Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Как это было. Вхождение Ингушетии в состав России.


Просмотров: 2 150Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Как это было. Вхождение Ингушетии в состав России.
В советский период зачастую историки с лёгкостью объявляли тот или иной народ добровольно вступившим в российское подданство — на основании первого же соглашения, договора местной знати с правительством или провинциальным российским начальством. Рецидивы подобного подходи встречаются и в наши дни.

«Научное открытие» и сомнительная «добровольность». В 1970 году на Северном Кавказе происходит «научное открытие». Осетинский исследователь Марк Максимович Блиев в собственной статье выдвигает версию о том, что ингушский народ сам выказал желание стать поданными империи. По его мнению, «установлению колониального режима на Кавказе предшествовало добровольное присоединение горцев к России» в 1770 году. Как показывает практика подобные «открытия» чаще всего связаны с политическими событиями в стране. В 1970-ых г. в советскую пропаганду закладывается идея о том, что вступление северокавказского региона в состав Российской империи оказало прогрессивное воздействие на местные народы. Руководители Чечено-Ингушской СССР сразу берут мнение авторитетного историка на вооружение и при больших стараниях Блиева 1770 г. становится официальной датой добровольного, даже не вхождения, а единения Ингушетии с Россией. Сразу после «открытия» Блиева начали издавать брошюры, созываться научные консилиумы и выходить статьи. По итогу конференции 1979 года в Грозном в советской науке официально закрепляется концепция о добровольном вхождении Чечено-Ингушетии в состав России. Критиковать данное решение оказывается непозволительным, поэтому в печати появляется множество публикаций никоим образом не опровергающее данное решение. 

Бег по кругу. Критические материалы в адрес концепции «добровольного вхождения», начинают появляться в печати только в начале 1990-ых г. В результате она развенчивается как антинаучная. Проходит не очень много времени, прежде чем данная идея заново реанимируется. В 1996 году ингушский профессор И.А. Дахкильгов публикует статью в газете «Сердало», где подробнейшим образом описывает процедуру присяги, которая совершалась ингушскими старшинами на верность России. Не раз ещё учёный затронет данную тему в своих работах, однако все они будут исторически не совсем достоверны. В общем и целом, события XVIII-го века по сведениям Дахкильгова развиваются в три этапа:

  • в 1756 году новокрещённые ингушские старейшины, — Цоук-Мирза Колмамоков, Харитон Мисос и Амбросий Пахомиев, — посылают письмо кизлярскому коменданту, в котором говорится о том, что «киштинские старшины со всем народом в 900 человек присягают, чтобы быть в вечном подданстве»;
  • в 1758 году 9 ингушских старшин приносят присягу коменданту Кизляра, дабы изъявить верность России;
  • в 1770 году в Кизляр отправляется целое посольство во главе со старшинами Гарсом Чопановым и Сурхаем Мирзахановым для решения вопроса о вхождении ингушского народа в подданство.
Во время этих переговоров представители ингушских обществ просят прислать к ним человека, получившего от высшей власти полномочия, и у становить место и время проведения акта присяги. В тот же момент кизлярский комендант, чьё место занимает И.Д.Неймич сообщает в Синод — высший орган управления России по делам православной церкви о том, что ингуши изъявляют желание «поступить в вечное подданство». Тогда по указанию правительства к ним отправляют архимандрита Порфирия, с которым горцы хорошо были знакомы и гусарского полка капитана Дегостодия.  В начале марта 1770 года в присутствии большого количества народа, рядом с аулом Ангушт на поляне, которая называется «Барта-Бос» — «Склон согласия» совершается присяга с участием старейшин.

«Присягали раза по три в год ...».  В начале XXI-го века идея, автором которой становится Блиев, достигает своего апогея. В Назрани созывается конференция под названием: «Единение Ингушетии с Россией — историческая необходимость». Работы, материалы конференции и доклады не подвергаются публикации, а вопрос не обсуждается. По итогу мероприятия на имя Президента высылается просьба о законодательном закреплении даты добровольного вхождения Ингушетии в состав России. Сценка разыгрывается на ура. 25 марта 2004 года Народное собрание Республики Ингушетии принимает постановление «О дате единения Ингушетии с Россией», где 17 марта 1770 года объявляется официальной датой данного события. Что означает термин «единения» никто не объясняет. Решение осуществляется на основе исследований И.А. Дахкильгова и Р.Ш. Албогачиева, которые не являются профессиональными историками. Более того, критические высказывания видных учёных о «добровольности» вступления в состав империи не рассматриваются вообще. Обратимся же к ним. Во второй половине XVIII-го века и вправду проводится присяга близ аула Ангушт. Старейшины в количестве 24 человек присягают на верность царю. На торжественном мероприятии присутствует академик И.А.Гюльденштедт, который всё своё путешествие по Кавказу старался зафиксировать. Вот, что он писал:

Ингушцы. Так называют себя кисты некоторых уездов, которые живут рядом с Малой Кабардой, южнее Моздока приблизительно в 80 вёрст, преимущественно около речки Кунбелей, притока Терека, которые я посетил, когда из в 1770 русский офицер привёл к присяге о верности и достал заложников. ... 

Приняв присягу, Россия обещала защищать территории народа от врагов, а также е препятствовать их возвращению на равнинные земли. Через 40 лет 22 августа 1810 года уже в крепости Владикавказ 10 представителей шести родов — Таргимхоевых, Эгиевых, Евлоевых, Хамхоевых и так далее, жителей аула Назрань приносят присягу на верность России, клятвенное обещание и берут аманатов. В вводной части документа историки отмечают любопытную фразу, которая сообщает о том, что в подданство вступали фамилии «ингушевско-вольного и никому неподвластного народа», однако насколько известно они являлись потомками жителей села Ангушт, которые участвовали в событии 1770 г.

Противоречивые присяги и «добровольные аманаты». Исходя из двух противоречивых друг другу присяг можно заключить, что каждое такое событие влекло за собой выдачу заложников — аманатов. Историки негодуют и спрашивают: «О какой добровольности может быть речь, если входящий в подданство народ, должен был предоставлять людей в качестве залога его верности? При этом все присяги на имя Его Императорского Величества предписывали ингушам выставлять в своей среде противников русского престола и выдавать их царской администрации. Разве стал бы народ добровольно соглашаться на выдачу своих соплеменников, отказавшись от своего права распоряжаться ими? По мнению авторитетных историков, толкование событий 1770 года как акт вхождения Ингушетии в состав России является неверным. На самом деле картина была куда сложнее. Отношения подчинения и подданства два народа, — русский и кавказский, — воспринимали совершенно по-разному и это надо учитывать. Дело в том, что похожие договоры, начиная с XVI-го века подписывали по несколько раз все, без исключения, народы Северного Кавказа. Кабардинцы принимали «присягу на верность России» 4 раза, примерно столько же это делали абазины, кумыки, ногайцы, андийцы, аварцы, осетины, абхазы и так далее. Учёный П. А. Павленко в своей книге про Шамиля писал, что в XVIII-XIX вв. между дагестанскими ханами и Россией продолжала существовать такая же система отношений. Они «присягали раза по три в год и столько же раз изменяли. В Чечне, где ханов не было, присягали и изменяли все скопом»

События 1770 года. Добровольность принятия присяги опровергает история человечества, в которой нет примеров добровольного отказа элиты какого-нибудь народа от большей части своей власти и богатства в пользу захватчика. Всегда это вершилось из-под «кнута», по принуждению, шантажируя вооружённым восстанием или вынужденно, в силу сложившихся обстоятельств. Известный кавказовед Леонид Лавров, изучая в 1979 году вопрос о «добровольности» вхождения Чечено-Ингушетии в состав России, обращает внимание на то, что информация о событиях 1770 года, взятая из печати, никоим образом не доказана. Официальные документы, подтверждающие этот исторический эпизод, остаются не найденными, а вероятнее всего их вовсе не существует. Различные общества и населённые пункты Ингушетии меньше чем за 100 лет успевают принести 9 присяг на верность российскому престолу, и только одна из них рассматривается как «добровольная», хотя и после 1770 года, вплоть до 1811 г., ингуши заново и заново становятся «подданными царя», однако никто их так не воспринимает. Русский историк Пётр Григорьевич Бутков, будучи правителем канцелярии главнокомандующего на Кавказе, собирает этнографический материал по горцам, который становится частью его книги, вышедшей посмертно. Там он сообщает следующее: 

«В то время наблюдаемо было правило древних римлян, чтоб для пользы кавказского края сорить между собой разные кавказские народы, дабы они, ослабляя свои силы, оставляли больше нас в покое. Вследствие сего поссорены от нас разными образами чеченские народы с ингушами, и в июне 1783 года сразились, имея каждая сторона до тысячи человек...». 

Событие, о котором повествует Бутков происходит в Тарской долине, на той территории, где проживают ингуши, давшие присягу в 1770 году. Очевидно, спустя 13 лет после присяги русские уже не считали их своими подданными. Иначе их действия не объяснить. При другом раскладе царские военные вышли на защиту и оказали поддержку, а не специально стравливали два народа. Историки единогласно заявляют о том, что неоднократные присяги «на верность престолу всероссийскому» являлись традиционными клятвенными обещаниями всех кавказских народов. Ни одна из сторон их не соблюдала, поэтому принятие горцами сана «подданных» не несло за собой никакого значения, однако русским таким образом удавалось держать в блокаде диких жителей гор.

Post scriptum. Подобные договора с обеих сторон всегда подписывались в поисках сиюминутных выгод. Как только какая-либо из сторон добивалась своей цели, о договоре забывали. В следующий раз, при возникновении необходимости решить какой-либо вопрос, вновь подписывались договора о вхождении того или иного народа в состав России. Необходимо отметить и то, что договор 1770 года заключали представители Ангуштского общества, которые жили на равнине. Вряд ли горцам было известно об этом событии. Ведь решение принималось исключительно жителями села Ангушт — без общенародных сходов и обсуждения данного вопроса с другими. В то время именно ангуштовцев русские называли ингушами. С тех пор оно прикрепилось ко всему народу. Возможно, данный факт также повлиял на неправильное толкование этого исторического эпизода. Заключённый договор представлял собой взаимовыгодную сделку. Каждый из них преследовал свои цели. России был необходим безопасный проход в Грузию через земли ингушей, а тем, в свою очередь, союзник в противостоянии с более сильными соседями – кабардинцами, чеченцами и кумыками. Но союз оказался недолговечным. Через 13 лет, в 1783 году, после карательного похода русской армии под командованием майора Рика, ангуштовцы вновь присягнули на верность.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"