В настоящее время множество ученых изучают строение и принципы функционирования мозга с целью построения компьютера будущего, построенного на таких же принципах и который будет обладать возможностью обучения в процессе познавания, восприятия и взаимодействия с окружающей средой, при всем этом сохраняя подобный мозгу компактный размер и низкий уровень энергопотребления. C целью построения подобной компьютерной системы ряд ведущих университетов США под предводительством компании IBM начали работы над проектом SyNAPSE ( DARPA''s Systems of Neuromorphic Adaptive Plastic Scalable Electronics ).
На работы по этому проекту научному сообществу был выделен грант в размере 4.9 миллионов долларов от Управления Перспективного Планирования оборонных научно-исследовательских работ при министерстве обороны США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA).
Система SyNAPSE по своей сущности должна являться аппаратным и программным прототипом мозга млекопитающего, способного к обучению.
Ученые из Университета Колумбии и IBM занимаются разработкой программного обеспечения системы, а специалисты по нанотехнологиям и суперкомпьютерам из Корнеллского университета (Cornell University) и Стэнфордского университета (Stanford University) создадут аппаратную платформу системы. Ведущим руководителем данного проекта выступает компания IBM.
Основной целью проекта SyNAPSE является создание компьютера способного к обработке и сортировке множественных потоков изменяющихся данных, имеющего возможность поиска информации по заданным шаблонам и способного принимать логические решения. При всех своих фантастических возможностях этот компьютер должен быть по размерам не больше головного мозга и потреблять энергии не более чем 100 Ватт.
Для успешного продвижения работ проекта SyNAPSE ученым предстоит досконально разобраться в принципе работы нейронов и синапсов, которые эти нейроны соединяют, и в результате – во всей работе мозга как одного целого. Ученые уже пришли к выводу, что просто копировать всю структуру нет необходимости. Одни нейронные сети играют ключевые роли в работе мозга, другие – второстепенные, и без них можно обойтись. Остается только окончательно выяснить, какие цепи нейронов реально необходимы для моделирования работы мозга.
Есть и еще одна нерешенная задача из этой области, ученые не знают какие толчки и при каких условия необходимы для начала процесса обучения и самообучения такого искусственного мозга. Это еще все предстоит выяснить в ходе моделирования и экспериментов. "Система жизненных ценностей – вот что является важнейшим аспектом", говорит Джулио Тононни (Giulio Tononi), один из первых ученых, занимавшихся проблемой создания самообучающихся компьютеров. "Ключевой момент искусственного разума - обучение методом проб и ошибок, именно так, как учимся мы на протяжении всей своей жизни".
В области программного обеспечения уже имеются наработки позволяющие имитировать межнейронные связи и способные даже на самообучение. Но это лишь только очень маленькая часть из всего объема предстоящих исследований и работ.
"Это будет не легкая задача", говорит Тононни, "Даже мозг самых маленьких млекопитающих весьма внушителен с точки зрения его возможностей, хотя он имеет относительно маленькие габариты и потребляет совсем немного энергии".