Ученые: Найден ген заставляющий будущий сперматозоид стать яйцеклеткой

Ученые: Найден ген заставляющий будущий сперматозоид стать яйцеклеткой

Японские генетики с помощью ДНК рыб нашли ген, который превращает сперматозоид в яйцеклетку. Свои результаты японские ученые уже опубликовали в статье, в журнале Science.

Тосия Нисимура (Toshiya Nishimura) из Национального института фундаментальной биологии и его коллеги выяснили, что у медак, лишенных гена foxl3, в яичниках самок формируются сперматозоиды.

Ученые обратили внимание на ген foxl3, «архивную копию» гена foxl2, который отвечает за рост икринок и поддержание их жизнедеятельности в организме будущей матери. Все наблюдения велись для того, чтобы понять природу мужских и женских половых клеток и определить разницу между ними.

Когда половые клетки выросли, ученые извлекли их из тела рыб для последующей проверки способности дать жизнь новому поколению рисовой рыбки оризии. Дело в том, что в яичниках самок рыбки-оризии с поврежденным геном foxl3 все же осталось несколько яйцеклеток, которые в процессе эксперимента смогли самостоятельно оплодотвориться. Спустя некоторое ученые увидели, что у самцов рыбок в семенниках начали появляться яйцеклетки, а у самок в яичниках появились сперматозоиды.

Как выяснилось, подобные половые клетки были жизнеспособными, т. е. Оказалось, что в и организме существует ген foxl3, который представляет собой некий половой «переключатель».

Оказалось, что ген foxl3 является так называемым половым «переключателем», при активации которого происходит превращение гамет в яйцеклетку и далее — в икринку, а при неактивном положении — в сперматозоид. Эти клетки функционируют нормально, и способны участвовать в создании потомства. Ученые давно отмечают способность некоторых видов змей и например, рыбы-пилы к самооплодотворению.

Открытие, сделанные японскими генетиками, имеет огромное значение для спасения вымирающих видов. Открытие также можно будет использовать в дальнейшем для сохранения вымирающих видов.