Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Маьлхийста в чеченской истории


Просмотров: 684Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ.  Маьлхийста в чеченской истории
ЧЕЧНЯ.  Маьлхийста - одна из древних исторических областей Чечни, располагается по левую сторону ущелья реки Чанти-Аргун. Это отдельное ущелье рек Меши-хи и Бяста-хи, общей протяженностью примерно в 20 км и тянущееся в широтном направлении с востока на запад. С юга Маьлхийста граничит с территорией Грузии (Хевсуретия), на западе - с Ингушетией (горное общество Цори), на севере - с землями чеченских обществ Кей и Т1ерлой, на востоке - по другую сторону Чанти-Аргуна находится Майстинское ущелье.

Название Маьлхийста состоит из чеченского названия солнца - малх с добавлением топонимистического суффикса ист/йист. Общепризнанный перевод названия - «страна Солнца». Происхождение названия, без сомнения, связано: во-первых, с названием одного из чеченских тукхумов - маьлхи, чьей коренной территорией как раз и является указанное ущелье; во-вторых, с древним языческим культом Солнца. Таким образом, более правильным представляется перевод «страна маьлхи», а не «страна Солнца».

Чеченский тукхум - это объединение нескольких родственных по происхождению или близкососедст - вующих тейпов. Широкое распространение получил взгляд на чеченский тейп как на пережиток родовой организации и тукхум, соответственно, воспринимается как племенное объединение нескольких родов. На самом деле, чеченский тейп представляет собой оригинальную социальную структуру, соединяющую функции родственной патронимии и территориальной общины. При этом современные чеченские тейпы выросли не из классического рода, а из патронимий более позднего порядка.

Существующая до настоящего времени тейпово-тукхумная структура чеченского общества сформировалась сравнительно в недавнем историческом прошлом - после опустошительного нашествия армии среднеазиатского правителя Тимура (конец XIV в.). Она включила в себя как существовавшие ранее тукхумы и тейпы (например, тот же тукхум маьлхи) так и вновь образовавшиеся тейпы и тукхумы (например, нохчмахкой).

Верховья Аргуна, и в частности, область Маьлхийста, особенно интересны тем, что в древнейший период чеченской истории именно здесь располагался государственно-политический центр Чечни.

Чеченцев вообще принято рассматривать как народ, никогда не имевший собственной государственности, что неверно. Из современных исследователей первым на существование государства у древних нахов (прямых предков современных чеченцев, ингушей и бацбийцев) указал абхазский ученый-историк Г.Д. Гумба, который локализовал его в юго-востоку от Ставропольской возвышенности в западной части Центрального Кавказа. При этом он опирался на сообщение одного из античных авторов - Лукиана Самосатского, свидетельства древних армянских и грузинских летописей, а также археологический материал.

Интересно, что у Лукиана Самосатского это государство носит название Махлия, а народ, создавший его - махлии. Как убедительно показал Г.Д. Гумба, Махлия греческого автора не что иное, как несколько искаженное чеченское малх - солнце. Использование его в качестве этнонима можно рассматривать как явное свидетельство того, что здесь был государственный культ Солнца. Кстати, чеченское малх в качестве топонимов Малха/Малхар/Мухол широко присутствует на территории Центрального Кавказа по обе стороны Большого Кавказского хребта.

О принадлежности малхов к этническим нахам говорит и локализация государства Махлия в ареале распространения кобанской археологической культуры, датируемой обычно XII - IV вв. до н.э. В этот ареал входит обширная территория от Дагестана на востоке до верховьев Кубани на западе, включая район Кавказских Минеральных вод. На юге, в Закавказье, этот ареал включал в себя значительную часть Восточной Грузии до границ Сванетии. При этом в научной литературе неоднократно высказывалось мнение, что для высокогорных районов Центрального Кавказа срок существования кобанской культуры может быть продлен еще на несколько столетий - вплоть до III в. н.э. Более того, крупнейший советский кавказовед Е.И. Крупнов отмечал, что некоторые элементы кобанской культуры продолжали существовать в горных районах Северного Кавказа в течение многих столетий и после ее исчезновения. Например, могилы в виде каменного ящика в отдельных местностях существовали до рубежа XVIII - XIX вв.

В той же Маьлхийсте во время своей поездки мы наблюдали захоронения в виде каменного ящика, дополненные мусульманским каменным надгробным памятником (так называемый чурт). Если учесть, что окончательно ислам восторжествовал в этой области только в середине XIX в., можно прийти к выводу, что каменные захоронения по типу кобанских использовались едва ли не до новейшего времени.

Кобанская культура относится к числу наиболее развитых культур конца бронзового и железного веков. При этом есть немало признаков высокого уровня социального развития и далеко зашедшего процесса классообразования у нахов, носителей этой культуры. В частности, для кобанской культуры характерны благоустроенные поселения с мощенными булыжником улицами и площадями. Отмечаются элементы планировки с выделением мест для бытовых и производственных объектов, как, например, в Сержень-Юртовском городище (предгорная область Чечни). При этом еще в советское время был сделан вывод о том, что крупные хорошо укрепленные поселения с наличием производственных объектов на Северном Кавказе можно рассматривать как протогорода или поселения городского типа. Это говорит, как минимум, о появлении крупных племенных союзов, вместе с которыми возникают новые звенья организационно-управленческой и военной власти.

К раннему кобанскому периоду относится смена патриархального рода как основной производственной единицы большой патриархальной семьей. Тем самым возникает основа для формирования территориальной (соседской) общины, а по явление в это же время парных захоронений говорит о начавшемся процессе выделения индивидуальной семьи и возникновении частной собственности. О появлении частного землевладения свидетельствует и бурное развитие террасного земледелия.

Наконец, кобанский археологический материал рубежа V - IV вв. до н.э. указывает на резкое повышение спроса на украшения. За этим надо видеть набиравший силу процесс имущественного и социального расслоения, выделение военных вождей, жречества и знати. Появляется военная дружина (часто конная), группирующаяся вокруг вождя. При этом процесс социальной дифференциации наиболее активно шел не только на равнине, но и в горных районах, прилегавших к важнейшим торговым и военно-стратегическим путям, к числу которых на Северном Кавказе всегда относились перевальные дороги, например, через Дарьяльское ущелье.

Перевальные дороги, ведущие в Закавказье, проходят и через верховья Аргуна, в том числе и непосредственно через Маьлхийстинское ущелье. Армянские и грузинские летописи прямо говорят о том, что в этой части существовало государство нахов, которых армянские источники называют дурцк, а грузинские - дурдзуками. Достаточно четко фиксируют они и территорию, контролируемую нахами, которых армянская и грузинская историческая традиция причисляет (наряду с армянами, грузинами, адыгскими и дагестанскими народами) к числу потомков легендарного Таргамоса, сына Таршиса, внука Иафета, сына Ноева.
Кавкас - седьмой сын Таргамоса, вместе с другим его сыном - Леканом, получил надел в северных пределах: «[Земля же] к северу от Кавказа не только не была уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское. Потому-то и избрал [Таргамос] из множества двух героев - Лекана и Кавкаса. Дал Лекану [земли] от моря Дарубандского до реки Ломеке, к северу- до Великой реки Хазарети. Кавкасу - от реки Ломека до рубежей Кавказа на западе».

Лекан считается мифическим предком дагестанских народов, Дарубандское море - это Каспий, а река Ломеке - современный Терек. Таким образом, Кавкасу, общему предку нахов, досталась во владение территория от нынешней Чечни и далее на запад «до рубежей Кавказа».

Далее хроника Л. Мровели совершенно недвусмысленно указывает на то, что было государство на этой территории, в котором политическое лидерство принадлежало нахам: «В ту пору усилились хазары и начали войну с племенами леков и кавкасов. Таргамосианы в то время пребывали во взаимном мире и любви.

Над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета. Решили шестеро Таргамосианов искать помощи в борьбе против хазар. И собрались все из племен Таргамосианов, преодолели горы Кавказа, покорили пределы Хазарети и, воздвигнув города на ее подступах, возвратились».

По мнению многочисленных комментаторов, здесь речь идет о событиях первой половины I тыс. до н.э., а под «хазарами» в армянских и грузинских летописях реально упомянуты скифо-сарматские племена. Большинство историков относит появление скифов на исторической арене к VIII в. до н.э. В конце этого же столетия они появились в Закавказье, куда немногим ранее прибыли и изгнанные скифами с Северо-Западного Кавказа киммерийцы. Воевать с последними пришлось урартскому царю Русе I (Урса I).

Читать дальше


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"