Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Первая Чечено-Ингушская актерская студия


Просмотров: 1 296Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Первая Чечено-Ингушская актерская студия
ЧЕЧНЯ. В 1941-м они закончили 3-й курс знаменитого ГИТИСа, но в студенческие аудитории уже не вернулись: все планы и перспективы «накрыла» Великая Отечественная. По решению руководства вуза студентки в сопровождении двух сокурсников отправились домой, в Чечено-Ингушетию. Парни в большинстве своем — около 15 человек — ушли добровольцами на фронт. Позднее, после возвращения народа из высылки, единицы бывших студийцев завершат образование в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК), остальные составят костяк Чечено-Ингушского государственного драматического театра, блистая на сцене вплоть до 60-х-80-х годов.

Шлейф уговоров, запретов, проклятий, а то и угроз родителей и братьев оставляли в прошлой жизни будущие студийцы, особенно девушки. Еще в конце 1970-х актерская стезя обычно представлялась весьма несерьезным и легкомысленным занятием для «молодых, обдумывающих житье», а за 35-40 лет до этого и подавно.  Но, как известно, магнит сцены заставляет преодолевать все запреты и предрассудки. По рассказам старожилов театра, некоторые абитуриенты 1938 года сбегали из дома, чтобы уехать на учебу в Москву.


Рассказывает Заслуженная артистка РСФСР Зулейхан Багалова: "Из ГИТИСа набирать студию приехали в 1938-м замечательные режиссеры-педагоги Минай Германович Минаев и Лидия Сергеевна Горькая. Они ездили по селам в сопровождении милиционера, прослушивали юношей, реже девушек. Потом Минай Германович отдельно добирал девушек, чтобы сравнять число студентов в женском и мужском составе студии. Перед отъездом ребят в Москву отдел культуры обкома партии закупил им национальные костюмы, мужские и женские, и гармонь. Позднее они очень пригодились, когда первая Чечено-Ингушская студия демонстрировала творческие таланты на концертных представлениях в Москве."

Заведующая литературно-драматической части театра имени Ханпаши Нурадилова Хеди Берсанукаева: "В день отъезда студии на вокзале собралось много молодежи. Ребята в черкесках и папахах, девушки в г1абли. Торжественно все, волнующе. И вдруг появляется Минай Германович – тоже в чеченской национальной одежде. Раздалось громкое «ура!», все зааплодировали. А он важно и церемонно раскланивался. Всем было весело и радостно. Студия состояла из талантливейших юношей и девушек и актеров молодого Чечено-Ингушского драматического театра. Это были Ваха Татаев – будущий министр культуры; Абдул-Хамид Хамидов — актер, позднее — драматург, театральный и общественный деятель, автор знаменитой комедии «Бож-Али», пьесы «Бессмертные» и многих других; театральный художник Магомед Магомаев – отец известного певца Муслима Магомаева; будущий директор театра Хасан Шоипов, знаменитые впоследствии актрисы Хава Хакишева, Хулимат Мустапаева, Асет Ташухаджиева и другие. Судьба этой студии известна. Ребята готовили свой дипломный спектакль «Отелло» В. Шекспира (в роли Отелло Ваха Татаев), но ему не суждено было увидеть свет рампы, грянула война; часть студийцев вернулась в Грозный и влилась в труппу Чечено-Ингушского драматического театра. Ответственность за безопасность дороги домой была возложена на Ваху Татаева и Абдул-Хамида Хамидова. а часть мужского состава студии ушла добровольцами на фронт, получив направление в Краснопресненском райвоенкомате Москвы."


После возвращения народа из депортации с довоенными студийцами ГИТИСа создавал спектакли режиссер, ныне главный режиссер театра им. Ханпаши Нурадилова Руслан Хакишев: "Самым ярким артистом характерного, острохарактерного плана был Яраги Зубайраев. В драматическом, лирико-драматическом амплуа большое впечатление производили Тамара Алиева, Хава Хакишева. Позднее – в 1970-х, Хава Хакишева мощно сыграет роль матери в моем спектакле «Кровавая свадьба» (автор Гарсиа Лорка). Артисты того поколения были очень разными по амплуа, темпераменту. Я всегда восхищался актрисами – Хулимат Мустапаевой, Тамарой Алиевой, Асет Ташухаджиевой, Хавой Хакишевой. При всех профессиональной жертвенности ни у одной из них не сложилась личная жизнь. Для многих студийцев театр был смыслом жизни.   Помню их рассказы о том, как однажды в начале Великой Отечественной войны актеров на выезде в район преследовали бандиты. Или о том, как труппа выезжала на гастроли в Армавир и попала в зону боевых действий. Работали они практически ежедневно, выезжая на ближние и дальние гастроли, нередко рискуя жизнью.


Народный артист ЧИАССР, Заслуженный деятель искусств СОАССР Амран Германович Джамаев (выпускник Чечено-Ингушской актерской студии ГИТИСа 1973 года): "Мы очень скоро втянулись в работу, тем более, что нас сразу ввели в спектакли. Играли на сцене театра и гастролировали по селам круглый год. Колесили на автобусах по сельским клубам вместе с корифеями сцены. Яраги Зубайраев, Хамид Чимаев, Абдул-Вагап Джабраилов, Хава Хакишева, Асет Ташухаджиева, Халимат Мустапаева, Асет Исаева, Магомед Хадзиев, Тамара Алиева и другие – мы застали актерское поколение, с которого начинался театр имени Нурадилова. Многие из них были студентами первой чечено-ингушской национальной студии ГИТИСа, проучились с 1938 по 1941 год – вплоть до начала Великой Отечественной войны.

… 

Большими артистами были Яраги Зубайраев, Абдул-Вагап Джабраилов, Хава Хакишева и другие артисты старшего поколения — их профессиональный уровень был для нас своего рода ориентиром. Так, мне надолго запомнился Яраги в образе короля (спектакль «Сид»), Абубешира («Бож-Али»), Халимат Мустапаева — в роли Бабаци («Бож-Али»), Хамид Чимаев — в образе Авалу («Бож-Али»). Или Хава Хакишева — в роли матери в «Кровавой свадьбе»: типичная чеченская женщина, она перевоплощалась в образ надменной испанки — пластика, осанка, взгляд производили неизгладимое впечатление! Игра наших старших коллег по сцене, точнее, проживание роли, всегда запоминались зрителю и нам, начинающим актерам. Словом, корифеи сцены начала 1970-х задавали весьма высокую «планку». И не только профессиональную. Я бы отметил типичные для них черты характера — интеллигентность, огромную любовь к сцене, к театру. При этом вне сцены они были совершенно другими людьми. Очень тепло относились к нам — к артистической молодежи, всегда с радостью принимали нас у себя дома, были удивительно хлебосольными. Многие из них остались одинокими… Актрисы старшего поколения почти все не имели своих семей. Когда их сокращали в связи с пенсионным возрастом, они уходили в никуда — детей нет, добра не нажили…

Каждый из нас мечтал приблизиться к их профессиональному уровню, к их мастерству. Кроме того, благодаря этим людям, у нас с тех самых пор сохранилось трепетное отношение к профессии, к театру."

Post scriptum. Выжившие после ВОВ и депортации воспитанники первой Чечено-Ингушской студии ушли из жизни в разные годы и десятилетия. Их сценические работы вошли в сокровищницу национального театрального искусства, в его истории навсегда остались их имена.


Зарина Висаева




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"