Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

С. ОСЕТИЯ. Когда и как появился чудотворный образ Кавказа Моздокская икона?


Просмотров: 1 036Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
С. ОСЕТИЯ. Когда и как появился чудотворный образ Кавказа Моздокская икона?
С. ОСЕТИЯ.  «Икона славна в горах. Осетины признают её своей собственностию, питают к ней пламенную привязанность…. Армяне грегорианского исповедания чествуют икону наравне с православными… На поклонение к ней стекается множество горцев магометан, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, они принимают христианство, по той же причине мусульмане, питая доверенность к святому лику, питают доверенность и к христианству»

Приведённые выше слова написаны рукой Святого Игнатия Брянчанинова. После назначения на Кавказскую кафедру он задаётся целью – изучить образы, иконы, местные реликвии и уровень веры населения. В XIX -ом веке о Моздокской иконе знали все народы Кавказа, и священник незамедлительно решает посетить Моздок и подробно описать степень почитания образа Божьей Матери в многонациональном и разноконфессиональном регионе.

Для духовной культуры Алании и народов Кавказского хребта чудотворный образ является эпохальным и значимым. Особый интерес вызывает история появления иконы в селении Майрамыкау, расположение которого спорно, как и маршрут её перемещения вплоть до Моздока. Время и обстоятельства появления иконы худо-бедно, но известны. Судя по дошедшей информации, она появилась в Алании в результате дарения. Представители грузинской аристократии передали реликвию в руки служителей средневекового храма в XVII веке, в период, когда на территории Грузии шла ожесточённая война между княжествами. Существует мнение, что это сделала царица Тамара в XII - XIII вв., однако так говорит исключительно народная молва.

Где впервые появилась икона? Что был за храм и где он располагался? – это вопросы мучающие сегодняшних учёных. Существует предание, что одни из развалин в Куртатинском ущелье есть остатки храма, в котором икона, – «драгоценнейший дар Боголюбивой Тамары осетинскому народу», – хранилась шесть столетий, однако при изучении всех существующих точек зрений в научной среде сформировались две версии. Согласно первой – икона находилась в верховьях Куртатинского ущелья, близ села Харисджин, а согласно второй, образ впервые был замечен в соседнем Тагаурском обществе, в Геналдонском ущелье, в с. Нижний Кани. По рассказам местных жителей в нескольких десятках метров от развалин средневековой башни, примерно в одном километре к юго-западу от селения Харисджин, в местности Цазиу на пологом склоне у правого обрывистого берега р. Цазиудон, при ее впадении в р. Фиагдон близ аула Майр ӕ мыхъ ӕ у находился храм – дзуар Мады Майрам, который существует поныне.

«По рассказам харискинских стариков, икона Моздокской Божией Матери вышла из этой часовни. Харискинцы считают её особенно священной и в честь Моздокской Богоматери в этом “дзуаре” совершают моления два раза в год: за неделю до Великого поста и в Троицын день»

Иностранные и российские исследователи, посещавшие Осетию, не отмечали на собственных картах или рукописях селение Майрамыкау, потому что село стало безлюдным в середине XVIII -го века и ко времени прихода в эти места учёных, здешние постройки настолько разрушились, что его поминание в письменном перечне не имело смысла. Брошенные горные аулы быстро самоуничтожались и к началу следующего столетия руины были малозаметны и визуально малоразличимы.

Второе предполагаемое местонахождение иконы домоздокского периода относится к соседнему Тагаурскому обществу, селению Нижний Кани, что имеет неофициальное название – Майрæмыхъæу. Этот же аул фигурирует в рассказе священника Космы Токаева, который собрал все народные предания в одном поветвовании: «Драгоценный дар Тамары… икона Божией Матери около пяти веков хранилась в деревянном храме в селе Нижний Кани, недалеко от военно-грузинской дороги, какое селение и по настоящее время носит название Майрæмы-кау, т.е. селение Мариинское. Как гласит не угасшее до сих пор в народе предание, деревянная церковь в Майрæмы-кау два раза сгорала дотла, и оба раза икона оставалась невредимой, вследствие чего она сильно прославилась в народе, и на поклонение к ней народ стал приходить даже из Грузии.»

«Эта икона была в великом почтении еще в то время, когда находилась в Осетии. Самый аул, близ которого находилась церковь, имевшая в себе эту святыню, получил название аула Марии – Марьямькау. По свидетельству моздокских осетин, бывших в этом ауле, все жители его вполне уверены в том, что икона Богоматери, находящаяся в Успенской церкви города Моздока, была прежде в церкви, недалеко от их аула, и славилась чудотворениями»

В рассказе священника Косма Токаева и в других народных преданиях «драгоценный дар Тамары» несколько раз могло уничтожить пламя. Когда храм загорелся в третий раз, образ Божьей Матери исчез, и все начали считать, что икона безвозвратно утеряна, однако прошло около сорока лет и она чудом появилась у «истока черной речки между селениями Гизель и старым Кадгароном, которая по сей день носит название Майрæмы-ададжы-дон – река оврага Мариинского.».

Как икона попала в Моздок? В XVIII -ом веке горских осетин начинают теснить магометане и по зову русского правительства, они спускаются с гор на равнины. Найденную незадолго до этого икону Богородицы они берут с собой и таким образом святыня попадает в Моздок, где на протяжении девятнадцатого столетия своим ликом пробуждала и усиливала дух христианской веры, который ослабел под влиянием, распространившегося по Северному Кавказу, мусульманства. Горцы, оставшиеся здесь в XIX -ом веке, после того как икона покинула их земли до сих пор помнили чудотворный образ. Место в селе Нижний Кани, где располагался храм и трижды горел, более не восстанавливался, но земля на которой он стоял была отмечена памятником из неотесанного камня, имеющий форму столба с пустым пространством внутри, куда все приходящие верующие клали приношения: деньги, различные материи, лоскуты одежды, пули и тому подобное. В конце XVIII -го века, предположительно в 1795 году икона перевозится в Моздок группой переселенцев-осетин, которые направляются в Кизляр. По дороге они видят знамение и следуют ему, оставляя Божью Мать в городе, где для неё строится отдельная небольшая часовня, а позже храм Успокоения. В 1896 году икона перемещается в специально построенный для неё Свято-Успенский собор, который после революции и победы большевиков, закрывается. В 1958 г. храм подвергается разрушению и Святой образ исчезает и до сих пор его местонахождение неизвестно.

Post scriptum. История иконы на первый взгляд очень запутана, но при рассмотрении становится понятной. Подведём же итоги. Согласно народным преданиям селение Майрамыкау соответствует двум населённым пунктам – несохранившемуся селению близ Харисджин и ныне существующему селу Нижний Кани. Иконе всегда отводили специальное место, будь то часовня, храм или собор. Лишь одна из трёх церквей, в которых хранилась реликвия сохранилась – это Дзуар Мады Майрам в местности Цазиу. Именно здесь совершился великий акт дарения, – от грузинских аристократов местным жителям, однако в середине XVII -го века по непонятным причинам драгоценная святыня перемещается в село Нижний Кани и после нескольких пожаров образ Божьей Матери чудесным образом выживает и перевозится в Моздок с партией переселенцев.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"