Астрономы впервые зафиксировали свет звезды, отраженный от экзопланеты

Астрономы впервые зафиксировали свет звезды, отраженный от экзопланеты

В 2012 году астрономы также смогли уловить свет, отражённый экзопланетой, однако тогда речь шла об инфракрасном излучении. Она также оказалась прототипом горячих Юпитеров — класса планет, близких по размерам и массе к Юпитеру, но расположенных очень близко к материнской звезде.

Первый в истории прямой спектр оптического излучения, отраженного от поверхности экзопланеты 51 Pegasi b, получен в обсерватории ESO Ла Силья в Чили со спектрографом HARPS — инструментом, который называют «ловцом экзопланет». Блик от планеты ученые определяли сравнивая его спектр со спектром звезды, вокруг которой она вращается. Альтернативный подход состоит в наблюдении за системой, когда звезда проходит перед планетой, которая в первую очередь предоставляет информацию о температуре экзопланеты.

Новая техника не зависит от планетарного транзита, так что может быть использована для изучения гораздо большего количества экзопланет. При этом он обладает почти в два раза большим радиусом и двигается по орбите со скоростью 133 км/с. Планета обладает сильным альбедо (способностью отражать свет) равным 0,5, что согласуется с данными о других газовых гигантах.

Сигнал планеты также легко искажается различными шумами и эффектами. В условиях такой неблагоприятной обстановки, методика, применяемая к данным HARPS, собранных на 51 Пегаса b, обеспечивает чрезвычайно ценные доказательства концепции.

Полученные результаты являются очень важным для ученых, поскольку они позволят им определить некоторые физические свойства планеты, такие как ее масса, характер атмосферы и наклон ее орбиты.

Оказалось, что масса 51 Pegasi b составляет примерно половину массы Юпитера, а наклонение ее орбиты по отношению к лучу зрения земного наблюдателя — около девяти градусов. «Кроме того теперь мы можем оценить отражательную способность планеты, а исходя из этих данных спрогнозировать состав поверхности объекта и его атмосферы», — объясняет Джорж Мартинс. Что же касается размеров планеты, то, по всей видимости, в диаметре она превосходит Юпитер. Тело находится около своей звезды и относится к горячим юпитерам. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют о том, что от этих технологий ещё рано полностью отказываться.

Со тех пор было открыто множество планетных систем (на сегодня уверенно известно более 1900 экзопланет в 1200 системах).

Научная статья группы Мартинса была опубликована в издании Astronomy & Astrophysics.