Средневековый еврейский путешественник о горе Арарат, Ассирии и Ниневии.


Просмотров: 297Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Средневековый еврейский путешественник о горе Арарат, Ассирии и Ниневии.
Вениамин (Бен-Иона) Тудельский (по еврейски его ФИО בנימין מטודלה‏‎, Биньямин ми-Тудела) (год рождения неизвестен - умер около 1173 года), испанский еврей из города Тудела, в Наваррском королевстве в XII веке, раввин и по совместительству купец. По торговым дела в 1165—1173 годах объехал полмира, попутно посещая святые и памятные для иудеев места и еврейские общины, разбросанные по миру. Свои путешествия он описал в путевых заметках, позже скомпилированных в книгу "Книга странствий раби Беньямина". Впервые книга была издана в Константинополе в 1453 году на иврите. Латинский перевод его текста был популярен в Европе XVI века. Русский перевод появился в печати в 1881 году. Помимо прочего, раби Вениамин посетил земли древней Ассирии, а также упоминает о горе Арарат, где по легенде причалил ковчег Ноя после Всемирного потопа.

НО! ... Под Араратом (вопреки иногда озвучиваемому исследователями заблуждению) Вениамин имеет ввиду не традиционно отождествляемую с библейским Араратом в армянской и европейской традициях гору Масис (тюркское название Агри Даг), а располагающуюся намного южнее гору Джуди, которая считается местом высадки Ноя сотоварищи в ассирийской и исламской традициях.

Вот что пишет раввин-путешественник, а заодно и про древние земли Ассирии и её столицу Ниневию:

Далее два дня пути до города Гезир-бен-Омар, построенного на острове посреди реки Тигра [Библейское название реки Тигр, которое употребляет автор, — Хиддекель (Быт. II, 14)], у подножия горы Арарата, на расстоянии в четыре мили от того места, где остановился ковчег Ноев. Омар ибн аль-Хаттаб снял ковчег с вершин двух гор и выстроил из него мечеть для измаильтян. Вблизи ковчега существует по сие время синагога Ездры Софера, куда в девятый день месяца ава приходят евреи из города молиться. В городе Гезире до четырех тысяч евреев, и во главе их: р. Мовхар, р. Иосиф и р. Хийя. Отсюда в двух днях пути лежит город Аль-Моцал [Современный Мосул в Ираке], это древний Ашшур Великий; в нем до семи тысяч евреев, и во главе их: р. Закай, князь из рода царя Давида, и р. Иосиф, именуемый бархан алъ-фалак [“Глубокий знаток небесного свода” (араб.)], астроном царя Зинеддина, брата Нуреддина, царя Дамасского. Здесь начинается Персидское царство. Помянутый город весьма обширен еще с древних времен, расположен на берегу Тигра и соединяется мостом через эту реку с древнею Ниневиею, от которой хотя остались одни развалины, однако там видно еще много деревень и населенных мест. Ниневия отстоит на расстоянии одной фарсанги от города Арбала [Древнее название — Арбела, современное — Эрбиль.] и лежит на берегу Тигра. В Ашшуре же существуют три синагоги пророков: Авдия, Ионы, сына Манафиина, и Наума Елкосеанина.
[Перевод на русский П. В. Марголина. 1881 год. Текст воспроизведен по изданию: Три еврейских путешественника. М. Мосты культуры. 2004]


Прежде всего Гезир-бен-Омар это современный город Джизре в Турции. Расположенный на берегу и на островах в верхнем течении реки Тигр. Название города переводится с арабского как остров. Город Джизре, современный вид.Горный хребет и её самая высокая вершина Джуди, которую считали местом высадки Ноя ассирийцы и мусульмане, расположена неподалёку от этого города. Хотя с расстоянием от города до неё путешественник мог и быть и не очень точен, современных средств измерения расстояний у него под рукой не было. Расположение города Джизре и горы Джуди на карте. Однако, в любом случае Джизре и хребет Джуди находятся в более чем 320 километрах юго-западнее Арарата армянской традиции. Расстояние между армянским (ныне турецким) Араратом и Араратом, упоминаемым Вениамином Тудельским.К слову, именно с провинцией Джизре связана одна из последних в новейшей истории попыток восстановить ассирийскую государственность, пусть и под французским протекторатом

Что касается Ассирии. Во-первых, еврейский путешественник пишет об Ашшуре Великом, что может означать как собственно город Ашшур, (отнюдь не уничтоженный во время гибели Ассирийского государства, а продолжавший существовать и позднее, пусть и как небольшое поселение, и окончательно заброшенный только в начале II тысячелетия нашей эры), так и в более широком смысле территорию исторической Ассирии. Также раби Вениамин пишет о Ниневии, находящейся недалеко от Мосула, упоминая, что, хотя она и была разрушена в древние времена, но на её месте продолжают существовать много населённых пунктов. Это согласуется с приводимыми мною в статьях по теме данными других авторов с античных времён и до Нового времени (раз и два). То есть память о Ниневии и её местоположении продолжала жить, и, стало быть английский археолог Остин Генри Лэйард определённо знал, где начинать копать.

P. S. Отмечу также, первоначально именно с горой Джуди была связана популярная в Армении, а затем и в Европе легенда о восхождении на гору святого Якова епископа Низибийского (по армянски Акоп Мцбнеци) и обретении им частицы Ковчега Ноя. И лишь потом место её действия было перенесено на нынешний Арарат-Масис.

Источник: История и агиография | Дзен 

checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Безопасность на дорогах

Время в Грозном

   

Календарь новостей

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Смотреть все новости

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЕЙ

Вайчат

Это интересно

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"