Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Женщина-мать в чеченском менталитете


Просмотров: 903Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Женщина-мать в чеченском менталитете
ЧЕЧНЯ. Женщина-мать заслужила уважение у всех народов, у чеченцев же она поставлена в совершенно особое положение. Самая жестокая схватка, как по мановению волшебной палочки, прекращалась при появлении среди сражавшихся женщины с непокрытой головой. Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так как он оказывался под ее защитой (а прикоснувшись губами к груди, становился сыном). Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. Для зятя почитание родственников жены («тукхум», позже «тунцхой») открывало без божественного суда врата Рая.

Мать у чеченцев произносит слова прощания перед уходом на войну или в опасный поход. Среди скупых похвал детям встречаются такие, которые трудно перевести на другой язык. Об этом повествует легенда. Две девушки пошли купаться и начали тонуть. Неподалеку оказался брат одной из тонущих. Он вытащил не сестру, а ее подругу. На похоронах мать, улучив момент, сказала сыну: «Сегодня я узнала, что у меня вырос кант (сын)». То есть она похвалила его за то, что он не поддался голосу крови и не бросился, в первую очередь, спасать сестру, а, переступив через себя, спас чужую. В противном случае все чувствовали бы себя «опозоренными» (юьхь Iаьржа, буквально: черное лицо).

Одна из особенностей чеченского быта – необыкновенные любовь и уважение к сестре. Хотя, по мусульманским обычаям, женщине отводится второстепенная роль, брат связан с сестрой особыми узами: он всячески подчеркивает свою любовь к ней, не может отказать сестре в ее просьбах, какие бы затруднения не влекло за собой их исполнение. Возможно, это связано с представлением, что только сестра согласится в Судный день разделить с братом его тяжелую ношу. Это ни в коем случае не означало, что мужчина менее привязан к матери, к жене и дочери, но само выражение чувств по отношению к сестре проявляется более открыто.

Женщина-мать (цIен нана) – хозяйка огня, тогда как мужчина отец (цIийна да) – лишь хозяин дома. Самым страшным проклятием считается пожелание, чтобы потух в твоем доме огонь.

У чеченцев существует особый институт – ухаживание за девушкой. Подробные установки дозволенного и недозволенного при этом у чеченцев уникальны даже для кавказцев. При строгой экзогамности браков (простое прикосновение осуждалось Адатом как реальное посягательство на честь, с вытекающими отсюда последствиями), общество было вынуждено установить такие формы взаимоотношений молодых, которые открывали бы перед ними широкие возможности выбора партнера. Причем девушке предоставлялись такие же права, как и юноше. Эта необходимость базировалась на том убеждении, что потомство, зачатое не по любви, ущербно, неполноценно. Для выбора супруга необходимо было подконтрольное, но широкое общение: на вечеринках – «синкъерам», работах по помощи – «белхи», у родника –«хинйист», во время специальных приглашений девушки для бесед-испытаний - «чукхайкха», «ирахь Iа».

Знакомство и встречи не допускались где попало. Например, на «синкъерам» через выбранную девушками посредницу (иногда сама хозяйка дома) парень мог у своей избранницы выяснить, согласна ли она, чтобы он за ней ухаживал. Если же юноша желал продолжить отношения («дуьнена юкъара синкъерам»), то опять-таки у девушки испрашивалось согласие на эти новые отношения. Затем девушка сообщала избраннику, что может выйти замуж. Она в знак этого давала в руки парню какую-нибудь вещь в залог: носовой платок, серьгу, колечко. Наконец, назначалось время и место, куда являлся жених с товарищами и невеста в сопровождении кого-нибудь из женщин, обычно жены старшего брата. Одарив провожавшую, самый старший из друзей жениха брал невесту за руки и произносил: «Беру в свидетели небеса и землю, отныне ты – наша невестка».

Post scriptum. Но даже если непосредственно перед свадьбой жених допускал какой-либо проступок, этого было достаточно, чтобы отказать. Брак расторгался легко и по инициативе обеих сторон. Мужу при разводе были необходимы два свидетеля, при которых он произносил: «Беря в свидетели (называет), девять раз сжигаю, то есть оставляю...». 
За время существования этого института был выработан особый язык жестов, мимических знаков. Уникально данное в народе определение этих отношений молодых – «дог даха» (дословно: вырвать сердце). Женитьба со сватовством или кражей невесты не была популярна.

С.-М.Хасиев


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"