Мультипортал о Чеченской Республике

ЧЕЧНЯ. Аккинцы - субэтнос чеченского народа


Просмотров: 1 113Комментариев: 0
ЧЕЧНЯ. Аккинцы - субэтнос чеченского народа
ЧЕЧНЯ.  Аккинцы — субэтнос чеченского народа, судьба которого является одной из наиболее трагичных среди населения Северного Кавказа. Чеченцам-аккинцам не раз приходилось по своей или чужой воле покидать регионы исторического проживания. Несмотря на это, народ сохранил национальную самоидентификацию и память о героическом прошлом предков. Численность аккинцев достоверно неизвестна, так при переписи населения в 2002 г. многие аккинцы указывали себя как чеченцы. Официально признали себя аккинцами 218 человек, в то время как в 1963 году их было около 28 тысяч человек.

Аккинцы говорят на аккинском ди­алекте чеченского язык. До середины XX в. некоторыми исследователями нахских языков признавалось суще­ствование самостоятельного аккинского языка. Другие уче­ные считают, что язык аккинцев занимает промежуточное положение между че­ченским и ингушским языками, в нем сохранились и более древние формы вайнах- ских языков. По мнению третьих исследователей, выделение ак­кинского языка-диалекта из вайнахской общности, в которую входили будущие чеченцы и ингуши, произошло относительно поздно — в течение XVII в., и с этого времени можно говорить о его самостоятельном развитии. Ныне он признан одним из более отдаленных диалектов чеченского языка, сохранившим отчетливые следы близости с ингушским языком. Язык ак­кинцев претерпел определенныее изменения в лексике и фонетике под влиянием кумыкского и в гораздо меньшей степени ногайского языков.

Краткая история аккинцев. Аккинцы — потомки переселенцев из Чечни (общество Аккий), основавших в Терско-Сулакском междуречье Ауховское общество, вошедшее позднее в Хасавюртовский округ.Аккинцев Дагестана называют также ауховцами: ряд исследователей считает, что термин произошел от кумыкского топонима. Другие придерживаются мнения, что слово восходит к древним нахским языкам. Так или иначе, со временем экзоэтноним начал восприниматься народом в качестве самоназвания, одно из поселений аккинцев носит имя Аух.
Дагестанские чеченцы-аккинцы обитают в двух природно-климатических зонах: пред­горьях северных склонов Андийского хребта (Новолакский и Казбековский рай­оны) и юго-западной части Кумыкской равнины (Хасавюртовский и Бабаюртовский районы). В XVI веке в русских документах упоминается Ших-мурза Окоцкий — предводитель и военно-политический деятель нахской народности ококи, наиболее вероятно — аккинцев; сын предыдущего предводителя ококов — Ушары-мурзы Окоцкого. С появлением в Терском городе Окоцкой слободы ауховцы, наравне с другими северокавказскими народами, начинают втягиваться в общероссийскую торговлю, в частности, с такими городами, как Астрахань и Москва.
Вероятно, первые контакты и основу для сотрудничества между предводителями ококов и Русским государством заложил отец Ших-мурзы — Ушары-мурза. Он вступил в подданнические отношения с русскими властями в период основания царём Иваном IV Грозным первых городков-укреплений в долине Терека. В 1567 году здесь, в районе впадения в Терек Сунжи, русскими был построен острог — первые Терки.

По поводу происхо­ждения, этнической принадлежности аккинцев-ауховцев, времени переселения и образования Ауховского общества в Дагестане и другим вопросам имеются различные, порой противоречивые сведения и гипотезы. Ауховский район, образованный в 1943 г.Ауховский район, образованный в 1943 г.Самая ранняя, устная версия происхождения аккинцев из Акки-лам приводится в известной работе Башира Далгата «Первобытная религия чеченцев», в которой он цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год.:

Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам; там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца. Роды нахчи (чеченцев) ели тогда свинину и были «русские», т.е. христиане. Судя по тому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно, они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость. Пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение.

Как следует из преданий  аккинцев, их предки примерно в конце XVI – начале XVII в. в силу ряда социально-экономических, демографических и дру­гих причин (войны с соседними чеченскими тайпами и грузинами и т.д.) вынуж­дены были покинуть места своего древнего обитания в Лам-Акки и, постепен­но двигаясь на восток, расселились по долинам р. Мичик (ныне Ножаюртовский р-н Чеченской Республики), а затем двинулись под давлением калмыков, первое крупное столкновение с которыми произошло в 1644 г. Примерно во второй половине XVII в. аккинцы переселились в горы к р. Ямансу, где и об­разовали свои поселения.

Гидронимия и топонимия среднего течения междуречья Аксая и Акташа, где поселились аккинцы, как отмечает чеченский исследователь свидетельствует о том, что до появления на этой территории аккинцев или ауховцев там жили кумыки. Письменные источники XVIII - начала XIX в. также подтверждают, что аккинцы расселились на зем­лях, принадлежавших кумыкским (эндиреевским) князьям, которые взяли их под свое покровительство.

Ауховское общество формировалось из представителей различных вайнах­ских тайпов. Так, аккинцы из тайпа Парчхой основали два селения: Шир-юрт (Юрт-аух ) и Парчхой (Акташ-аул), а выход­цы из тайпа Щечой (карабулаки) — село Цечой (Кишень-аух). Несколько позже выходцы из ичкерийских тайпов, представляющих горных чеченцев и другие основали еще не­сколько селений на территории Ауховского общества.
По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы происходят из Щечой тейпа (карабулаки). При этом орстхоевский (карабулакский) тайп Щечой известен и в на­стоящее время среди ингушей. По мнению некоторых исследователей, именно карабулаки и составляли большую часть первых аккинцев, однако поскольку ядро первопоселенцев в Аухе составляли аккинцы, то языком общения, а вслед за этим и род­ным языком стал аккинский.
Другая этническая группа дагестанских чеченцев, качкалыки, обосновалась примерно в конце XVII-XVIII вв. севернее Ауховского общества в шести селениях, располо­женных на этнической территории аксаевских кумыков на стыке нынешних гра­ниц Дагестана и Чечни. Переселение чеченцев из Чечни в ауховские селения продолжа­лось в XIX в. и позже, вплоть до начала 1944 г. В ауховских селениях оказались также представители соседних этнических общностей: кумыков и аварцев.
Ауховцы продолжали быть в зависимости от эндиреевских князей вплоть до 1840 г., когда во время национально-освободитель­ной борьбы горцев имам Шамиль освободил их от податей за участие в движении. В 1841 г. во время карательной экспедиции царских войск в Аух были истреблены около 250 семейств, т.е. половина все­го Ауховского общества. За участие в восстаниях 1867 и 1877 гг. часть жителей ауховских и других чеченских аулов была переселена в равнинные селения Кумыкского (Хасавюртовского) округа.

В 1860 г. после образования Дагестанской и Терской областей Ауховское общество вошло в состав Кумыкского (позднее — Хасавюртовского) округа Терской области, переименованной в в 1920 г.в Горскую Республику. После многократных обращений ауховцев с просьбой создать националь­ный район указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 октября 1943 г. за счет разукрупнения Хасавюртовского р-на ДАССР было принято решение об образовании Ауховского р-на с центром в селе Ярыксу-аух.
23 февраля 1944 г. все чеченцы и ингуши, проживающие в Чечено-Ингуш­ской АССР и прилегающих к ней территориях, в том числе и Дагестанской АССР, были выселены в различные районы Казахстана и Киргизии.

В июне 1944 г. Ауховский район был переименован в Новолакский с центром в селе Ново­лакское (бывшее село Банайаул), изменению подверглись и названия всех насе­ленных пунктов; при этом два сельсовета - Сталинаульский (быв. Акташауховский) и Калининаульский (быв. Юртауховский) - оказались переданы в Казбековский район. В селения дагестанских чеченцев были принудительно пересе­лены лакцы (в Новолакский район), аварцы (в два селения бывшего Ауховского района, переданных в Казбековский), кумыки (в три селения Хасавюртовского района).
После выхода указа от 9 января 1957 г. “О восстановлении Чечено-Ингушской АССР” в Дагестан в 1957-1963 гг. вернулись более 28 тыс. чеченцев. Кумыки же, переселенные в 1944 г. в чеченские селения Хаса­вюртовского района, не дожидаясь официальных решений, за счет собственных средств предпочли вернуться в свои селения Альбурикент, Кяхулай и Тарки.

Традиционные промыслы. Основным традиционным занятием дагестанских чеченцев являлось земледе­лие (ячмень, пшеница, кукуруза, табак, овощеводство), сочетавшееся с животно­водством - содержанием крупного рогатого скота (буйволы, быки, коровы) и ов­цеводством (овцы, козы). Под влиянием кумыков, широкое развитие у дагестанских чеченцев получили огородно­бахчевые культуры: лук, чеснок, черемша, фасоль, перец, тыква, арбуз и др.

Скотоводство чеченцев имело мясо-молочное направление. Коневодство у чеченцев играло второстепенную роль, лошадей любили и использовали в ос­новном для верховой езды, а также при обмолоте зерновых. Важную роль в хозяйстве чеченцев играли кустарные промыслы. Немалой популярностью пользовалось чеченское сукно, из которого шились черкески, башлыки и др. Высокое развитие получило оружейное производство. У аккинцев богато представлены как танцевальное искусство так и му­зыкальные инструменты: барабан, бубен, зурна, гармоника и др.

Традиционная одежда. Го­ловными уборами мужчин (кюд) были высокие овчинные папахи, войлочные шляпы, обувью служили сапоги, сшитые из сукна, сафьяна, овчины. Костюм ук­рашали пояс, кинжал. Основными частями женской одежды были широкая, длинная туникообразная рубаха и штаны, а также бешмет и праздничное рас­пашное платье гIабали с нагрудником и поясом.
Головные уборы отличались разнообразием, большие и малые платки, шелковые платки, шали, под которые надевали чухту. Обувью служили чувяки и праздничные туфли с высокими носками, без задников, на твердой подошве, с каблуком. Большим разнообразием отлича­лись женские украшения: серьги, кольца, браслеты, ожерелья. В женской оде­жде значительную роль играл цвет: молодые женщины предпочитали яркие, привлекательных тонов платья и легкие платки (в том числе с блестками); за­мужние - более скромные, а пожилые - серые и темные цвета одежды.

Известные аккинцы. 
Некоторые известные аккинцы: Ханпаша Нурадилов — герой Советского Союза.
Имам Алимсултанов — певец и композитор.
Артур Бетербиев — боксёр, чемпион мира и Европы.
Сайтиев Бувайсар — борец вольного стиля, трёхкратный олимпийский чемпион.
Джамал Отарсултанов — борец вольного стиля, олимпийский чемпион.в



checheninfo.ru

Добавить комментарий

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ НОВОСТЕЙ:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Декабрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru       checheninfo.ru

Смотреть все новости

Наши последние опросы


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"