Мультипортал о Чеченской Республике

Заметки о Хурритах


Просмотров: 4 059Комментариев: 0
Заметки о Хурритах

В различных публикациях часто говорится об этно-языковом и культурном родстве современных вайнахов с древними хурритами, населявшими некогда обширные области на Кавказе и Ближнем Востоке. О хурритах создана богатая научная литература.

Но на ее страницах только мельком упоминается о генетическом родстве чеченцев и ингушей с этим древним народом. Данная статья, являющаяся фрагментированными выдержками из более объемной работы, призвана детализировать указанный аспект хурритологии.

 

I.

После окончания одной из самых длительных и кровопролитных войн в истории человечества – Кавказской, в 60-х годах XIX столетия десятки тысяч вайнахов, под нажимом царской администрации, решили навсегда покинуть страну своих предков. Около 50 тысяч чеченцев – часть этих переселенцев – расселились в верховьях реки Хабур, на территории современной Сирии, недалеко от турецкой границы.
В 1889 году, хороня покойника в склоне окрестного холма, именуемого арабами Телль-Халаф, чеченцы из селения Рас-эль-Аин (селение это существует и поныне, и до сих пор в нем живут сирийские чеченцы) наткнулись в могильной яме на каменные изваяния животных с человеческими головами. Посчитав их воплощением злых подземных духов-джиннов, чеченцы могилу закидали землей, умершего похоронили в другом месте и, во избежание несчастий, поклялись никому не говорить о своей находке.


Но окрестные кочевники-бедуины каким-то образом узнали о случившемся и вскоре рассказали обо всем Максу фон Оппенгейму, немецкому путешественнику и любителю древностей, гостившему в то время у местного шейха. Оппенгейм, взяв охрану из 25 человек, немедленно прибыл в Рас-эль-Аин и попросил жителей показать ему холм с «джиннами». Последовал вежливый отказ, жители селения утверждали, что понятия не имеют, о чем идет речь. Вспыльчивый барон обозвал чеченцев лжецами и чуть не поплатился за это жизнью – не менее вспыльчивые кавказцы обнажили свои кинжалы и стали надвигаться на барона и его людей. Дело принимало скверный оборот, но Макс фон Оппенгейм успел крикнуть разозленным людям, что они совершат ужасное преступление, убив гостя в своем доме. Чеченцы опомнились, и им стало стыдно за свою горячность.


«Глубоко взволнованные чеченцы признали свою вину. Они сознались в том, что солгали гостю и, полные раскаяния, обещали показать ему холм, где нашли каменные изваяния, когда копали могилу для покойника. В их устах впервые прозвучало название этого холма – Телль-Халаф… В течение уже многих десятилетий оно встречается в каждом научном труде по археологии Ближнего Востока – от Москвы до Сан-Франциско, от Нью-Йорка до Лондона, Парижа и Берлина – это ставшее знаменитым название Телль-Халаф.19 ноября 1899 года смирившиеся чеченцы повели немца к Телль-Халафу», – так пишет об этом Эрих Церен.


Находчивость Макса фон Оппенгейма не только спасла ему жизнь, но и послужила открытию Вашшуканне, столицы государства Митанни – одной из самых загадочных древних цивилизаций Ближнего Востока. И, может быть, какой-то символ заключен в том, что именно вайнахи стали невольными первооткрывателями руин великого города, в котором три с половиной тысячи лет назад звучала речь их далеких предков – хурритов. Таковы странные зигзаги истории и неведомы пути, по которым случай приводит людей к забытым истокам их существования на этой земле.


II.


Кто такие хурриты? Каким был этот древний и могущественный народ, от которого ведут свое происхождение вайнахи? Какими деяниями отпечатали они свой след в истории древнего мира? Мы попытаемся в доступной мере ответить на эти вопросы, собрав воедино сведения о хурритах, разбросанные по различным источникам. И, если сведения эти покажутся читателю неполными и фрагментарными, следует помнить, что хурриты, несмотря на некоторые успехи в их изучении, до сих пор остаются наименее известными историкам среди древних народов Ближнего Востока.


Древнейшей прародиной хурритов являлось Армянское нагорье (общая площадь этого нагорья – 350 тыс.кв.м. ). Армянское нагорье расположено между Анатолийским нагорьем на западе и Иранским нагорьем на востоке и как бы связывает их, являясь частью обширного приподнятого региона. Средняя высота нагорья равна 1700-1800 м над уровнем моря, то есть на 500-600 м выше средней высоты Анатолийского и значительно выше Иранского нагорий. На севере и северо-востоке Армянское нагорье обрамляют Черноморская и Куро-Араксинская депрессии (разделенные Дзирульским массивом), на юге – Месопотамская низменность и Средиземноморская впадина. В пределах нагорья выделяются мощные складчатые системы: Понты на севере, Киликийский и Армянский Тавры – на юге, хребты Малого Кавказа – на востоке. Горные цепи чередуются с межгорными котловинами, вытянутыми вдоль Аракса, Куры и истоков Евфрата; из наиболее значительных котловин следует отметить Араратскую (высота около 700м над уровнем моря), Ванскую и Тигранакертскую (южнее Армянского Тавра).


Именно здесь, в этой гористой области, получившей впоследствии название Армянского нагорья, и зародился этот древнейший народ. И отсюда он распространился по огромным территориям Ближнего Востока и Кавказа. Хурриты изначально были горцами, и эта географическая особенность оставила, как мы увидим, неизгладимый отпечаток на всей их культуре и этнической психологии.
Многочисленные племена этого народа имели свои локальные названия, но общим самоназванием являлось имя «хурриты». Что оно означает?


Ученые считают, что это название происходит от слова «хурре» , что значит «утро» , «восход» , «восток» ; отсюда хурриты – «жители востока» , «восточные люди» . Интересно, что Сирия, в которой хурриты обитали уже с середины III тысяч. до н. э., первоначально называлась Суре , то есть «западная страна» , «страна заката, вечера» . Подобное же противопоставление востока (утро, восход) с западом (вечер, закат) наличествует и у вайнахов: 1уьйре -- «утро», «восход солнца» и суьйре (инг. сайре ) -- «вечер», «закат», «запад». Сирия расположена к западу от Северной Месопотамии, откуда, заселяя эти земли, продвигались хурриты, и поэтому древнейшее название этой страны в устах хурритов звучало Суре (или Сур) – «западная (страна)». Интересно, что и ассирийцы Сирию именовали «Амурру» , то есть «западная (страна)» . Вайнахи, позабыв название, данное этой стране их предками, называют теперь Сирию арабским именем Шами (Шам).


Сирия от Египта расположена в западном направлении. И закономерно, что из египетских текстов XVI в. до н. э. мы узнаем, что египтяне Сирию и всю Палестину называли «Хару» (то есть страной хурритов); в Библии в этих местах часто упоминается народ «хоритов» . Таким образом, название этого народа в устах египтян и древних евреев звучало, соответственно, хару и хори , что важно для нас в определении хурритских топонимов (географических названий), которые в изобилии встречаются на страницах Библии, особенно ее начальных книг.

Причины, заставившие хурритов в течение III-II тысяч. до н. э. непрерывно расширять границы своего обитания, кроются, по-видимому, в гористом характере их прародины. Известный советский ученый Н. И. Вавилов в свое время отмечал, что интенсивные миграции характерны именно для земледельческих обществ в горных областях, вследствие быстрого увеличения населения и ограниченности географического ландшафта, занятого возрастающим населением. На пути их продвижения хурритам часто противостояли многочисленные цивилизованные народы, контакты с которыми носили различный характер – от мирной культурной интеграции до свирепых войн.
Однако несомненно, что с конца III и до конца II тысяч. до н. э. хурриты являлись доминирующим народом не только Ближнего Востока но и даже некоторых европейских территорий (остров Кипр, Италия и т.д.). Их присутствие мы обнаруживается от Египта на западе до Ирана на востоке, и от Средней Месопотамии на юге до Центрального Кавказа на севере. 


Один из крупнейших знатоков истории и культуры хурритов и урартийцев академик Б.Б. Пиотровский писал: «В III и II тысячелетиях,… в Передней Азии доминирующую роль играли хурритские племена, которые имели два крупных объединяющих их центра – Верхнюю Месопотамию (Митанни) и район Ванского озера (Урарту). Даже на территории Ассирии, где семитизация произошла очень рано, субстратом является определенный хурритский элемент».


Из этого следует, что ассирийцы во многом являлись потомками хурритов, перешедшими на семитский язык (ассирийский диалект аккадского языка). То, что хурриты были древнейшим населением Ассирии, доказывается и хорошо установленным фактом, что именно они являлись основателями знаменитой Ниневии, древней столицы Ассирии, «логовища львов» как ее называли в Библии. Польская исследовательница Юлия Заблоцка отмечает этот факт такой фразой: «Ниневия, как это видно из ее названия (хурритское слово), также первоначально была населена хурритами». Отметим, что в основе этого названия лежит словосочетание «Нин-Хебат» («Мать Хебат – одно из главных женских божеств хурритского пантеона).


В Анатолию (Малая Азия) хурриты проникают примерно в XXII веке до н. э., а к середине II тысяч. до н. э. начинают господствовать на этой территории в военно-политическом и культурном отношениях. В Малой Азии располагалась мощная Хеттская держава, носившая отпечаток глубокого хурритского влияния. В частности, хеттские цари к указанному периоду носили «тронные» хурритские имена, в религии хеттов доминировал хурритский культ и хурритский язык являлся литературным и официальным языком Хеттского государства.

Около 1700 года до н. э. хурриты Сирии и Палестины, приведя в движение своих семитских вассалов, вторгаются в Египет и полностью завоевывают эту страну. По словам П. Мельгунова, владычество хурритов (египтяне называли их гиксосами т.е. «царями-пастухами») над Египтом «было похоже на владычество татар над Русью. Во внутренние египетские дела они вмешивались мало, довольствовались только тем, что поставили гарнизоны в главнейших пунктах и собирали дань».


В дельте Нила раскопаны руины одной из хурритских крепостей, откуда осуществлялся контроль над завоеванной страной, и куда свозилась дань. Господство гиксосов над Египтом длилось до 1570 года до н. э., то есть 130 лет, а затем, по мнению большинства современных историков, они были изгнаны в результате восстания египтян. Впрочем, древнееврейский историк Иосиф Флавий ( «Иудейские древности» ) отмечает, что хурриты (гиксосы) были выведены из Египта пророком Моисеем (мир ему) вместе с двенадцатью израильскими коленами.


Как бы то ни было, господство хурритов принесло Египту не только порабощение, но и некоторую пользу – именно от них египтяне заимствовали боевые колесницы, запряженные конями, и само египетское название боевой колесницы ( врит ) происходит от соответствующего хурритского термина ( варат ). Читателям будет интересно узнать, что вайнахское обозначение повозки ( ворд , вард ) имеет то же самое происхождение.


Хурриты, жившие далеко на востоке от своих сиро-палестинских и малоазийских соплеменников, консолидировались в государства сравнительно поздно. В районе озера Ван в конце II тысячелетия до н. э. образовалось царство Урарту, а в окрестностях озера Урмия (современный Иран) примерно в то же время начало складываться Маннейское царство.
О хурритах в Закавказье мы поговорим позже, а теперь коснемся проблемы древнейших хурритских государств на Ближнем Востоке.


III.


Читая в различных изданиях разработки исследователей о политической жизни и расселении хурритов, мы насчитали названия более 40 больших и малых государств, созданным этим народом на протяжении времени с конца III и до начала II тысяч. до н. э. в различных районах Ближнего Востока. Большинство этих государств известны нам лишь по названиям и по тем отрывочным данным, которые сохранились о них в шумеро-аккадских, древнеассирийских, хеттских и египетских письменных источниках.

О некоторых хурритских государствах нам известно больше, зачастую из клинописных текстов самих хурритов. Наиболее полные архивы хурритских текстов сохранились в древней Аррапхе (и на хурритском, и на вайнахском это название обозначает « равнинное поселение »), и эти тексты дают нам представления о хозяйственной, политической и социальной жизни хурритских обществ начала и середины II тысяч. до н. э.


Археология улавливает присутствие хурритов в Северной Месопотамии с середины IV тысячелетия до н. э. С начала III тысяч. до н. э. (приблизительно с XXIX века до н. э.) хурритов уже упоминают (под названием субареи , субир ) шумеро-аккадские клинописные тексты. Следует указать, что само появление письменности датируется примерно этим временем и, таким образом, мы можем утверждать, что о хурритах писали в самых древних письменных источниках, известных на Земле.


Древнейшие хурритские государственные образования датируются последней четвертью II тысячелетия до н. э. В аккадской надписи, посвященной «богу Нергалу, владыке города Хавилума» упоминается хурритский царь, которого звали Аришена. Аришена и его предшественник Тишдаль называли себя царями городов Уркеша (в Верхней Месопотамии) и Навара (территория будущей Ассирии). Сохранилось еще одно имя хуррита Аришены, царя Карахара (в Загросе), датируемое тем же периодом. Во время их царствования хурриты разгромили Ашшур и другие староассирийские города и установили свое господство на среднем течении реки Тигр. Из Уркеша до нас дошла первая надпись на хурритском языке, датируемая XXII веком до н. э. и составленная жрицей по имени Тишари.

Цари Шумера и Аккада при III династии Ура (самый конец III тысяч. до н. э.) предпринимают два похода на север, чтобы остановить экспансию хурритов, угрожающую самому существованию Южно-Месопотамской цивилизации, однако нам неизвестно, насколько успешными оказались эти походы. Известно только, что в 2004 (или 2003) году до н. э. хурриты (совместно с союзниками из государства Элам) под командованием Хутрантема, царя Симашки, вторглись в Шумер и захватили его столицу, город Ур.


В дошедшем до нас тексте «Плача о гибели Ура» так описывается этот захват:


«Людьми, а не черепками покрыта окрестность, 
Стены зияют, ворота и дороги завалены телами, 
На улицах где собирались веселые толпы, разбросаны, они лежали, 
На всех улицах и дорогах лежали трупы, 
На открытых полях, что были пляшущими полны, 
Кучами они лежали… 
Кровь страны заполнила трещины земли, как медь свою форму, 
Тела разлагались как жир на солнце…».


Ур в течение еще нескольких поколений после этого лежал в руинах, а царь этого города Ибби-Суэн в оковах был уведен в плен. По-видимому, это была месть хурритов за предыдущие походы против них царей Шумера и Аккада.


В первой четверти II тысяч. до н. э. появляется еще целый ряд хурритских государств –  Шушарра, Аррапха, Уршу, Хашушу, Гаргамиш (Каркемиш), Ямхад (со столицей в городе Халпа), Хурри, Арцава, Киццувадна, Алзе, Куммухи, Аласия (на острове Кипр) и, наконец, государство Митанни, объединившее большинство этих и других государств в единую мощную державу – первую империю хурритов.

К моменту своей консолидации (XVIII век до н. э.) Митанни не имела соперников на Ближнем Востоке. Египет, как уже говорилось, был завоеван в 1700 году до нашей эры (вторжение хурритов-гиксосов), позднее были захвачены Вавилон и Ассирия, а Хеттская держава целиком находилась под политическим и культурным влиянием хурритов. Это была эпоха культурного и политического расцвета хурритов, пик их военного могущества, когда в течение нескольких столетий Митанни оставалась единственной великой державой древнего мира. Ниже мы изложим (по доступным нам сведениям) краткую историю возникновения, расцвета и падения Митанни.


Читать дальше



checheninfo.ru

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

БОЛЬШЕ ИНТЕРНЕТ НОВОСТЕЙ:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru       checheninfo.ru

Календарь новостей

«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Смотреть все новости

Это интересно

ЭТО ОБСУЖДАЮТ В СЕТИ

Добрро пожаловать в ЧР

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"