Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

«Театр –зеркало нашей жизни…»


Просмотров: 4 323Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

56092_w200_h270_fc.jpgПочетный гражданин Чеченской Республики, Почетный гражданин Шалинского района ЧР Дагун Омаев делится с читателями «Вестей республики» своим видением событий в ЧР, своими размышлениями о нравственности и рассказывает о театре.

 

- Предвоенная обстановка в Чеченской Республике была исключительно накаленная. Происходили ежедневные столкновения мнений, суждений, позиций. Мы - работники культуры, - призывали к благоразумию, ответственности, миру. Те, одержимые жаждой господства, опьяненные властью, вседозволенностью, хотели мятежа, вакханалии. Вот к этим людям я находился в оппозиции - к их мировосприятию, мировоззрению. Люди культуры в основном были против войны, против машины массового убийства, какой фактически являлась эта международная афера, развязанная на территории ЧР. Эта война, однако, и сегодня не закончилась. Она продолжается в умах людей, высказанная и не высказанная. Подрывы, смертники-террористы – это шлейф тех событий. Театр же во все времена был выразителем лучших традиций народа, всего передового, что выработано тысячелетней историей человечества. Одно из величайших преступлений «ичкерийских правителей» состояло в том, что культурные, духовные ценности были полностью дискредитированы, подвергнуты осмеянию и остракизму. А театр и работники культуры – преданы забвению.

«Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», - эти слова великого реалиста Н.В. Гоголя справедливы, наверно, для всех времен и всех театров… – Надо помнить, что деятели культуры, литературы, искусства всегда являлись выразителями нравственного кодекса народа, своеобразным рупором гражданственности и нравственности, мерилом преданности Родине и любви к Отчизне. И к ним в первую очередь должны прислушиваться власть предержащие. Ведь мы - граждане одной страны, жители одной республики, соотечественники, принадлежащие к одному народу. Надо любить гимн своей Родины, герб, знамя. Надо любить и восхвалять свою Отчизну, ее горы, воздух, родники. Но не в идеализированном виде, а – желая сделать ее лучше, красивей, благородней, чище. Со сцены Чеченского драматического театра им. Х. Нурадилова звучали голоса знаменитых персонажей А-Х. Хамидова, героев чеченского народного эпоса российской и мировой классики, в зрительских кругах бывшего Советского Союза говорили: «Если хотите посмотреть «хорошего Шекспира», поезжайте в ЧИАССР…» - В СССР было 540 театров, и чеченский драмтеатр им. Х. Нурадилова входил в первую десятку признанных театров страны. И, естественно, когда этот театр в застое, нам и обидно, и непонятно. Большое сожаление вызывает отсутствие произведений о сегодняшнем дне, о событиях последних лет. Пока у нас есть только одно хорошее произведение Лечи Яхьяева о первом Президенте ЧР – пьеса «Нигат». Мы этот спектакль ставим, он востребован. Однако сценического материала в виде хороших произведений очень мало или вовсе нет. Нередко приходится слышать, что, мол, надо перестать поминать депортацию. Нет, из прошлого ничего нельзя забывать, нельзя. Говорить надо не только о победах, но и о горе, и о трагедии, чтобы осмысление пережитого, прошедшего продолжилось, чтобы не умерла память. Сегодня предпочтение отдается легким жанрам – развлекательным.

В какой-то степени это и понятно: народ перенес большую трагедию, и заваливать сознание и психологию зрителя трагедийными и драматическими картинами, может быть, не совсем логично и оправданно. Но все же должен наступить момент, когда умы надо занять серьезными, основополагающими проблемами - гражданственности в том числе. Одними песнями, как бы они талантливо ни исполнялись, в духовном воспитании человека не много сделаешь. Эстрада имеет свое особое назначение, свою специфическую смысловую сторону, которая не идет ни в какое сравнение с театром. В советские годы на сцене чеченского драмтеатра работал коллектив прославленных артистов, известных в России, прошедших высокую школу театрального искусства, с четкой и ярко выраженной гражданской позицией.

Народный артист России и ЧИАССР, народный артист Кабардино – Балкарии, Абхазии, Осетии, лауреат государственной премии Дагестана, заслуженный артист РФ Дагун Омаев работает в театре сорок седьмой сезон. Его зарплата – 8200 рублей. Интересно, какую зарплату получают молодые артисты, те, которые должны стать мастерами сцены и продолжить духовное становление нации? Дагун Омаев – председатель экзаменационной комиссии на театральном отделении ЧГУ, недавно подписал 16 дипломов. Эти ребята в скором времени вольются в творческий коллектив чеченского драматического театра. - Но чеченский государственный национальный театр не может идти по пути примитивного зарабатывания денег. Наш театр должен быть другом и соратником этой республики, выразителем и пропагандистом тех идей и установок, которые помогли бы возрождению народа именно в провозглашенном духе. Театр должен быть флагманом честности, справедливости, независимости. В каком-то смысле театр находится и в состоянии оппозиции к обществу – выявляя его недостатки, обозначая и предлагая пути их преодоления, создавая в сознании зрителя преломление духовных и нравственных ценностей. И тут же мы должны возвестить о своих героях, тружениках, провозгласить именно те идеалы и принципы, достижения культуры и духовности, которым мы готовы следовать. Но и создавая на сцене негативный образ, мы даем обществу, зрителю мощный импульс отторжения от этого негатива. Иначе работа актера, как и любого работника культуры, не имеет смысла. В этом смысле наш театр – зеркало нашей жизни, нашей республики. То, что происходит с твоей нацией, твоим народом, преломляется в твоем театре. Особенность работы актера в том, что он может играть и в 70 лет, и в 80. Ведь актер на сцене демонстрирует не физические возможности, а артистические - перевоплощение в образ, создание образа.

У нас великолепные артисты - мастера сцены: А. Давлетмирзаев Х. Азаев, И. Джамаев, Раиса Гичаева, Хамзат Дуцаев, Султан Дакаев, Майр-Али Вахидов – очень талантливый артист, Али Марисултанов. Это актерский коллектив, способный освоить любую постановку. Молодого притока как такового нет, есть несколько человек после театрального отделения ЧГУ. Но их мало, и они неопытные. Сцена требует 10 – 15 лет работы, чтобы вырос хороший актер. Как же обстоят дела в российских театрах? Известно, что президент России Д. А. Медведев поставил задачу министру финансов РФ Кудрину: финансовый кризис не должен коснуться работников культуры. – Не секрет, что сценические костюмы, декорации, музыка, репетиции, весь театрально-постановочный реквизит - все это стоит немалых денег. В российских театрах на постановку одной пьесы отпускается до 300 тысяч рублей. Российский театр находит мощную государственную поддержку. Это – различные дотации, зарплаты, гонорары. Так работают Большой Драматический театр, другие столичные театры. Также в Калмыкии, Дагестане, Осетии государство поддерживает театры из дополнительных источников финансирования. В частности, президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов обеспечивает размер зарплаты актеров на уровне не меньше 20 тысяч рублей. Потому что театр, наряду с другими видами искусства - мощнейший инструмент формирования сознания, гражданской позиции, нравственного кодекса и морально-духовных ценностей. Над чем сегодня работает знаменитый Дагун Омаев, удается ли ему пообщаться с коллегами из-за пределов республики, о чем его переживания и каковы планы?..

- На выезде все спрашивают о Президенте ЧР: «Видите ли Вы его, разговариваете ли с ним, какой он?..» Недавно меня пригласили на юбилей ведущего актера Северо- Осетинского театра Феликса Хугаева, присутствуют депутаты Парламента РСО-А, министр культуры, ответственные официальные лица. И вот юбиляр обращается ко мне: «Скажите, пожалуйста, Рамзану Кадырову, чтобы он помог мне получить квартиру!» Конечно, я обещал передать эту просьбу, но как это сделать практически?.. Репертуар чеченского театра сегодня небольшой. Конечно, на стадии подготовки есть какие-то вещи, но – только в подготовке. Это, в частности, повесть Алауди Мусаева «Волчья яма» - о наркотиках, написана еще в советское время. Мы сделали из нее пьесу «Расплата». Другая работа – эпизодическая роль в фильме «Пленный» известного российского режиссера Алексея Учителя. Фильм этот - о военных событиях в ЧР. Есть еще старая пьеса А-Х. Хамидова «Совдат и Дауд». Сюжет произведения - тема кровной мести, она злободневна и сегодня. Турецкая киностудия снимает полнометражный художественный фильм о Киши-Хаджи. Д. Омаеву предложили в этом фильме роль Хизир-шейха. Представители кинокомпании были в ЧР, встречались с Президентом ЧР, с артистами чеченского драмтеатра. С представителями турецкой кинокомпании в ЧР побывали и чеченские студенты, обучающиеся в Стамбуле, Ираке. Состоялась договоренность. Съемки фильма с участием Д. Омаева будут идти один день.

Беседовал А. Катаев





checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"