ИНГУШЕТИЯ. В середине XIX-го века в Ингушетии разворачивается борьба между миссионерами.Россия активно посылает к горцам распылителей православной веры, а чеченцы — мусульманских. Не понимая основ веры народу требуется духовный наставник, который скажет, как делать можно и как нельзя. Поэтому ингуши, принимая ислам, за неимением собственного праведника посещают живущего в Чечне Кунта-Хаджи Кишиева. В один из очередных приёмов чеченский суфий неожиданно для всех показывает на стоящего в стороне человека и задаёт вопрос:
— «Вы знаете этого человека?» — «Нет, а кто это?» — спрашивают они. — «Воистину это устаз, шейх из Сурхахов Батал, отныне вы можете обращаться к нему за советом и принимать тоба» — говорит он в ответ.
Кунта-Хаджи Кишиев и Батал-Хаджи Белхороев. В исламской религиозной традиции устазом называют учителей и наставников, а словом тоба или тауба обозначается молитва Аллаху о прощении часто совершаемая после каждого греха. Ингушетия наконец-то обретает собственного праведника в лице Батал-Хаджи Белхороева. Он приобщается к исламу ещё в детстве. Из-за трагических событий в семье он в раннем возрасте теряет родителей — ему приходится покинуть родной дом и переехать в Чечню на воспитание к родственникам матери. Все последующие девять лет будущий устаз ищет спасение в религии. В течении этого времени он знакомится с Кунта-Хаджи Кишиевым — духовным наставником и учителем.
Суфий. Годы, проведенные в Чечне, не прошли даром для молодого суфия, он часто бывал у святого устаза шейха Кунта-хаджи, советовался с ним по многим интересовавшим его вопросам духовного развития. В лице Кунта-Хаджи Кишиева он находит наставника и учителя. Когда Батал-Хаджи решает вернуться на Родину, он идёт за советом к устазу. «Где бы свить мне свое гнездо?» — спрашивает он. В ответ слышит: «В Сурхахах». После переселения это село становится самым почитаемым и посещаемым местом для мусульман Ингушетии. Каждый кто хотел приобщиться к вере и вступить в братство Батал-Хаджи, проходил проверку вопросом: «Ты обязуешься не причинять другому то, чего не пожелаешь себе?». И только после утвердительного ответа, человек считался соратником, другом и учеником.
Глава братства. Среди приверженцев Батала-Хаджи были не только ингуши, но и незначительное количество чеченцев и кумыков. В народе шейх пользовался почётом и уважением, так как «отличался широким гостеприимством, умел располагать к себе не только горцев, но и царских чиновников». О Батал-Хаджи говорили, что он обладал сверхъестественными способностями, что он в течение двух-трех часов мог проехать 200 верст и вернуться обратно, ходить невидимым среди людей. Также он обладал даром ясновидения, он предсказал предстоящую депортацию и последующие 13 лет на чужбине. Глава братства активно принимает участие в возведении соборной мечети в Сурхахах. Батал-Хаджи собственноручно на подводах возит из Владикавказа кирпичи для минарета, преодолевая путь в 40 километров. Для своих учеников шейх становится не только духовным учителем, но и примером мужества, благородства и целеустремлённости, которому хочется подражать.
Шейх и его последователи. Последователи беспрекословно исполняют все поручения шейха — в среде батал-хаджинцев царит строгая, подобно воинской, дисциплина, однако целая плеяда учеников остаётся без своего наставника в 1911 году, когда Белхороева вместе с представителями чеченского духовенства арестовывают и ссылают в город Козельск Калужской губернии, где он умирает спустя три года. По ходатайству Павла Алексеевича Гайдукова к императору даётся разрешение на перевозку спецвагоном тела святого устаза на родину. Похороны проходят 25 октября 1914 г. в Сурхахах. В процессии участвуют жители всего Северного Кавказа
Зиярат Батал-Хаджи Белхороева. Сегодня зиярат Батал-Хаджи Белхороева — это место особого почитания.Недавно здесь проходят строительные работы, после которого сооружение в буквальном смысле начинает утопать в гранитном обрамлении и блистать золотом. Проект задумывается и реализуется внуком шейха Якубом-Хаджи, его братьями и последователями. В возведении памятника принимают участие представители религиозных братств Ингушетии и Чечни.