Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Грузинский учёный Цихесашвили о дурдзуках


Просмотров: 911Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ.  Грузинский учёный Цихесашвили о дурдзуках
ЧЕЧНЯ. «Мнение Е.И.Крупнова о том, что этноним дзурдзуки, обозначающий вайнахов, впервые упомянут в грузинских хрониках XI в., следует уточнить: самые ранние сведения о дзурдзуках из числа грузинских исторических летописцев, даёт автор "Обращения Грузии", которое относится к IX в. Там же упомянутый факт относится к событиям 30-40 годов VI в. Во-вторых, существуют ещё более ранние источники, в которых упоминаются дзурдзуки. Так, во II-I тысячелетии до н.э. в объединении урартского царя Мана Севанского существовало племенное подразделение, носившее название "Дурдзуки"... На основе источников можно подтвердить существование географического названия дурдзуки в арабской версии "Жития Григория Просветителя" (конец III - начало IV в.), текст, по мнению Н.Марра, написан не ранее IX в. Там сказано, что после провозглашения Григория Просветителя католикосом всей Армении (конец III - начало IV в.) "он разослал по всей Армении, Грузии, Дурдзукии и Албании епископов". И.Джавахишвили не согласен с Н.Марром по поводу транскрипции упомянутого в тексте термина "Дрзкит". Н.Марр считает начальную букву "Д" ошибочным перенесением этой буквы с предыдущего слова и предполагает, что в этом месте стоит слово "Лазикит". И.Джавахишвили, опираясь на Н.Адонца, который это место переводит как "в страну дурдзуков", разделяет его версию, считая, что под этим названием подразумевается грузинское "Дурдзукети" или "Дзурдзукети", т.е. страна вайнахов - чеченцев.

Дурдзукия (как географическая местность) упоминается также в арабских источниках IX века, в сочинениях арабского писателя Ибн аль-Факих, где описано возведение Хосро Ануширваном (VI в.) в Дурдзукети 12 ворот и каменных крепостей.

Этноним "Дурдзукети", по мнению некоторых исследователей, должен был сохраниться и в "Армянской географии" VII в. В частности, они обращают внимание на упоминаемый здесь народ "Дурц(к)", который фигурирует между гудамакарцами и дидойцами. И.Гаглойти отождествляет упомянутый в "Армянской географии" - "Дурц(к)" с грузинским "дурдзуки" и отмечает, что "...дурцы - это несомненно те же самые дурдзуки". Но сегодня в грузинской историографии вопрос тождественности термина "дурц(к)", упомянутого в "Армянской географии", с грузинским "дурдзуки" уже больше не рассматривается. Совершенно правильно писали об этом в 1968 г. Р.Харадзе и А.Робакидзе: "Ни форма этнонима, ни локализация этого народа, на дают основания для идентификации этого последнего с дурдзуками".

В связи с вышесказанным важно выяснить вопрос - откуда взялось название этнонима "дурдзуки" и по какое время он существовал ("дурдзуки" встречается и в трудах историка 1-й половины XVIII в. Вахушти Багратиони - М.Ц.). Трудно сказать, на какие данные опирается А.И.Шавхелашвили, когда отмечает: "Происхождение этнонима дурдзуки остаётся невыясненным, в чеченском и грузинском языках этот этноним не находит своего объяснения и вайнахам он вообще неизвестен". Данное замечание автора противоречит его же доводам о том, что "...в грузинских письменных источниках Чечено-Ингушетия с древнейших времён упоминается под названием Дурдзукети, Дзурдукети-Глигвети... Это два географических названия Чечено-Ингушетии".

Опираясь на письменные источники (иностранные и грузинские), можно, кроме того, установить, что начиная с II-I тысячелетия до н.э. (мы имеем в виду XI в. до н.э.) дурдзуками называли вайнахов вообще, а начиная с XVIII в. встречаются и другие этнонимы для обозначения вайнахского народа.

Этноним "Дурдзуки" привлек внимание многих исследователей. А.Генко попытался объяснить этот этноним, связав его с осетинским созвучным словом, имеющим значение "яма". Такая интерпретация этнонима "дурдзуки" отвергнута советской историографией. (В.Б.Виноградов и К.З.Чокаев по этому поводу пишут: "Достаточно большое количество топонимического материала по территории современной Чечено-Ингушетии указывает на существование интересующего термина, в частности, название деревни, соответствующей названию горы Дурдзы-Дордзы").

Существование указанного термина на территории современной Чечено-Ингушетии подтверждает также Х.Ошаев, который пишет: "В Чечено-Ингушетии (с.Итум-Кале) находится гора "Дурдзук-Куорт", что означает вершина Дурдзов, что эквивалентно "дурдзуку". В сказаниях, сохранившихся у Иваненко, рассказывается, что здесь жили некие "дардыкиях", чьё место впоследствии заняли современные чеченские фамилии.

Интересное заключение по поводу указанного этнонима делает исследователь С.М.Джамирзаев. Он отмечает: "Наиболее созвучно с этнонимом Дзурдзук название чеченского общества (тайпа) Дзандак-ой или Сандакъой, локализующегося в юго-восточной части Чечни". Интересно сравнить его с названиями аулов: Дзандакъа, Дзандакъ-Ара, т.е. поле, плоскость, равнина (в Ножай-Юртовском районе) и с Сандакъа - названием горы Сандакъой-лам - гора Сандакойцев (в Советском/Шатойском районе).

По традиции автора XI в. Леонтия Мровели, история народов Кавказа начинается с первоначального заселения Кавказа неким этнонимом. В "Житии грузинских царей" он пишет: "Дурдзук.., знатнейший из детей Кавказа, пришел и сел у расщелины горы и дал ей свое имя Дурдзукети". Леонтий Мровели, таким образом, считает Дурдзука сыном Кавказа, тот же в свою очередь был сыном Таргамоса: "Этот Таргамос был сыном Тарши, племянником Яфета, сына Ноева, и был этот Таргамос героем после возведения Вавилонской башни, разделения языков и рассеяния людей по всему миру. Появились у него восемь детей, богатырей и знаменитых, имена которых: первого Хайес, второго Картлос, третьего Бардос, четвертого Мовакан, пятого Лек, шестого Херос, седьмого Кавказ, восьмого Эгрос. Все они были героями".

Леонтий Мровели при составлении истории древнейшего периода опирается, наверное, на какие-то источники, но его сведения о первоначальном расселении народов Кавказа - это только элемент той сложной мифологической концепции, согласно которой кавказские племена - это потомки внука Ноева сына Яфета, Таргамоса, и появились они на Кавказе после построения Вавилонской башни, когда разделились языки,и люди рассеялись по всему миру.

В другом месте Леонтий Мровели упоминает Дурдзуки как сына Тирефа: "А среди сыновей от Кавказа был владыка Дурдзук, сын Тирефа". Вахушти Багратиони, давая своеобразную интерпретацию этногенетической концепции Леонтия Мровели, начинает историю вайнахов с того периода, когда, по его мнению, происходит первоначальное заселение Кавказа. Он сообщает: "Кавказ покорил страну от границ Лекана до Понтийского моря, включая северные степи Кавказа, обосновался среди гор Кавказа, построил город и назвал его именем своим. Поэтому назвал он все земли восточнее Арагви (Терек. - М.Ц.) и до границ Лекани Дзурдзукией". В другом месте своего труда он даёт первоначальный вариант в слегка изменённом виде. Дзурдзук, сын Тирефа, знатнейший среди сыновей Кавказа (Кавказоса), приехал на Кавказ, нашёл самое укрепленное место, построил город и назвал его именем своим Дзурдзуки, и стала отныне называться Дзурдзукети ложбина восточнее Хеви (т.е. Терека), а ложбина западнее Хеви - Кавказом, впоследствии же Дзурдзукети или Дуалети.

По сведениям Леонтия Мровели и Вахушти Багратиони, Дзурдзук был сыном Тирефа. Но из их рассказов неясно, является ли Тиреф сыном Кавказа, или Тиреф и Кавказ - названия одно и того же эпонима.

В соответствии с грузинской исторической традицией, которая относит возникновение грузинского царства к 1-й половине IV в. до н.э. и которая именно с этой поры представляет Дзурдзукетию как четко очерченную территориальную целостность, с однородным населением, Кавказ был седьмым сыном Таргамоса и братом Картлоса. Потомком этого Кавказа был Дурдзук. Поэтому этот край, лежащий к востоку от Ломека (р.Терек. - М.Ц.) до границ Лезгинии (Дагестана) стал называться Кавказом и Дзурдзукией по имени отца и сына. Название вайнахских племён "Дурдзуки" - этноним, определенно и, при всех его упоминаниях в грузинской литературе, единообразно локализуемый между Дагестаном на востоке и ущельем р.Терека на западе. При этом "Кавкасс (иан) ни" является более широким понятием, а "Дурузукни" - понятием самой значительной части этого целого "Кавкасс (иан) ни".

Суммируя вышесказанное, мы можем сказать, что нет никаких оснований искать объяснение этнонима "дурдзук" за пределами современной Чечено-Ингушетии».

Источник: Цихесашвили М.А. Вопросы этногенеза чеченцев и ингушей в дореволюционной и советской историографии. Грозный, 1988 г.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"