NASA обнаружили кольца вокруг черной дыры

NASA обнаружили кольца вокруг черной дыры
Ученые объединили данные из наблюдений двух космических телескопов NASA и партнеров: Chandra и Swift.

Фотографиями Сатурна с системой его колец никого не удивишь. Но мало людей знает, что кольца имеют также другие планеты-гиганты: Юпитер, Уран и Нептун. В частности этот момент даже показан в фильме Ad Astra, в котором герой Брэда Питта героически «пробивается» через кольца Нептуна. Но недавно в NASA заявили, что были обнаружены кольца вокруг черной дыры. Похожи ли они на кольца планет, передает Хроника.инфо со ссылкой на 24 Канал.

V404 Cygni – это двойная система, состоящая из черной дыры и звезды-компаньона, которая теряет свою массу. Расстояние до системы составляет около 7 800 световых лет. Чтобы выявить систему колец вокруг черной дыры, ученые объединили данные из наблюдений двух космических телескопов NASA и партнеров: Chandra и Swift.

Как образовались кольца в системе V404 Cygni

Черная дыра расположена очень близко к звезде-компаньону. Из-за этого звезда теряет массу, которую поглощает черная дыра.

И это вещество «съедается» не сразу, а постепенно. Сначала она закручивается и образует так называемый аккреционный диск. Вещество в этом диске вращается вокруг черной дыры, разогреваясь и излучая в различных диапазонах волны. Со временем вещество аккреционного диска будет поглощено черной дырой.

Диск состоит из газа, пыли и других элементов. Например, так называемой парной плазмы, состоящей из электронов и аналогичных частиц антиматерии – позитронов.

Вспышка 2015 года

В 2015 году телескопы зафиксировали мощные вспышки в системе V404 Cygni. Они сделали систему ярким объектом в рентгеновском диапазоне на всей небесной сфере.

Причиной вспышек, как считают ученые, стало критическое накопление материала в аккреционном диске. Такие события происходят с примерной периодичностью в 20 – 30 лет.

Формирование колец

Вспышка 2015 года породила световое эхо. Это феномен, когда свет отражается от других объектов. В нашем случае свет отразился от аккреционного диска, который фактически и стал причиной его образования во время вспышки.

Более того, свет отразился от газопылевого диска несколько раз, что привело к образованию концентрических колец. Всего ученые зафиксировали 8 таких «обручей» вокруг черной дыры.

Имеют ли кольца V404 Cygni что-то общее с кольцами Сатурна

Существует несколько разногласий, которые не позволяют сравнить две системы колец:

Система колец Сатурна состоит из больших глыб льда и камней. Кольца черной дыры состоят из газа, пыли и плазмы.
Принцип образования колец кардинально отличается.
Более того, кольца Сатурна (или другой планеты-гиганта Солнечной системы) – это долгосрочное стабильное образование. Вероятнее всего, концентрические кольца V404 Cygni снова сольются в один аккреционный диск, который будет подпитывать звезду-компаньона.
Система колец Сатурна значительно сложнее. Например, она постоянно подлежит «обновлению» в результате дробления крупных обломков и выбрасывания различных элементов спутниками. Различные кольца газового гиганта словно контролируют его многочисленные спутники. Некоторые из них так и называются – спутники-пастухи.