ЧЕЧНЯ. Согласно плану царской власти терское и гребенское казачество должно было обживаться бок о бок с чеченскими племенами, дабы сдерживать, контролировать их натиск. Однако, оба народа сближала горская местность. Вольно или нет, но и те и другие понемногу обрастали связями. Например, казаки с удовольствием носили бурки, папахи, черкески, башлыки, уважали кинжалы чеченских оружейников, украшали крепкие фигуры поясами, газырями с посеребрёнными наконечниками. Оба народа слыли прекрасными наездниками. Нередко заключали обряд куначества, женились на стороне.
Герман Садулаев в своих трудах описывает процессы взаимопроникновения горской и казацкой культур, считая их взаимными и принятыми обеими сторонами. Например, писатель считает, что вайнахи, спустившиеся с гор обживать равнинную местность, научились у казаков разбойничать, ватажничать, показывая безудержную смелость, отвагу, лихое молодечество.
Во время Кавказской войны нередко казаки переходили на сторону горцев, и в этом нет ничего удивительного. Помимо сближающего фактора традиций сыграла свою роль и религия. Многие казаки были мусульманами, они не понимали, как можно воевать против единоверцев. Другие бежали, пытаясь отбиться от русской армии, спрятавшись под крыло Шамиля.
Пик бегства горцев пришелся на 1840-е годы, как раз в период расцвета имамата и мюридизма. Ибрагим Хаидов, историк и писатель, рассказывает об одном отличившемся казаке перебежчике Кизлярского полка. Звали удальца Байрам. Впоследствии он стал лидером у вайнахов, взяв на себя роль командующего набегами.