Мультипортал о Чеченской Республике

ЧЕЧНЯ. Встречи российских императоров с чеченками


Просмотров: 597Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

ЧЕЧНЯ. Встречи российских императоров с  чеченками
ЧЕЧНЯ. Встречи российских императоров с чеченцами (тем более с чеченками) в исторической литературе практически не освещались, никогда эта тема не являлась предметом специального исследования учёных. Сохранились лишь отдельные архивные документы, свидетельствующие о довольно ярких, запоминающихся встречах императоров с чеченцами в разные годы, во время и после завершения Кавказской войны, как на военной периферии, так и в столице империи, на личных приемах у императора. На приеме у Российского императора в Петербурге побывали не только чеченцы, но и чеченки.

Таймасха Молова. Одной из них была молодая девушка Таймасха Гехинская или как ее иногда называют Таймасха Малова (в некоторых документах ее фамилия пишется, как «Молова»или Майлин Таймасха), из чеченского селения Гехи. Т. Малова, чеченская девица-кавалерист, попала на прием к императору при весьма трагических обстоятельствах. В апреле 1842 года подполковник Сулимановский близ урочища Большой Яндырки, Назрановского участка Терской области взял в плен группу чеченцев, воевавших под предводительством шамилевского наиба Ахверды-Магома. При разборе пленников, один из них, назвавшийся Тамаханом Маловым, оказался женщиной. Она объявила русским, что уже более 10 лет «принимает участие в набегах…» Таймасха хорошо знала военное дело, воины ее славились храбростью. Т. Малова была командиром чеченского отряда. В последнем бою Таймасха для мужчин стала примером отважной борьбы с противником. Таймасха не сдалась врагу. Она попала в плен израненная, в тяжелом состоянии. Известно, что Таймасха была ранена в рукопашной схватке ударом вражеской сабли в голову, кроме того ее ноги несколько раз были проколоты штыками и простреляны пулями.


Император Николай Павлович, узнав об этом случае из журналов военных действий, заинтересовался женщиной-воином и приказал доставить ее в Петербург, причем он захотел ее увидеть в том самом костюме, в котором она воевала. В июле 1842 года Малова прибыла в столицу и была представлена императору. Уже более 100 лет передаются из уст в уста слова чеченской девушки, смелые и дерзкие, брошенные в лицо самому царю… Когда император спросил Таймасху: «Если я тебя отпущу на свободу, то прекратишь войну?». Таймасха глядя прямо в его глаза, ответила: – «Войну ведешь ты. Ты ее и начал. Если прекратишь войну, то и я прекращу сопротивление»! Рассказывают, что Николай был так поражен умом и красотой девушки, что с миром отпустил ее на родину.


Не осталась девушка и без царского подарка. Таймасха Малова получила от императрицы золотую цепь с каменьями, для ношения на шее. Генерал-адьютанту А.И.Нейдгорду было приказано назначить Маловой место жительства по своему усмотрению и установить за ней постоянный надзор. Запрошенный по этому поводу начальник Левого фланга Кавказской линии генерал Р.К.Фрейтаг сообщил, что Малова – уроженка Большой Чечни, где у нее живет отец и другие родственники. Фрейтаг высказал мысль, что удобнее было бы ее поселить в крепости Грозной, но, по его мнению, «…никакой присмотр не может ее удержать от побега в Чечню» и, потому он считает, что лучше прямо отпустить ее на родину, «…где своими рассказами об Императорской фамилии она принесет гораздо больше пользы, чем пребыванием в Грозной, которое считает для себя наказанием…».


А.И Нейдгард, однако, не счел возможным отпустить Малову к родственникам и она осталась в крепости Грозной. Здесь Малова жила в крайней нужде и, не решаясь продать в частные руки пожалованную ей золотую цепь, просила разрешения представить ее обратно императору с тем, чтобы ей была выдана стоимость подарка (1). В то время подарки императора делились на простые и вензельные с изображением «Высочайшего имени Его Императорского Величества». За простые подарки можно было получить деньги, а подарки с вензелем императора жаловались чинам не ниже V класса и ценились очень высоко (2). В конце 1843 года последовало Высочайшее повеление оставить цепь в руках Маловой и выдать пленнице пособие в 200 рублей серебром.


Медина Мударова.  Другая прославившаяся в то время чеченка - Медина Гуданатовна Мударова, из Старых Атагов, была женой начальника Аргунского округа – полковника Александра Ипполитова. Для Александра это был второй брак. В крещении Медина стала Евгенией Мударовой. У них родились дети: Владимир (1 февраля 1860); Александр (8 июля 1862); Борис (28 июня 1863); Константин (26 июля 1867); Николай (26 сентября 1869); Ольга (2 февраля 1856); Наталья (9 февраля 1865). И жена и дети были православного исповедания (3).


Воспользовавшись своим служебным положением, Александр Ипполитов назначил родственников своей жены участковыми начальниками в своем округе, выделил им крупные земельные владения (4). Самому Ипполитову 8 декабря 1870 года был пожалован участок земли в 1010 десятин 975 сажень в вечное и потомственное владение. Из этого участка удобной земли было 996 десятин 975 сажень, занятых: под лесом 749 дес.975 саж., под лугом 245 дес. 1200 саж., под хутором 1 дес. 1200 сажень. План участка был утвержден 21 сентября 1873 года (5). Семья Ипполитовых была весьма зажиточной. Медина (Евгения) Мударова всю жизнь одевалась в белую одежду (мужскую или женскую), ездила на белом арабском скакуне, носила оружие.


Александр Ипполитов во время Кавказской войны был ранен шашкой в верхнюю часть правого плеча, пулей в правую ногу, пулей в лобную кость, поэтому и скончался довольно рано. Вдовствующая Медина осталась с 7 маленькими детьми на руках. Находясь в отчаянном положении Медина (Евгения) совершила беспримерный для того времени пробег на своем арабском скакуне от горского аула Шатой до столицы России – Петербурга, чтобы ближе познакомиться с родиной мужа – Россией и добиться приема у императора. Медина была принята при Дворе, ей были оказаны знаки внимания. А когда она вернулась в Чечню, вслед за ней пришло письмо от царя, по которому ее покойному мужу назначалась пенсия.


После смерти А.Ипполитова село Харсеной стали называть «Меднин мохк» (по имени жены Ипполитова – владевшего землями этого села), позднее село называлось «Колин – мохк» (по имени их сына Николая). Николай Ипполитов, младший сын полковника А. Ипполитова продал пожалованные отцу земли их бывшим владельцам и уехал жить в Россию. Марина, внучка Медины и Александра Ипполитовых жила во Франции, на конкурсе красоты в Париже заняла 1 место (6).


Подведем итоги. Самоотверженную, важнейшую роль играли чеченские женщины в истории своего народа, особенно ярко это проявлялось в годы испытаний, во время тяжелых и кровопролитных войн. На долю женщин выпадали не только поддержка очага в доме, воспитание детей, ведение хозяйства, но им даже приходилось брать в руки оружие, чтобы защитить своих близких и свою землю. В чеченском обществе во все времена женщина пользовалась особым уважением, ее оберегали, ее воля и слово часто оказывались решающими, одно только движение ее руки могло остановить самую яростную схватку между мужчинами. Народная мудрость является отражением души нации, ее знаний и красоты. Старинное чеченское предание гласит: «Были у вайнахов три богини (три гурии) - Маьлха Аьзни (Богиня красоты), Дика (Богиня добра, аналог Древнегреческой богине), Богиня Дари де Куока, или Маша бузу Куока (Богиня мира), которая ткала «материю», т.е. мир. Когда у богини Маша бузу Куоки обрывалась нить, то, по преданию, между народами начиналась война и продолжалась до тех пор, пока она не соединит нить. То есть, если богиня ткала, то народы жили в мире» (7). Таким образом наступление войны и ее завершение зависело от женщины.


Примечания


(1) Вейденбаум Е. Чеченская девица-кавалерист // Иллюстрированное приложение к газете «Тифлисский листок» № 4. Тифлис 1889. С. 2.
(2) Кузнецов А. Награды: энциклопедический путеводитель М. 1999. С.16.
(3) ЦГА РСО-А (Центральный государственный архив республики Северной Осетии-Алании) Ф 12. Оп.2 Д.1101. Л. 63.
(4) Иванов А.И. Национально-освободительное движение в Чечне и Дагестане в 60-70-х гг. XIX в. // Исторические записки. Т.12. М.1941. С. 166.
(5) РГАДА (Российский государственный архив древних актов) Ф 1354 Оп.1274 Д.И-1. Л.1.
(6) Сулейманов А. Топонимия Чечни. Нальчик 1997. С. 413.
(7) Чеченский эпос // Голос Чечено-Ингушетии. 10 апреля, 1991. С.2.

checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Безопасность на дорогах

Время в Грозном

   

Календарь новостей

«    Декабрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Смотреть все новости

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЕЙ

Вайчат

Это интересно

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"