор, но запомнила услышанное от своей бабушки: «Прежний кур-харс шили из выделанной, с подстриженным ворсом шкуры, его обшивали цветной шелковой тканью и разноцветными нитками. Это был рогообразный высокий головной убор, который подвязывался шелковыми лентами под подбородком. У кур-харса сзади был один шов и к высоте он сужался. Был он и другого вида, который шили из домотканой шерсти, делая подкладку.

Женщины из зажиточных семей шили кур-харс из цветного шелка и бархата. Бедные – из простого материала и вышивки было поменьше» [3, 10]. Головной убор, представленный Е. И.  Крупновым как кур-харс, более низкий, по лбу расшит серебряными пуговицами [1, 52]. Е. И. Крупнов отмечал, что «М.  Герасимов, восстанавливая облик женщины по черепу из исследованного нами Нестеровского могильника У в. до н.э., установил грациозность лицевых костей черепа, присущую и современным горянкам Чеченской и Ингушской республик. А реставрируя (по останкам украшений) женские головные уборы на черепах из Нестеровского и Харачоевского могильников, он создал форму убора, близкую как средневековому ингушскому кур-харсу, так и современным северо – кавказским головным уборам, например, чеченским» [1, 74].

Языковед И.Ю. Алироев [4, 80] указал на то, что «слово кур-харс образовано из двух компонентов, первый из которых кур означает: 1) рога оленя, кочкаря; 2) чуб, локон, прическа женщины, а семантика второго харс неясна. По нашему мнению, слово кур-харс вошло в научную литературу в искаженной фонетической транскрипции.

В селе Арамхи (Ингушетия) во время полевой работы мы встретили старушку, которая по нашему устному описанию этого головного убора вспомнила его название, утверждая, что ей в детстве пожилые люди рассказывали, что, якобы, более состоятельные женщины – ингушки в бытность свою носили шелковые дорогие шапки с двумя чIугулами, называемые кур-хьарс (аш). Значит, второй компонент данного слова звучит не как харс, а как хьарс. Известно, что в вайнахских языках наличествует древний глагол хьарса, означающий «посыпать, обсыпать чем-либо, прикрывать чем-либо (отсюда хьаьрса – рыжий, обсыпанный веснушками). Итак, понятие кур-хьарс буквально означает женскую прическу или накидку на женскую голову.

Как видно, кур-харс был самобытным ингушским головным убором, который определенно датируется средневековьем.

Один из элементов наряда ингушской невесты – шапочка кий представляется нам пережитком кур-харса. Как отмечали информаторы, осетины, адыги, абазины, черкесы переняли этот головной убор у ингушей. Кий шили из желтого, красного, голубого, зеленого бархата и шелка. Гордились позументами и разноцветными шелковыми кантами, изображающими национальный орнамент. Подобную шапочку носили молодые девушки и невесты до свадьбы. Чеченские девушки, по свидетельству информаторов и данным литературы, шапочек не носили. Нет их и в собраниях краеведческих музеев. Девушки из Ингушетии, особенно из зажиточных семей, надевали на свадьбу шапочки с вышивками в виде усеченного конуса, заимствованные у осетин.

Значительный интерес представляет терминология женских головных уборов народов Северного Кавказа, в особенности замужних женщин. Например, узел головного платка замужних женщин, завязываемый на темени, в Кабарде называется рог – бжьакъуэ. По-карачаевски такой же узел называется чох – гребень, чуб. Это значение близко к ингушскому кур-харс, где кур обозначает рог, чуб, хохол. Женский головной убор у осетинок носит название гопп, обозначающее хохол, гребень у птиц, так же чIугал у ингушей.

Рогатые головные уборы замужних женщин встречались и у других народов, например, у русских – кичка рогатая, которую также носили только замужние женщины. Рога, петушиные гребни, по-видимому, связаны с древними магическими представлениями.

Конечно, эти выводы не исчерпывают все вопросы, возникающие при изучении кур-харсов. Этот древний вид одежды женского головного убора нуждается в последующем исследовании.

Л.М. Гарсаев, Т.С. Шаипова

Источник: wainkert.com

checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Время в Грозном

   

Календарь новостей

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Смотреть все новости

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЕЙ

Вайчат

Это интересно

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"