Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ИНГУШЕТИЯ. Какая она - охота в ингушском варианте?


Просмотров: 817Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ИНГУШЕТИЯ. Какая она - охота в ингушском варианте?
ИНГУШЕТИЯ. Множество свидетельств о занятиях охотой сохранились в ингушском фольклоре. Таковы предания о Сеска –Солсе. Наконечники стрел, ножи, рисунки оленей со сценами охоты на них, а также целых два покровителя — следы былой Ингушетии. Исторически охота давала людям больше чем мясо, кожа или мех, в качестве сырья для изготовления рукоятей ножей и кинжалов, деталей конской упряжи и разнообразных поделок использовались кости оленей, быков, коз, кабанов и других. В те времена ничего не было лишнего, поэтому использовали всё и по максиму. С древних времён охотники представляли собой некий коллектив. Они собирались вместе и шли заваливать огромного зверя, понимая, что в одиночку такого не провернуть. Совместными усилиями можно проще и безопаснее получить богатую добычу, однако были и те, кто промышлял охотой в одиночку. 

Отправлялись охотники в дорогу ночью или утром до рассвета. В этом правиле также отражается взгляд ингушей на жизнь. Они так поступали, чтобы не встретить никого по пути, ведь встреча с «неблагоприятным» человеком могла предвещать беду и скорую неудачу. Но если мужчины встали заблаговременно и собрались в поход, то особой популярностью отличалась охота на туров. 
Считалось, что хорошим охотником мог называться тот, кто ходит на тура. Охота на этого зверя была чрезвычайна труда и опасна для здоровья, а то и жизни. Обычное место обитания этих дико красивых зверей — недоступные места скалистых гор. Они редко спускаются вниз, поэтому путь наверх приходилось преодолевать самим. Для этого использовалась специально подкованная обувь, как у скалолазов. К местам обитания тура охотники взбираются по узким тропинкам, которые вьются над бездонными пропастями. Поднимались охотники на такие скалы пешком, а если они убивали животное, то нести его приходилось на себе. Заранее брались специальные ремни

Охотничье снаряжение. Живя в горах Ингушетии охотникам каждый раз приходилось собираться в поход —  дикие животные водились далеко от мест обитания людей. Перед отправлением обязательно совершался ритуал и читались молитвы защитнику путников и зверей богу Елте. Понятие спецовки существовало у ингушей уже в древности. Собираясь на охоту, мужчина всегда надевал снаряжение. Особое внимание он уделял обуви, которая делалась из грубой сыромятной кожи с плотной плетёной подошвой, чтобы не скользить. Для сохранения ног в тепле внутрь клали стебли ковыля, не пропускающих воду. Обычно охотник высушивал это растение и хранил на чердаке, используя всё зимнее время. Горы, покрываясь льдом, были очень опасным местом и для таких случаев ингуши использовали специальные подковы в форме треугольника. В основном их применяли тогда, когда шли за турами, которые обитали в высокогорье. Также необходимой частью охотничьего снаряжения выступали специальная палка и клюка с наконечником, который делался из рога крупного животного.

В среде охотников были установлены правила, отражающие мировосприятие ингушей. Если мужчина захотел добыть зверя один — он мог это сделать, но такое предприятие было чревато трудностями. Например, в одиночку не всегда можно перенести тушу убитого животного. Горцы не имели право относиться к мёртвому телу грубо и пренебрежительно. Не допускалось волочить его по земле, сбрасывать со скалы и так далее. Если не хватало сил на транспортировку туши, то охотник возвращался домой за повозкой или помощью без страха что кто-то украдёт его добычу. Было принято, если горец обнаруживал мёртвое тело медведя или тура, он не имел права трогать чужое. В Ингушетии существовало название для оставленного таким образом на время и без присмотра зверья —«чаь рахьий лар», означающее «след охотника». С древних времен, когда охота являлась единственным средством добычи пропитания, дошел до наших дней обычай отдавать голову и шкуру животного тому, кто его подстрелил или свежевал

Охотничий язык и пережитки. Со временем среди охотников вырабатывается язык, в котором все термины и понятия выражаются иносказательно. Ингуши делают это для того, чтобы добиться успеха в промысле. Они верят в то, что животные понимают человеческий язык, поэтому накладывают запрет на произнесение некоторых слов, прежде всего на названия ряда животных и некоторых птиц. Таким образом их намерения становится непонятны зверям. Поэтому лиса, серна, косуля, медведь, тур и так далее носят условные имена, ясные только добытчикам. О существовании у ингушей культа зверей свидетельствуют изображения различных животных на рукоятках боевого холодного оружия, украшениях, подвесках и пряжках, а также сохранившиеся отголоски целительной магии, основывающейся на приписываемых определенным частям тела животного лечебных свойствах. 
У ингушей, как и у многих других кавказских народов, существовало строгое правило — не убивать за одну вылазку больше 2-3 животных и не трогать, находящихся в состоянии беременности, самок. Жёсткая регламентация существовала независимо от того сколько было человек в охотничьей группе. В обязательном порядке после удачного похода рога и череп животного относились к святилищу с молитвами и благодарностями божеству, а одна из филейных частей доставлялась непременно жрецу.По народным верованиям, удачная охота зависела от милости и расположения одноглазого бога охоты Елта. Имя бога охоты даже не произносилось после захода солнца и всячески табуировалось. Пережитком древнего обычая охоты является правило, существующее до сих пор. Оно гласит: «мясом и мясной пищей ведает исключительно глава семьи или старший в охотничьей группе». Дальше это превращается в традицию и на общественных пирах, свадьбах, поминках возле котла обязательно стоит мужчина, разделывающий тушку барана.

Охота на медведя. Среди ингушей также высоко ценилась охота на медведейДля древних людей этот зверь всегда — олицетворение силы и свирепости, поэтому он сначала выступает в качестве тотемного животного, однако со временем перестаёт им быть. Существует даже запрет на произнесение его имени из-за чего оно до нас и не доходит. В настоящее время по-ингушски название зверя будет «ча». Когти, зубы и шкуры медведя — это то, что любили ингуши. Их применяли в лечебной магии и в качестве амулетов от сглаза, вешая на коня или детскую люльку. Медвежье мясо и сало употреблялось как средство от разных болячек — ревматизма, туберкулеза и простуды. Поэтому часть добытого зверя каждая семья хранила впрок в вяленом виде. А ковёр или какое-либо украшение в доме могла заменить шкурка животного.

Охота на кабана. Отдельно следует выделить охоту на кабана. Находки свиных костей и кабаньих клыков как украшений и как предметов домашнего обихода, восхищение силой вепря в фольклоре дают представление о распространенности этого животного в прошлом, однако с принятием ингушами ислама охота на данный вид животных прекратилась.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"