Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

С. ОСЕТИЯ. Поэт и псаломщик Сека Гадиев


Просмотров: 937Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
С. ОСЕТИЯ. Поэт и псаломщик Сека Гадиев
С. ОСЕТИЯ.  Имя Сека будет жить до тех пор, пока будут осетинский народ и осетинская литература. Человек, который рождается с Богом в сердце — так фразой описывается сущность проницательного человека, жившего в Осетии в XIX-ом веке. Сека Гадиев — прозаик и поэт. Молодость провёл в скитании, бегая по церквям в поисках работы. Растёт в труде - обрабатывает землю, ходит пастухом, занимается подённым трудом, а параллельно с этим обучается письму и чтению, знает три языка — грузинский, осетинский и русский.

Псаломщик. 23 октября 1872 года будущий литератор сдаёт экзамен на право занимать псаломническую должность. В обязанности как служителя православного храма входит произнесение Священного писания и молитв во время богослужений. В церковной иерархии — это нижестоящий чин, поэтому Сека Гадиев терпит унижение и пренебрежительное отношение со стороны высшего руководства.
Покинув Гудское ущелье, — малую родину — молодой служитель начинает колесовать по сёлам Северной Осетии. Дарг-кох, Батако-юрт, Гизель, Саниба — в этих местах во время церковных приходов раздаётся голос псаломщика Гадиева. Работа оплачивается, но жить на такие деньги нельзя. Кроме проведения служб, Сека приходится заниматься земледельческим трудом. Дома ждёт семья, которой требуется пища, одежда и крыша — выхода нет. Воспоминания старшего сына Цомака по совместительству первого биографа писателя, описывают отца, как человека, который «с потом и кровью вырывал черствый ячменный хлеб с клочков пашни».
Иногда работа псаломщика несла опасности. Тревожась за жизнь многочисленной семьи, Гадиев вынужденно просит епархиальные власти перевести в спокойное место.

Публицист. Сека Гадиев мечтает о собственной земле и надеется, что верная служба и полная самоотдача будет достойна благодарности, однако богатая церковь не проявляет щедрости. Даже отказывает детям священников в бесплатном образовании. Открыв в себе страсть к литературе в конце 70-ых гг., священнослужитель часто публикуется в местной газете «Ног цард». Воспользовавшись такой привилегией, в одной статье описывает тяжёлое и приниженное положение псаломщиков, которые вынуждены унижаться перед религиозными сановниками. Автор говорит о страшных вещах: как вымогают часть жалования, подолгу не принимают и глухи к проблемам образования. Только за редким исключением встречаются люди, желающие помочь другим. В других статьях, например, «Блаженная царица Тамара» и «Давид-Сослан» Сека Гадиев отметил роль двух исторических личностей в распространении христианства в Осетии, о воздвижении храмов в осетинских аулах. Появление прозы - это достижение Сека Гадиева, благодаря которому писатель входит в анналы осетинской литературы.  Произведения писателя носят исторический характер. Например, повесть «Бабале» поднимает проблему раскрепощения горянки, любви и свободы чувств, а в рассказе «Женщина в трауре» автор резко демонстрирует разрушительный характер крепостного права. Кроме сочинительства Гадиев занимался переводом русских поэтов на родной язык и кавказский народ впервые знакомится с баснями Крылова.

31 июля 1909 года Сека Гадиев пишет прошение и увольняется. Исполнение обязанностей теперь забота сына Николая, а отец тем временем решает переехать во Владикавказ. Такое решение он принимает из-за ареста среднего сына, чьё участие в революционном движении приводит к ссылке в Восточную Сибирь. Писатель не сдаётся и в течении четырёх лет пишет на имя императора прошения о помиловании, но безрезультатно. Сека так и не встретился с сыном. Освобожденный из ссылки после Февральской революции 1917 г. Цомак возвращается в Осетию уже после смерти отца. На старость лет Гадиев отдаёт себя земле, покупает участок и берёт пару штук в аренду, где занимается выращиванием агрокультур. Но при этом успевает участвовать в жизни православного Владикавказа. Во время престольных праздников читает стихотворения собственного сочинения и рассказывает о христианстве в Осетии.

Поэт. 9 июля 1915 года у Ильинской часовни на Мещанском кладбище во Владикавказе собирается группа людей, желающая попрощаться с человеком по имени Сека Гадиев. Для них — он не обычный псаломщик, а поэт и писатель, чьи стихи, рассказы, статьи и спектакли пропитаны весенним воздухом. Осетинский народ ощутил утрату, горе засело внутри, перед глазами застыли руки, приложенные к груди с иконой Иисуса Христа, медленно опускающихся в могилу. Таким запомнили литератора в тот день, однако с именем осетинского «певца» в первую очередь возникают ассоциации с фольклором и сказками. В начале творчества Гадиева опирался на сказания, подвергая переработке. С момента публикации секаеского «Чермена», песня вытеснила народные варианты. Аналогичная ситуация произошла и в России с произведениями Пушкина, занявших место каноничных.
Сека перерабатывает народную песню, вносит собственную интонацию и краску, оригинальные детали и не случайно это произведение становится не только знаковым в творчестве поэта, но признаётся шедевром в осетинской поэзии

Владикавказ. Гадиев любил Осетию в фольклорном, сказочном, литературном отражении с мифами и выдумками, однако рядом со стихосложением расположилась публицистика с взглядом на современность. В местных журналах и газетах печатались статьи писателя, в которых облачал современное осетинское общество. Ни капли не боясь, писал о пьянстве, лень и воровство. Открыто говорил о проблеме национальной неприязни, описывая столкновения ингушей и осетин. Здесь же проявлял себя как истый верующий. В «Христианской жизни» псаломщик думал о просвещении народа, выступал против засилья устаревших обычаев и обрядов, писал о житиях святых и церкви.

Произведение Гадиева. Словом, срывая корочки ран, Сека говорил о том, что калым и пышные похоронные обряды — это глупость. Мнение аргументировал тем, что на проведения ритуалов - затея не из дешёвых и обрекает людей на бедность. Поэтому призывал осетинский народ отринуть наследие предков и распорядиться средствами правильно, например, потратить на образование детей. В одном сборнике Сека Гадиев включал несочетаемое. В одной части собирал фольклорные записи, изображающие великое прошлое осетин, а в другой публиковал статьи, в которых выступал против отсталых обрядов и алкоголизма вокруг. На этом противоречии прошлого и настоящего автор показывал: вот кем вы были и кем стали.

Post scriptum. Жизнь писателя трагически обрывается 8 июля 1915 г. На пересечении городских улиц лошадь, ведущая арбу, неожиданно пугается проезжавшего мимо автомобиля и несётся вскачь. Сека Гадиев, не удержавшись, падает и ударяется головой о каменный мост. Врачи не успевают, поэт умирает по причине кровоизлияния в мозг.
В тот день Сека Гадиев отправляется из Владикавказа в Гудское ущелье, чтобы выступить в качестве посредника между конфликтовавшими из‑за земли крестьянами. Жители родного общества часто обращались к нему за советом и помощью. В поездке сопровождал посланец гудцев Дзахот Дзестелов. Сегодня имя Сека Гадиева не так известно, как Хетагурова. Местные жители возмущены тем, что во Владикавказе до сих пор нет улицы имени писателя, однако решение касательно этого вопроса было принято ещё в 1990-ом году. Народ читает, что государство несправедливо замалчивает о заслугах основоположника осетинской прозы и христианского просветителя, который часть культуры Осетии.



checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"