Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Чеченки, оставившие след в истории своего народа


Просмотров: 1 651Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Чеченки, оставившие след в истории своего народа

ЧЕЧНЯ.  Женщина в чеченском обществе традиционно ассоциируется с домом, уютом, теплом домашнего очага. Но были в народе и такие женщины, которые брали на свои хрупкие плечи, на первый взгляд, непосильную ношу, и известны из истории, как героини. О национальных героинях чеченского народа и об их подвигах ИА "Грозный-информ" рассказала Заслуженная журналистка Чеченской Республики Аза Газиева.

- Конечно, история сохранила имена не всех выдающихся личностей - представителей чеченского народа, но тем не менее многих мы знаем. Наряду с мужчинами героические поступки совершали и женщины. Кого из чеченских героинь вы можете назвать?
- Мне очень больно говорить об этом, но имена не всех чеченских героинь, к сожалению, нам известны. Прежде всего, мне бы хотелось рассказать о Тоите. Это дочь известного богослова Гази-Хаджи Зандакского, который в 1860 году возглавил восстание чеченцев за свободу. Но вскоре он отошел от ратных дел и уехал в Саудовскую Аравию, где встретил смерть в 1867 году. Но в 1877 году поднял восстание его племянник Альбек-Хаджи. О нем написано в романе Абузара Айдамирова "Молния в горах". В отряде Альбека-Хаджи воевала девушка Тоита, дочь Гази-Хаджи Зандакского. Она носила мужскую одежду, и никто кроме двоюродного брата Альбека-Хаджи не знал о том, что она девушка. Ей несколько раз делали замечание из-за того, что она сторонилась компании мужчин, уходила во время трапезы и отдыха. И только после ее смерти на поле брани Альбек-Хаджи поднял труп девушки и рассказал, что это его двоюродная сестра Тоита. Но самое интересное то, что могила Тоиты Зандакской сохранилась. Она находится в селе Симсири Ножай-юртовского района. Люди очень бережно ухаживают за этой могилой и называют ее Тои барз.
Мы много говорим о Таймасхе Гехинской, которая на протяжении 10 лет была командиром отряда в войске наиба Шамиля Махмин Акберда. Но в этом войске Таймасха была не единственной женщиной. Долгие годы командиром одного из отрядов была и Ханипат Гойтинская.
Также, конечно, вспоминаются имена Дадин Айбики, Амаран Зази, Айдин Жансики и многих, многих других, которые предпочли позорному плену смерть в волнах Терека. Они - достойные дочери Дади-юрта!

- Поскольку вы рассказали о горянках, которые осознанно шли сражаться на поле битвы, хочется спросить: каким было отношение к ним? Война, по утверждению многих, не место для женщин.
- Да, все верно. Если бы стало известно, что они женщины, их просто не пустили бы на поле битвы.

- Кого мы знаем из национальных героинь – участниц Великой отечественной войны?

- Давайте начнем с Азы Агнаевой. Она была лейтенантом медицинской службы, начальником зубоврачебного кабинета 5-й воздушной Армии. С первых дней войны Аза была на передовой, в начале на Юго-западном фронте, а затем и на втором украинском.
Затем, обязательно надо упомянуть о наших знаменитых зенитчицах Совдат Тепсаевой и Лизе Муцаевой. Они начинали в женском батальоне 1-го беларусского фронта, а затем воевали на украинском фронте.
В медсанбате служила Нина Тутаева главврачом санитарного поезда Грозный-Кропоткино была Есимат Мазаева.
Особо хочется остановиться на судьбе Асет Тутаевой. Она была аспиранткой Ленинградского медицинского института. Имела бронь, но добровольно ушла на фронт. Работала главным врачом военного госпиталя. Имела звание майора медицинской службы. Мы все знаем, что Украина от немецко-фашистских захватчиков была освобождена 28 октября 1944 года. А Асет Тутаева погибла 29 октября 1944 года на Тернопольшине. Госпиталь, в котором в последние дни работала Асет находился в селении Колодино Вишневецкого района Тернопольской области Украины. Линия фронта в 1944 году уверенно продвигалась вперед. И госпиталь должен был следовать дальше на запад. Оборудование, кровати и постельные принадлежности главврач отправила на поезде. А сама решила добраться до места назначения на машине. Но по дороге на них напали бандиты, затаившиеся в лесах после ухода немцев. Они долго и старательно избивали советского врача, хрупкую женщину, а затем и расстреляли. Асет Тутаева похоронена там же, в селении Колодино на Тернопольщине. Местные жители бережно ухаживают за ее могилой.

- После репрессий в отношении чечено-ингушского народа чеченки, наряду с мужчинами, начали борьбу с НКВД. Кого из них вы можете назвать?
- Это прежде всего дочь Джанхота Муртазалиева из Зумсоя Майса. После того, как отец погиб, а брата Хасана арестовали Майса без средств к существованию, но с оружием в руках одна осталась в горах. Девушка стала отменным стрелком. Она даже подстрелила немецкого офицера за проявленную фамильярность, дав понять остальным, что шутки с ней плохи. Архивные документы свидетельствуют, что Майса Муртазалиева арестована 8 марта 1944 года. Получается девушка две недели мстила НКВДшникам, которые искали в горах еще оставшихся на своей земле чеченцев и ингушей. Но поскольку Майса стреляла в немецкого офицера, ее не расстреляли. Она отсидела в тюрьме назначенный срок и вернулась на родину.
Об ужасах Хайбаха сегодня знают многие. Но мало кто знает, что такая же трагедия произошла и в горах Зумсоя. И эта древняя земля имеет свою героиню по имени Кока Дукаева. Муж Коки – Хасан служил милиционером. Но когда чекисты 23 февраля 1944 года стали глумиться над его земляками, не выдержал и вступил с ними в схватку. В неравном бою он был смертельно ранен. Грудного ребенка куда-то утащили НКВДешники. Коке удалось скрыться. Таким образом, она осталась одна. Но с ней было оружие. И она мстила НКВД за незаслуженные страдания своего народа. По свидетельствам газеты «Грозненский рабочий» Кока Дукаева из Зумсоя еще в 1946 году вела борьбу с чекистами, отстреливая их при любом удобном случае. Многочисленные отряды милиции Грозненской области при регулярных облавах по горам не могли поймать, как не старались, эту хрупкую женщину. Она была ловка, изящна и бесстрашна. Сведения о ней изредка появлялись в СМИ вплоть до 1948 года.

- Расскажите о выдающихся женщинах – деятелях культуры и образования.
- Рассказывая о чеченских женщинах, оставивших яркий след в истории, культуре и литературе своего народа нельзя не упомянуть Марьям Исаеву, в девичестве Хакишева. Она была дочерью одного из первых чеченских просветителей-Султана Хакишева, который в 1913 году в селении Лаха-Невре открыл первую школу для чеченских детей. С первых дней создания школы Марьям там преподавала. Она писала стихи, занималась переводами. Но главное - Марьям первой из чеченских писателей доступным языком написала о репрессиях. Стоит отметить, что мать Марьям была француженкой и муж ее не был чеченцем, но когда начались репрессии, она сказала своей дочери, единственному своему ребенку, что уезжает вместе со своим народом и убедительно просит, чтобы дочь всем рассказывала, что эта земля чеченская.
Также к чеченским писателям, оставившим след в истории и литературе чеченского народа относятся Селима и Бата Курумовы, Балкан Анзорова и другие.
Также нельзя не рассказать о первом кандидате филологических наук среди чеченок Марьям Чентиевой. Все эти женщины оставили прекрасное наследие, но судьбы их трагичны. Их объявляли врагами народа, держали под арестом, пытали, расстреливали.
Но у нас были не только писательницы. Во многих странах мира взыскательный зритель рукоплескал чарующему голосу Марьям Айдамировой. Во всех уголках Советского Союза бороздила небо первая летчица-чеченка Ляля Насуханова. В четырнадцати странах мира переиздавались стихи прославленной чеченской поэтессы Раисы Ахматовой.

- Как в чеченской литературе переданы образы национальных героинь? Есть произведения, в которых повествуется непосредственно о них, подобные роману "Зелимхан", в котором рассказана история абрека?
- У Лечи Яхъяева есть роман о Таймасхе Гехинской и поэма об Асет Тутаевой. Но в основном в произведениях даются собирательные образы.
В романе Марьям Исаевой "Ирсан орам" создан образ девушки Васы, который, я полагаю, можно считать символом чеченского народа. Она умна, трудолюбива и на ее долю выпадает очень много тягот.
В чеченских илли есть один очень известный образ - "ворх1 вешин йиша" (сестра семерых братьев). В некоторых илли образ передается как по-настоящему героический, при этом имя девушки не называется. Как вы полагаете, у образа есть прототип?
 Конечно, это сестра Мади Джаммерза.

- Героизм чеченок в военные годы проявлялся по-разному: одни воевали наравне с мужчинами, другие - лечили раненых, третьи - на своих хрупких плечах поднимали детей. Но ведь и сегодня в чеченском обществе есть женщины с героическим духом. В чем проявляется их героизм?
- Я считаю, что если женщина, чеченка, имея семью, выходит на работу, достигает успехов, при этом делает все необходимое для своих близких - это уже подвиг.

- О семьях национальных героинь чеченского народа известно не так много. Были ли у них потомки?
- У Селимы Курумовой есть дочь в Бельгии. Но у них у всех, я бы сказала, очень трагические судьбы. У Раисы Ахматовой сын умер. У Марьям Исаевой была дочь, у дочери - один сын, который тоже умер в молодости. Марьям Чентиева расстрелена во дворе своего дома в январе 2000 года, перед ней расстреляли ее дочь Зою.

- Как вы понимаете слово героизм?
- Я согласна с мнением чешского журналиста Юлиуса Фучика, который сказал, что герой – это тот человек, который в решающую минуту делает то, что необходимо его родине. Именно так и поступали достойнейшие дочери чеченского народа: и те, о которых нам известно, и те, чьи имена не дошли до наших дней.


ИА "Грозный-информ"


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"